Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:37, курсовая работа

Описание

Весь мир живёт в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система.

Содержание

Глава 1. Сущность и нормативное регулирование государственного долга РФ
1.1 Понятие, виды и формы государственного долга
1.2 Регулирование государственного долга
1.3 Управление государственным долгом, принципы и методы, пути оценки их эффективности
Глава 2. Анализ политики управления государственным долгом РФ
2.1 Современное состояние государственного долга РФ
2.2 Современная структура и динамика государственного внутреннего долга РФ
2.3 Современная структура и динамика государственного внешнего долга РФ
Глава 3. Перспективы долговой политики федеральной государственной власти
3.1 Перспективы динамики государственного долга РФ

Работа состоит из  1 файл

Государственный долг курсовая.docx

— 82.93 Кб (Скачать документ)

    Методы  регулирования государственного долга  многообразны: замена долгосрочных ценных бумаг кредитами эмиссионного банка, замена долгосрочных ценных бумаг краткосрочными при финансировании государственного долга.

    Реальное  бремя государственной задолженности  можно уменьшить с помощью  повышения уровня инфляции, однако это может привести к подрыву  доверия к государству как  заемщику.

    Важный  канал регулирования государственного долга - приватизация государственной  собственности, с помощью которой  можно сбалансировать бюджетный  дефицит, добиться превышения доходов  над расходами, т. е. уменьшить государственный  долг. Использование приватизации как  средства регулирования государственного долга также сопряжено с рядом  проблем, среди которых неустойчивость поступлений финансовых средств  от приватизации и их сильная зависимость  от политической конъюнктуры. Следовательно, методы регулирования государственного долга имеют свои границы.

    В целом же возможность использования  государственного долга определяется уровнем экономического развития страны.  

"Репутация  державы, - говорил У. Черчилль, - точнее  всего определяется той суммой, какую она способна взять в  долг". Чем выше темпы экономического  роста и ниже реальные процентные  ставки, тем менее обременительным  для государства является использование  займов для финансирования расходов.

    Вместе  с тем определенные границы для  государственных займов ставят рынок  капитала, наличие средств у участников рынка капитала для инвестирования в государственную задолженность  и инвестиционная привлекательность  государственных обязательств для кредитов.

    Основное  назначение государственного долга - быть инструментом регулирования экономики. Эта функция достигается с  помощью решения двух задач:

    - фискальной - получить финансовые средства для нужд государства;

    - регулирующей - использовать эти средства для стабилизации экономики и стимулирования ее роста.

    Стабилизационное  воздействие на экономику осуществляется посредством изменения либо объема государственной задолженности, либо ее структуры, что позволяет влиять на основные макроэкономические показатели.

    Если  основные государственные обязательства  сосредоточены в небанковском секторе, то влияние государства на уровень  потребления, сбережений и инвестиций будет более прогнозируемым: в  период экономического спада путем  займов государство мобилизует накопление денежных средств, с помощью которых  государственные мероприятия будут  стимулировать конъюнктуру. В период оживления и подъема государство  размещает свои займы в частном  секторе за счет уменьшения уровня потребления и сбережений.  
 
 

Если  же кредитование государства осуществляется за счет банковской системы, то воздействие  государственного долга на экономическую  конъюнктуру сложнее, так как изменение потребления, сбережений и инвестиций осуществляется опосредованно, через банковскую систему.2

 

1.3 Управление государственным долгом, принципы и методы, пути оценки их эффективности

    Под управлением государственным долгом - понимается совокупность мероприятий государства по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий по выпуску новых государственных ценных бумаг.

    Управление  государственным долгом предполагает проведение следующих мероприятий:

    - формирование долговой политики. Характеризуется установлением соотношения между внешним и внутренним долгом; определением сроков заимствования; выбором методов урегулирования государственного долга и другое;

    - определение основных показателей предельных значений государственного долга;

    - определение основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

    - определение приоритетных направлений использования привлеченных средств.

    Управление  государственным долгом строится на следующих принципах:

    1) принцип безусловности предполагает  выполнение  обязательств перед  инвестором в полном объеме  и в точно установленные сроки;

    2) единство учета;

    3) принцип согласованности определяет  обязательное согласование интересов  кредитора и заемщика;

    4) принцип минимизации риска обеих  сторон;

    5) принцип оптимальности;

    6) принцип сбалансированности, который  означает обязательное соответствие  объема предусмотренных бюджетом  расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

    7) принцип гласности.

      Все методы управления государственным  долгом можно разделить на  две группы в соответствии  с характером обязательств, образующих  государственный долг:

  • обязательства по внешним ценным бумагам и внешним несекъюритизированным займам, регулируемые международным правом;
  • обязательства по внутренним ценным бумагам и внутренним займам, регулируемые национальным законодательством.

    В мировой практике выделяют следующие  три основные формы урегулирования долга:

  • реструктуризация - продление сроков погашения долга и выплаты по нему процентов.
  • конверсия - изменение первоначальных условий займа, прежде всего доходности.
  • списание.

    В теории выделяют еще несколько методов  управления государственным долгом:

    1)  рефинансирование – выпуск новой задолженности для погашения старой;

    2) стерилизация – погашение за счет средств бюджета с уменьшением суммы долга;

    3) консолидация – продление срока действия займа посредством превращения ценных бумаг в более долгосрочные или сокращение сроков функционирования обязательств;

    4) унификация – объединение нескольких займов в один с возможным изменением процентов по обязательствам;

    5) аннулирование – отказ от выполнения обязательств. В том случае, если обе стороны отказываются, то происходит уменьшение величины долга или полное его списание;

    6) новация – замена обязательств по долгу другими обязательствами.

    Рассмотрим  подробнее наиболее часто употребляемые.

    Стерилизация  долга – термин, закрепившийся  в российской экономической литературе, который описывает снижение размера  государственного долга за счет нормального  погашения. Данный термин в общемировом  смысле несколько более конкретен, чем термин, обозначающий нормальное погашение. Стерилизация долга означает сокращение размера госдолга за счет увеличения денежной массы в обращении  с возможными негативными последствиями.

    Считается, что стерилизация долга должна осуществляться в том случае, когда существует устойчивый профицит бюджета. Однако профицит бюджета далеко не единственное условие стерилизации долга. Необходимо также убедиться, что негативные последствия стерилизации могут быть успешно устранены. В мировой практике выделяются две основные группы негативных последствий стерилизации долга:

     - рост инфляции, являющийся следствием увеличения денежной массы в обращении;

     - снижение уровня реальных доходов населения вследствие сокращения финансирования социальных программ.

    Несмотря  на опасность возникновения неблагоприятных  тенденций, все государственные  заемщики стремятся при благоприятных  условиях сократить свой государственный  долг. Однако, учитывая возможность  развития негативных тенденций, они  одновременно разрабатывают комплекс мер по предотвращению негативных последствий. Эти меры могут иметь самый  разнообразный характер и, как правило, объединяются в рамках единой программы.

    Предотвращения негативных последствий стерилизации долга разрабатываются не только на основе внутренних макроэкономических показателей, но и с учетом состояния и перспектив развития мирового финансового рынка. На основе анализа и прогноза развития мирового финансового рынка, а также прогноза бюджетных и макроэкономических показателей страны определяются оптимальные моменты времени для осуществления стерилизации долга.

    Программы стерилизации долга предполагают не только нормальное погашение долга  без сопутствующего рефинансирования, но и досрочный выкуп долга.

    Программы стерилизации долга позволяют также  оптимизировать структуру госдолга: за счет досрочного выкупа долга осуществляется снижение размера тех или иных элементов государственного долга, которые нарушают оптимальность  той или иной структурной характеристики. Использование досрочного выкупа долга  позволяет также изъять с рынка  те транши государственных ценных бумаг, которые неудобны и дороги с точки  зрения их обслуживания.

    Термин  «рефинансирование» используется в  двух ситуациях. Первая ситуация связана  с надлежащим обслуживанием государственного долга. В этой ситуации рефинансированием  называется погашение ценных бумаг  за счет финансовых ресурсов от выпуска  других ценных бумаг.

    Вторая  ситуация, когда используется термин «рефинансирование», связана с ненадлежащим обслуживанием госдолга, когда возможность  погашения ценных бумаг отсутствует  или вызывает серьезные сомнения. В этом случае эмитент по договору с кредиторами осуществляет эмиссию  новых инструментов для погашения  обращающихся ценных бумаг. В этой ситуации также часто используется термин «конвертация», под которым подразумевается, что долг с определенными параметрами  заменяется на долг с принципиально другими параметрами.

    Наиболее  популярная форма урегулирования государственного долга – его реструктуризация. Реструктуризация госдолга предполагает такое изменение параметров этого долга, которое существенно повысило бы возможность выполнения заемщиком своих обязательств как за счет снижения тяжести долга, так и за счет повышения жесткости обязательств.

    Реструктуризация  также преследует цели минимизации  потерь кредиторов и расширения возможностей экономического развития должника.

    Сокращение  тяжести старого долга может  быть достигнуто как за счет списания части долга (либо сокращения старого  долга иным способом, в том числе  путем выкупа своего долга заемщиком  по сниженной цене), так и за счет снижения размера процентных платежей по долгу. Другими словами, сокращается стоимость обслуживания долга, включая сокращение стоимости погашения и текущего обслуживания.

    Технологии  конвертации несекъюритизированных долговых обязательств в долговые ценные бумаги, то есть секъюритизация, являются группой типовых технологий реструктуризации госдолга.

    Секъюритизация отражает одну из главных тенденций на мировом финансовом рынке – замены кредитных соглашений облигационными займами в структуре заимствований государств и муниципалитетов.

    Реструктуризация  долга путем секъюритизации предполагает замену кредитного соглашения, переуступка прав по которому сопряжена со многими сложностями, на долговую ценную бумагу, ликвидность которой потенциально существенно выше.

      Секъюритизация в порядке урегулирования долга предполагает в большинстве случаев удлинение срока долга, что связано с повышением ликвидности инструмента, а также снижение доходности, что связано с повышением общей надежности инструмента.

    Возможности секъюритизации существенно ограничены в странах с развитыми финансовыми рынками, где большая часть займов, осуществляемых государствами, сразу проводится в форме эмиссии ценных бумаг.

Информация о работе Государственный долг