Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 15:13, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как государственный кредит. При этом решается ряд задач:
- определить понятие государственного кредита, его формы и механизм кредитования;
- определить сущность и последствия государственного долга;
- изучить функции и цели государственного кредита;

Содержание

Введение………………………………………………………………….………………………..4
1. Понятие государственного кредита…………………………………………………...……..6
1.1. Общие принципы государственного кредитования…………….………………………...6
1.2. Сущность и значение государственного кредита………………………………….……....7
1.3. Функции и цели государственного кредита……………………….………………..……..8
1.4. Значение государственного кредита для экономики…………………………..………….12
2. Формы государственного кредита……………………………………………………….…..13
2.1. Внутреэкономический кредит…………………………………………………………..…..13
2.2. Международный государственный кредит………………………………………….……..18
3. Основы управления государственным кредитом……………………………………..…….24
3.1. Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции развития..24
3.2. Управление государственным кредитом……………………………………………….….28
4. Проблемы и пути решения государственного кредита………………………………...……30
4.1. Проблемы государственного долга России……………………………………………..….30
4.2. Пути решения проблем государственного долга России………………………………….31
Заключение………………………………………………………………………………….…….35
Список использованных источников……………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая гос кредит2.doc

— 248.00 Кб (Скачать документ)

      Контрольная функция вытекает  из самой природы кредита. Таким  образом, государственный кредит - это совокупность экономических  отношений, складывающихся между  государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке финансов и кредита и воплощает в себе их черты, функционируя, тем не менее, как особое, специфическое отношение. Так, государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства (бюджета и внебюджетных фондов), что делает его элементом финансов, финансовой системы. В то же время процесс его формирования и использования осуществляется в специфической форме - привлечение денежных средств на временной и, как правило, на возмездной основе.

      Связь государственного кредита  с финансами заключается также  в том, что, во-первых, это распределительные  отношения, отношения вторичного  распределения части валового внутреннего продукта (ВВП); во-вторых, одним из участников отношений неизменно является государство - субъект с особыми правами, которые, как правило, используются при заимствованиях (например, принудительное размещение государственных займов или же особое право на гарантии при международном кредитовании и т. п.); в-третьих, целью этих отношений является привлечение государством дополнительных финансовых ресурсов. Тем не менее, от финансов кредит, в том числе и государственный, отличается тем, что в основе его лежат иные принципы организации:

  • в отличие, например, от налогов и обязательных платежей привлечение или предоставление средств при кредитовании осуществляется на возвратной и, нередко, возмездной основе;
  • движение средств осуществляется в прямом и обратном направлении, тогда как налоги и платежи движутся лишь в одном направлении;
  • государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер, хотя отклонения могут иметь место;
  • существование кредита ограничено конкретным, заранее известным сторонам сроком. Так, Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет;
  • кредит имеет ситуационный, разовый характер, и в дальнейшем он может не возобновляться, в то время как налоги и платежи осуществляются регулярно;
  • государственный кредит имеет избирательный, селективный характер в отличие от финансов, в которые вовлечены практически все участники экономической системы.

     Как способ финансирования расходов  правительства государственный  кредит обладает рядом преимуществ  и имеет существенно меньшие  негативные последствия по сравнению  с традиционными приемами - дополнительной денежной эмиссией и увеличением доходов бюджета за счет прямого повышения налогов.

   Государственный кредит служит одним из факторов улучшения  денежного обращения и укрепления внутренней валюты, позволяя государству, с одной стороны, не прибегать к дополнительной денежной эмиссии, а с другой стороны, «связывать» временно свободные денежные средства юридических и физических лиц и привлекать их в качестве кредитных ресурсов. Преимущество и особенность государственного кредита и в том, что, как источник финансирования правительственных расходов, он исключает дополнительную нагрузку на традиционные доходы государственного бюджета, текущее потребление и позволяет равномерно распределить долговую нагрузку между нынешним и будущими поколениями и соблюсти принцип справедливости в распределении рисков между держателями государственных ценных бумаг и прочим населением. Следует при этом уточнить, что государственные заимствования все-таки оказывают воздействие на состояние бюджетных средств, поскольку, как правило, обслуживание государственного долга является традиционной статьей расходной части бюджета.

   Поэтому привлеченные государством заемные  средства называют антиципированными, или взятыми наперед налогами. Государство, таким образом, отвлекает  часть бюджетных средств от производительного использования и, кроме того, распределяет бремя погашения долга между всеми гражданами, а не только между держателями обязательств государства. В этом негативная сторона государственного кредита. Этот момент может быть смягчен, если заемные средства использовать для вложений в конкретные производительные объекты, которые из собственных доходов будут погашать долг, не отвлекая на эти цели средства бюджета.

   Таким образом, кредитное финансирование государства и местных органов:

  1. представляет собой один из самых гибких инструментов регулирования макро- и микроэкономических процессов, увязки доходов и расходов государства; позволяет равномерно и в известной мере справедливо распределить ответственность за принятые финансовые решения между нынешним и будущими поколениями;
  2. позволяет воздействовать на социальную и денежно-кредитную политику;  
  3. выступает реальным фактором ускорения темпов социального и экономического развития страны.

   Расширение  границ государственного кредита должно осуществляться на основе развития рынка долговых обязательств, стимулирования инвестиционной активности юридических и физических лиц, формирования эффективной системы управления долгом.

   Под формой кредита понимается внешнее  проявление  содержания тех экономических отношений,  которые выражает  кредит.  В истории нашего государства    широко   использовались   товарная   и   денежная   формы государственного кредита.

   Товарная   форма  (хлебный  и  сахарный  займы)   применялась   в переходный период от капитализма к социализму.  Денежная  форма  кредита получила развитие  после  достижения  стабилизации  покупательской  силы советского рубля на основе золотого обеспечения  (1924 г.) и  ликвидации бюджетного дефицита.  
 
 
 

1. 2. ВНУТРИЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРЕДИТ

   В системе кредитных отношений  внутренний  государственный  кредит

выступает в следующих формах:

1. государственные  займы;

2. обращение  части вкладов населения в  государственные займы ;

3. заимствование  средств общегосударственного ссудного  фонда ;

4. казначейские  ссуды;

5. гарантированные  займы.

   Государственные займы характеризуются тем, что  временно свободные денежные  средства  физических  и  юридических   лиц   привлекаются   на финансирование общественных потребностей путем  выпуска  государственных ценных бумаг : облигаций,  казначейских  обязательств  и  др.  Облигация представляет  собой  ценную  бумагу,   символизирующую   государственное долговое  обязательство  и  дающую  право  ее  владельцу  по   истечению определенного срока получить обратно сумму долга  и  проценты.  Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам  доход  в  течение  всего  срока пользования заемными средствами, а по истечении срока  вернуть  и сумму

долга.

   Государство устанавливает нарицательную стоимость  (номинальную цену) облигаций. Она обозначается  на  облигации и выражает  денежную сумму, предоставленную держателем  облигации государству во  временное пользование. Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на нее начисляются проценты. Однако  реальная  доходность облигаций для их держателей может  быть  выше  или  ниже  установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, которая отклоняется от  нарицательной  стоимости.  Данное отклонение называется курсовой  разницей и зависит от ряда  факторов.  К их числу, в частности,  относятся  величина  дохода,  выплачиваемого  по займу, уровень  ссудного  процента,  время покупки облигации,  степень насыщенности   фондового   рынка   государственными   ценными    бумаги, привлекательность условий выпуска частных ценных  бумаг,   состояние хозяйственной коньюнктуры, степень доверия населения правительству. Свободная котировка облигаций государственных займов  на  фондовой бирже является механизмом учета всех факторов, отражающихся на  курсовой цене процентных бумаг. Функционирование  полноценного  фондового  рынка, который невозможен  без  высокой  степени  ликвидности  доходных  бумаг, способствует преодолению негативного психологического фактора. Последний состоит  в  настороженном  отношении  займодателей   к   государственным кредитным операциям; он порожден отходом от требований законов  развития фондового  рынка   и   нарушения   государством   своих   обязательств; принудительным распределением займов,  резким  ограничением  ликвидности ценных бумаг государства, замораживанием государственного долга и т.п.

   Устранению  известного недоверия займодателей к кредитным операциям государства способствует разнообразие условий выпуска займов по  срокам. Другим  видом   государственных   займов   являются   казначейские обязательства, которые отличаются от облигаций  целями  выпуска,  формой выплаты дохода и  свободой  обращения.  Средства  от  продажи облигаций направляются в бюджет,  внебюджетные  фонды или на  специальные цели. Средства от реализации казначейских обязательств направляются только  на пополнение бюджета. Доход от  облигаций может быть  выплачен  в виде процентов,  выигрышей или не  выплачиваться вообще.  По  казначейским обязательствам доход выплачивается в виде  процентов.  Облигации могут

быть  либо свободно  обращаемые  или  с  ограниченным  кругом  обращения. Казначейские обязательства имеют только ограниченный  круг  обращения  и реализации только среди населения.

   Государственные  внутренние  займы  классифицируют  по  нескольким признакам. По праву  эмиссии они делятся на выпускаемые:

а) центральным  правительством;

б) республиканскими правительствами;

в) местными органами власти.

   Широкое распостранение получила практика  выпуска  государственных займов  центральным  правительством.  Задолженность  республиканских   и местных  органов власти является как правило, незначительной.

   По  признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться  на реализуемые только  среди   населения   (например,   Государственный внутренний  выигрышный  заем  1982  года  ),  среди  юридических  лиц  (государственный внутренний 5%-ный заем 1990 года ) и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.

   В зависимости от формы выплаты  доходов выделяют:

а) процентные займы;

б) выигрышные займы;

в) процентно-выигрышные займы;

г) беспроигрышные займы;

д) беспроцентные (целевые ) займы.

   Владельцы долговых обязательств процентного  займа получают твердый доход  ежегодно путем оплаты купонов или  один  раз  при  погашении  займа  путем начисления процентов к  номиналу  ценных  бумаг  (  без  ежегодных выплат   ).   Примером   процентных   долговых   обязательств   являются казначейские обязательства государства и облигации  5%-ного  займа  1990 года. По выигрышным займам весь доход  держатели  облигаций  получают  в форме выигрышей в момент погашения облигаций. Доход выплачивается не  по всем облигациям, а только по тем, которые  попали  в  тиражи  выигрышей.

   Примером  выигрышного займа  является  Государственный  заем  1982  года.

   Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается  выплата части  дохода  по  купонам,  а  другой  части  -  в   форме   выигрышей. Беспроигрышные выпуски займов гарантируют, что в течение срока  действия займа выигрыш упадет на каждую облигацию. В настоящее  время  процентно- выигрышные  и  беспроигрышные  займы  в  нашей  стране  не  выпускаются. Беспроцентные ( целевые )  займы не  предусматривают выплату доходов держателям облигаций, но гарантируют получение соответствующего  товара, спрос на  который   пока   полностью   не   удовлетворяется.   Примером беспроцентной    государственной     кредитной     операции     является

   государственный целевой заем 1990  года.  Местные  органы  власти  могут проводить  целевые займы на строительство  дорог, осуществление  работ  по охране окружающей среды, финансирование других  мероприятий,  в  которых заинтересовано население административно-территориальной единицы.

   По  срокам погашения займы делятся  на:

а) краткосрочные  займы - срок погашения до 1 года;

б) среднесрочные  займы - срок погашения до 5 лет;

в) долгосрочные займы - срок погашения более 5 лет.

   По  методу размещения займы подразделяют на:

а) добровольные займы;

б) займы  размещенные по подписке;

в) принудительные займы.

   Каждому  методу  размещения  займов  соответствует   свой   способ реализации.  Облигации  добровольных   займов   свободно   продаются   и покупаются    банковскими     учреждениями.     Принудительные     займы распространяются среди кредиторов в  силу  постановления  правительства, предусматривающего  строгую  ответственность  за  уклонение  от  покупки облигаций. Займы, размещаемые среди населения по подписке  с  рассрочкой платежа,  формально  являются  добровольными.   Однако   их   реализация сопровождается такой массово-политической компанией, которая  делает  их по существу обязательными. Это возможно в условиях тоталитарного режима. В настоящее время в нашей стране действуют только добровольные займы.

   Государственные    займы    могут    быть     облигационными     и безоблигационными. Облигационные займы  сопровождаются  эмиссией  ценных бумаг  государства.  Безоблигационные  займы   оформляются   подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых  свидетельств.   В   настоящее   время   безоблигационные   займы используются на межправительственном уровне. В тесной связи с государственными займами находится  вторая  форма государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений ( банков, касс и  т.п.)  и является  важным каналом формирования финансовых ресурсов государства -  обращение части вкладов населения в государственные займы. В отличие от  первой  формы государственного кредита, когда физические и юридические лица  покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных денежных  средств, сберегательные  учреждения  предоставляют  кредит  государству  за  счет заемных  денежных  средств.  Наличие  посредника  между  государством  и населением в  лице  сберегательных  учреждений  и  предоставление  займа последними государству за счет заемных средств без ведома  их  реального владельца ( населения ) позволяет  выделить  эти  отношения  в  качестве особой  формы   государственного   кредита.   Эта   форма   кредитования осуществляется  через  покупку   особых   ценных   бумаг   (например,

Информация о работе Государственный долг