Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:37, курсовая работа

Описание

Весь мир живёт в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система.

Содержание

Глава 1. Сущность и нормативное регулирование государственного долга РФ
1.1 Понятие, виды и формы государственного долга
1.2 Регулирование государственного долга
1.3 Управление государственным долгом, принципы и методы, пути оценки их эффективности
Глава 2. Анализ политики управления государственным долгом РФ
2.1 Современное состояние государственного долга РФ
2.2 Современная структура и динамика государственного внутреннего долга РФ
2.3 Современная структура и динамика государственного внешнего долга РФ
Глава 3. Перспективы долговой политики федеральной государственной власти
3.1 Перспективы динамики государственного долга РФ

Работа состоит из  1 файл

Государственный долг курсовая.docx

— 82.93 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность и нормативное регулирование  государственного долга РФ

    1. Понятие, виды и формы государственного долга
    2. Регулирование государственного долга
    3. Управление государственным долгом, принципы и методы, пути оценки их эффективности

Глава 2. Анализ политики управления государственным  долгом РФ

    2.1 Современное  состояние государственного долга  РФ

    2.2 Современная  структура и динамика государственного  внутреннего долга РФ 

    2.3 Современная  структура и динамика государственного  внешнего долга РФ

Глава 3. Перспективы долговой политики федеральной государственной власти

    3.1 Перспективы  динамики государственного долга  РФ

Заключение

Список  литературы

 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Весь  мир живёт в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные  должники. Подавляющее число стран  испытывает недостаток собственных  ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических  преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем  заемщиком, кто-то наоборот. Но практически  во всех этих странах сложилась долговая экономическая система.

    Политика  в области государственных заимствований, управления суверенными долгами  для большинства стран является важной составляющей государственной  финансовой политики. От ее эффективности зависят международный имидж государства, отношение политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес - проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг.

    Всеобщими причинами образования государственного долга принято считать: войны, стихийные  бедствия, государственное предпринимательство, рост иностранных капиталов, социальную политику государства.

    Со  становлением рыночных отношений государство  превращается в хозяйствующий субъект. На смену насильственным рычагам  привлечения средств (увеличению налогов) приходит использование кредита. Власть создает государственные предприятия  в отраслях, которые недоступны и  непривлекательны для частного предпринимателя (из-за долгих сроков окупаемости инвестиций) или социально значимы. Возникает  необходимость заимствований для  их финансирования.

    Проблемы, связанные с управлением государственным  долгом, его регулированием, с выбором  правильной долговой политики до сих  пор достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований  очень сильно изменилась,

и в  лучшую сторону, не стоит забывать о  том, что любой неверный шаг может  привести к серьезным проблемам  в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных  займов, выдачи государственных кредитов и гарантий.

    Цель  данной  работы – исследование  сущности  государственного долга,   основных    показателей    структуры    и    динамики,    механизма самовоспроизводства долга и его влияния на  экономику России,  определение методов оптимизации   внешней   и   внутренней   задолженности   Российской Федерации.

    Задачами  курсовой  работы являются:

         -  раскрытие  экономической   сущности  государственного  долга   и  его составляющих;

         -   исследование    механизма    нормативно-правового    регулирования  государственного долга России;

         -  анализ  современного  состояния   внешнего   и   внутреннего   долга Российской Федерации;

         -   раскрытие   проблемы   взаимосвязи    внешнего    и    внутреннего государственного  долга;

         - оценка влияния государственного  долга на экономику России;

         -  анализ  путей  оптимизации   внешней  и   внутренней   задолженности Российской Федерации.

    При  написании  курсовой  работы  использовались   Бюджетный   кодекс Российской  Федерации,  нормативно-правовые  акты,  регулирующие   отношения  государственных  заимствований  и  государственной  задолженности,   учебные пособия  по  международным  экономическим  отношениям  и   теории   финансов экономистов, таких, как  Вавилов А.П., Шуляк П. Н., Нешитой А.С., Алехин Б.И. и ряд других, а также официальные сайты Министерства финансов РФ и правительства России. 
 

Глава 1. Сущность и нормативное регулирование государственного долга

1.1 Понятие, виды и формы государственного долга

    Государственный долг - это совокупность долговых обязательств Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами, а также  иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права, включая обязательства  по государственным гарантиям, которые  предоставлены Российской Федерацией (ст. 97 Бюджетного кодекса РФ).

    Основными причинами образования государственного долга являются дефицит государственного бюджета и наличие свободных  денежных средств у физических и  юридических лиц.

    Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых  лет с учётом вычета бюджетных  излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

    Существует  несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.

    Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.

    Капитальный государственный долг - вся сумма  выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая  начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

    Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

    По  валютному критерию государственный  долг  также подразделяется на внутренний и внешний.

    Внешний государственный долг - это составная  часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами  которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели – относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.

    Основными кредиторами внешнего долга, как  правило, являются:

    -    другие государства;

    - международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.);

    -   частные фонды – нерезиденты.

    Внутренний  государственный долг - это составная  часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами. Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее – правилом. Экономически развитые страны, как правило, имеют  значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница  в причинах, способах образования  и особенностях функционирования этого  вида долга. Государственный долг и  вызвавшие его дефициты могут  быть тщательно продуманными и спланированными  факторами стабилизации экономики  и ее развития. Внутренний государственный  долг не влияет на общие размеры  совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия по его  управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или  развитие экономики страны.

    Однако  присутствует и ряд отрицательных последствий наличия внутреннего государственного долга:  
 

  • погашение задолженности производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков: таким образом, происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества;
  • для уменьшения долга государство может увеличивать налоги, что может привести к макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение инвестиций.

    Действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей. Т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал. Это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны.

    Основными кредиторами внутреннего долга, как правило, являются:

    - население;

    - корпорации;

    - банки;

    - другие финансовые и кредитные учреждения.

    По  срокам государственные долговые обязательства  могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства  не могут превышать срок в 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

    По  уровню управления государственный  долг делится на государственный  долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный  долг. Россия не несет ответственности  по долговым обязательствам субъектов  РФ.

    В соответствии с законодательством  Российской Федерации в состав государственного долга включаются:

-  кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

-  договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

-  соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет. 1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Регулирование государственного  долга

    Двойственная  природа государственного долга, определяемая его целевым назначением, обусловливает  противоречивое воздействие государственной  задолженности на экономику - стимулирующее  и дестабилизирующее.  Отсюда возникает  необходимость регулирования государственного долга (чтобы снять дестабилизирующее  его воздействие на экономику), определение  его границ.

    От  методов регулирования государственного долга, будет ли государственная  задолженность бременем или стимулом для экономического развития.

    Основное  направление регулирования государственного долга - это регулирование объема, состава и структуры государственной  задолженности.

Информация о работе Государственный долг