Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:37, курсовая работа

Описание

Весь мир живёт в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система.

Содержание

Глава 1. Сущность и нормативное регулирование государственного долга РФ
1.1 Понятие, виды и формы государственного долга
1.2 Регулирование государственного долга
1.3 Управление государственным долгом, принципы и методы, пути оценки их эффективности
Глава 2. Анализ политики управления государственным долгом РФ
2.1 Современное состояние государственного долга РФ
2.2 Современная структура и динамика государственного внутреннего долга РФ
2.3 Современная структура и динамика государственного внешнего долга РФ
Глава 3. Перспективы долговой политики федеральной государственной власти
3.1 Перспективы динамики государственного долга РФ

Работа состоит из  1 файл

Государственный долг курсовая.docx

— 82.93 Кб (Скачать документ)

    Эффективность реструктуризации долга  оказалась  очень высокой, вследствие чего применение данной формы урегулирования долга  используется не только в случаях  затруднений в обслуживании долга.

    Некоторые суверенные заемщики предлагают своим  кредиторам реструктурировать долг даже при отсутствии финансовых затруднений, используя удобную ситуацию на мировом  финансовом рынке.

    Технологии  урегулирования долга в данном случае направлены не на избежание негативных последствий дефолта, а на оптимизацию  госдолга с условием не ухудшения  положения кредиторов.

    Еще одним наиболее часто употребляемым  методом управления госдолгом является конверсия. В мировой практике сложилась  двоякая трактовка термина «конверсия долга». В широком смысле под конверсией понимается любая замена старого  долга на новый актив, включая  замену старого долга на новый  долг, а также замену долга на собственность. В узком смысле под  конверсией понимается обмен долга  на собственность. Ниже под термином «конверсия долга» будет пониматься именно обмен долга на собственность.

    Чаще  всего такой обмен осуществляется на акции предприятий, принадлежащие  должнику. Однако госдолг может обмениваться также на предприятия, как отдельные  имущественные комплексы, находящиеся  в собственности должника; на недвижимость или права требования, обеспеченные недвижимостью, и так далее.

    Конверсия долга, как форма урегулирования долга, имеет свои преимущества и  недостатки. К преимуществам следует  отнести возможность привлечения  в экономику страны существенных инвестиций, так как прямой инвестор, для того чтобы повысить эффективность  своего предприятия, будет продолжать вкладывать в него деньги. Наличие  у предприятия доминирующего  собственника, который является крупным  международным инвестором, кардинально улучшает качество менеджмента на предприятии и уровень корпоративного управления. Наличие в структуре акционеров портфельного инвестора также благотворно сказывается на корпоративном управлении в рамках предприятия, однако возможности влияния у портфельного инвестора существенно ниже.

    Другое  существенное преимущество – возможность  снижения долга за счет его обмена на акции в больших объемах.

    Конверсия долга чаще всего используется при  урегулировании внешних долгов, и  владельцами акций предприятий  становятся иностранные инвесторы.

    К основным недостаткам этой формы  урегулирования долга относятся  следующие. Во-первых, теряет значительный объем собственности и возможность  оперативного влияния на экономические  процессы. Возможно ухудшение социальной ситуации, усложнение процедур реализации экономической политики и так  далее. Во-вторых, в случае неблагоприятного развития национальной экономики в  будущем возможен уход этих инвесторов из страны. При продаже принадлежащих  им акций может быть разрушен национальный фондовый рынок, а полученные деньги иностранные инвесторы будут  обменивать на иностранную валюту, что неизбежно приведет к девальвации  национальной валюты.

    Параметры государственного долга тесно связаны  с макроэкономическими показателями, поэтому управление госдолгом оказывает  на них непосредственное воздействие. В практическом смысле, на первый план выходит взаимосвязь между ростом экономики и ростом долга, в то время как абсолютные характеристики размера долга и экономики  имеют второстепенное значение.

    Важнейшей частью управления госдолгом является поддержание на приемлемом уровне соответствия между размером долга и источниками  его погашения.3

 

    Глава 2. Анализ политики управления государственным долгом РФ

2.1 Современное состояние  государственного  долга России

    В последние годы, благодаря благоприятной  конъюнктуре мировых сырьевых рынков, а также грамотной политике правительства в монетарной и фискальной сферах, добившись также существенных улучшений в отношениях с Западом, долговое бремя России значительно сократилось. Оно снижается как в абсолютном выражении, так и относительно ВВП, в то время, как обслуживание внешнего долга осуществляется исключительно за счет внутренних ресурсов, при этом если раньше долговые выплаты связывали всю экономику страны и являлись для нее непосильным грузом, то теперь благодаря гибкой фискальной политике они не являются столь обременительными; правительство может себе позволить производить досрочные выплаты по долгам и расходы на другие секторы экономики.

    Внешний государственный долг России на 1 января 2008 года уменьшился на 13,7 процента и  достиг 44,9 миллиарда долларов. В 2007 году на 1 января внешний государственный долг РФ составлял 52 миллиарда долларов. По оценкам Минфина, за первые два месяца 2008 года в части доходов федеральный бюджет был выполнен на 20,2 процента. В начале февраля Россия полностью погасила внешний долг Международному банку экономического сотрудничества (МБЭС) в размере 118,4 миллиона долларов. Кроме того, в прошлом году Минфин досрочно погасил долг перед США в объеме 343 миллиона долларов и принял решение о погашении долга бывшего СССР в 470 миллионов долларов перед Объединенными Арабскими Эмиратами. Задолженность по еврооблигационным займам в I квартале снизилась с 28,6 млрд. до 28,2 млрд. долларов. Задолженность перед странами-членами Парижского клуба уменьшилась с 1,8 млрд. долларов до 1,6 млрд. долларов. Задолженность перед странами, не входящими в Парижский клуб, в январе-марте не изменилась и составила 2,2 млрд. долларов. Также не изменился объем задолженности перед странами, входившими в бывший Совет экономической взаимопомощи, на 1 апреля он равен 1,5 млрд. долларов.

    Государственный внешний долг России к 1 июля 2008 года уменьшился с 44,1 до 41,0 млрд. долларов. Долг снизился в основном за счет задолженности по облигациям внутреннего государственного валютного займа: она уменьшилась с 4,5 млрд. 1 апреля до нынешних 1,8 млрд. долларов. Задолженность по еврооблигационным займам в II квартале сохранилась на уровне 28,2 млрд. Задолженность перед международными финансовыми организациями снизилась с 4,8 млрд. до 4,7 млрд. В сумму внешнего долга также включаются гарантии, предоставленные Россией в иностранной валюте. На 1 июля 2008 года их объем не изменился по сравнению с данными на 1 апреля 2008 года и составляет 0,6 млрд.

    Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный государственных ценных бумагах (ОФЗ-ГСО) на 1 октября 2008 года составил 1378500,067 млн. рублей. Однако, он будет возрастать, так как рассчитан исходя из потенциального спроса и предложения на государственные ценные бумаги.

    Государственный долг России в 2008 году стал самым низким за всю ее современную историю  и составил 8.5% ВВП. В других странах объем долга намного выше. В частности, в США он составляет около 60% ВВП, в Италии – 100% ВВП. С 2009 года Россия начнет постепенно наращивать долг, в основном за счет внутренних заимствований. И это будет абсолютно правильной политикой, создающей особые гарантии для инвестирования в Россию.

    Россия  по размеру ВВП вышла на 10-е  место в мире с показателем 1,27 трлн. долларов. А по долгосрочной стратегии развития страны, к 2020 году наша экономика должна стать пятой в мире. Еще будучи президентом Владимир Путин поставил задачу максимально сократить внешний долг страны. Помог в этом рост доходов от экспорта нефти, который повысился благодаря повышению цен на углеводороды на международном рынке.

Политика  России в области государственного долга на 2009 год и среднесрочную перспективу направлена на снижение совокупного государственного долга Российской Федерации и замещение внешних источников финансирования внутренним заимствованиям. Ставится задача дальнейшего снижения стоимости его обслуживания и наращивания рыночной составляющей долга. Россия планирует совершенно отказаться от заимствований на международном рынке капиталов.

    Возможность выплат по внешним долгам страна получила благодаря накоплению средств в Стабфонде за счет высоких цен на нефть. Накопленные за счет нефтяных сверхдоходов средства помогут нам выстоять перед глобальными финансовыми катаклизмами, благо кризис не должен затянуться надолго. По-видимому, 2009 год будут хуже для российской и мировой экономики, чем предыдущие. Но не стоит ожидать повторения Великой депрессии 70-летней давности. Западные страны за 2–3 года переживут негативные последствия кризиса. Хотя действительно стоит ожидать снижения темпов роста мировой экономики и сокращения спроса на энергоносители. А поскольку Россия крайне серьезно зависит от их экспорта, уменьшение доходов от их реализации будет ощутимой потерей для нашей экономики. Однако, отмечают независимые эксперты, необходимо четко понимать разницу между ростом ВВП и качественным развитием. Локомотивом прогресса и катализатором высоких темпов роста экономики являются высокие технологии, которые позволяют производить товары с высокой добавленной стоимостью и продавать их тем, у кого таких технологий нет. А РФ наращивает свой ВВП за счет нефтедолларов, то есть низкотехнологичным путем доходит до тех показателей развития, которые должна была иметь, инвестируя средства в разработки хай-тека. Очевидно, что подобным образом превзойти США или Германию по научно-техническому потенциалу не получится никогда.4 

2.2 Современная структура  и динамика государственного  внутреннего долга  РФ

    Рынок внутреннего долга не может считаться  уникальным явлением в мировой практике – почти все страны мира, где  финансовая сфера присутствует в  более или менее оформленном  виде и имеются хотя бы приблизительные  очертания финансовых рынков, выпускают  государственные ценные бумаги.

    Структура современного внутреннего долга  РФ состоит из:

  • облигаций федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Они имеют срок обращения 3 года и нулевой купон; могут быть в установленном порядке использованы на операции по погашению просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, включая штрафы и пени, образовавшейся по состоянию на 1 июля 1998г. а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций;
  • облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) со сроками обращения 4 и 5 лет выпускаются двенадцатью равными траншами с начислением процентного дохода начиная с 19 августа 1998 г. Купонным доход по данным облигациям начисляется начиная с 19 августа 1998 г. Размер купонного дохода составил 30% годовых в первый год после 19 августа 1998 г., 25% годовых – во второй, 20% - в третий, 15% - в четвертый, далее – 10 % годовых. Начиная со второго купона, выплаты купонных доходов производятся каждые три месяца;
  • государственных краткосрочных облигаций (ГКО) со сроками обращения 3, 6 и 12 месяцев. Выпускаются на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо». Облигации не имеют купонов. Размешаются на аукционах с дисконтом от номинала. Первый аукцион по размещению трехмесячных ГКО прошел в мае 1993 г. на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ);
  • облигаций государственного сберегательного займи (ОГСЗ) сроком обращения 1 год. Объем выпуска – 10 трлн. руб. – разбит на транши по 1 трлн. руб. Номинал – 100 и 500 тыс. рублей.

Выпускаются в бланковом виде на предъявителя с набором из четырех купонов, выплачиваемых ежеквартально. Размер купона определяется по последней официально объявленной ставке купонного дохода по ОФЗ-ПК плюс премия, устанавливаемая Министерством финансов РФ;

  •   облигаций государственного нерыночного займи (ОГНЗ); выпускаются в бездокументарной форме; доход выплачивается в виде процента от номинальной стоимости, которую устанавливает Министерство финансов РФ при выпуске облигаций, но не реже одного раза в год;
  •    облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Выпущены в 1993 г. в счет погашения задолженности Банка внешнеэкономической деятельности СССР перед юридическими лицами. Валюта займа – доллары США. Номинал облигации – 1, 10 и 100 тыс. долл. США. Первоначальный объем выпуска – 7885 млн. долл. Пятью сериями со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. В 1996 г. были сделаны дополнительные эмиссии на 1550 млн. долл. и на 3500 млн. долл. Выпускаются в бланковом виде с набором купонов; купонная ставка – 3% годовых выплачивается один раз в год.

    С 2003 г. снижение в росте государственных  заимствований сменилось их активным ростом. Только за последние 3 года внутренний долг увеличился на 397,74 млрд. руб. (рис. 1)

     

     Рис.1 Государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, млрд. руб. 

     Таблица 1. Государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах

Виды

ценных

бумаг

ГКО ОФЗ-ПК ОФЗ-ПД ОФЗ-ФК ОФЗ-АД ГСО-ППС ГСО-ФПС ОРВВЗ

1992 года

Итого

внутренний

долг

На 1.01.2006 0,02 0,001 123,64 131,13 596,33 - - 0,03 851,15
На 1.12.2006 - - 200,12 94,83 667,43 - 40,00 0,03 1002,41
На 1.01.2007 - - 205,62 94,83 675,16 0,42 52,00 0,03 1 028,06
На 1.12.2007 - - 288,12 51,43 803,69 10,42 85,00 0,03 1238,69
На 1.01.2008 - - 288,42 51,43 807,59 10,42 91,00 0,03 1 248,89
На 1.12.2008 - - 328,17 33,83 882,03 10,42 132,00 0,03 1386,48

Информация о работе Государственный долг