Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 15:13, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как государственный кредит. При этом решается ряд задач:
- определить понятие государственного кредита, его формы и механизм кредитования;
- определить сущность и последствия государственного долга;
- изучить функции и цели государственного кредита;

Содержание

Введение………………………………………………………………….………………………..4
1. Понятие государственного кредита…………………………………………………...……..6
1.1. Общие принципы государственного кредитования…………….………………………...6
1.2. Сущность и значение государственного кредита………………………………….……....7
1.3. Функции и цели государственного кредита……………………….………………..……..8
1.4. Значение государственного кредита для экономики…………………………..………….12
2. Формы государственного кредита……………………………………………………….…..13
2.1. Внутреэкономический кредит…………………………………………………………..…..13
2.2. Международный государственный кредит………………………………………….……..18
3. Основы управления государственным кредитом……………………………………..…….24
3.1. Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции развития..24
3.2. Управление государственным кредитом……………………………………………….….28
4. Проблемы и пути решения государственного кредита………………………………...……30
4.1. Проблемы государственного долга России……………………………………………..….30
4.2. Пути решения проблем государственного долга России………………………………….31
Заключение………………………………………………………………………………….…….35
Список использованных источников……………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая гос кредит2.doc

— 248.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА» 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Финансы»

на тему: Государственный долг 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Работу  выполнил

                Студент гр. ФД-2С

                Алехин  Станислав Владимирович

                Проверила: Филатова В.А. 
                 
                 
                 

Тольятти 2011 г.

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА» 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Финансы»

на тему: Государственный долг 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тольятти 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………….………………………..4

1. Понятие  государственного кредита…………………………………………………...……..6

1.1. Общие принципы государственного кредитования…………….………………………...6

1.2. Сущность и значение государственного  кредита………………………………….……....7

1.3. Функции и цели государственного кредита……………………….………………..……..8

1.4. Значение государственного кредита для экономики…………………………..………….12

2. Формы  государственного кредита……………………………………………………….…..13

2.1. Внутреэкономический кредит…………………………………………………………..…..13

2.2. Международный государственный  кредит………………………………………….……..18

3. Основы  управления государственным кредитом……………………………………..…….24

3.1. Государственный  кредит в современной России: особенности и тенденции развития..24

3.2. Управление  государственным кредитом……………………………………………….….28

4. Проблемы и пути решения государственного  кредита………………………………...……30

4.1. Проблемы государственного долга  России……………………………………………..….30

4.2. Пути решения проблем государственного  долга России………………………………….31

Заключение………………………………………………………………………………….…….35

Список  использованных источников…………………………………………………………..37 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

   Важную  роль в системе государственных  финансов играет государственный кредит, который в целях упрощения, как правило, именуется просто государственным кредитом. Государственный кредит выражает совокупность кредитных отношений государства с юридическими и физическими лицами. В этих отношениях государство выступает в роли либо заемщика, либо гаранта, либо кредитора. Там, где государство выступает в качестве заемщика и гаранта - это госкредит в узком смысле слова (или государственные заимствования). Отношения, в которых государство выступает кредитором юридических и физических лиц именуются государственным кредитованием.

   Государственный кредит в узком смысле слова как  экономическая категория находится  на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита, интегрируя их черты. Ведь в данном случае по своему целевому назначению, госкредит является инструментом формирования денежных фондов государства, а значит - и звеном государственной финансовой системы. Но по методам мобилизации средств, он представляет собой одну из форм кредита.

   Государственный кредит выделен в самостоятельную  категорию потому, что он существенно  отличается от таких классических финансовых категорий, как налоги, акцизы, пошлины. Так, в отличие от последних он носит возвратный и платный характер. Государство должно не просто вернуть позаимствованную сумму, но и уплатить проценты за пользование ею. К тому же госкредит, как и кредит вообще, ограничен конкретным сроком, заранее известным участвующим сторонам. Бюджетный Кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет. Далее в отличие от налогов и сборов, госкредит носит сугубо добровольный и к тому же дискретный, разовый характер. Он может повторяться, а может и не повторяться. Налоги же и сборы носят постоянный и регулярный характер. Наконец, государственный кредит в силу его добровольности имеет селективный, избирательный характер, а налоги и сборы взимаются со всех налогообязанных субъектов экономики.

   Вместе  с тем государственный кредит в узком смысле слова отличается от других форм кредита. Во-первых, обычный  кредит в отличие от государственного кредита, как правило, носит строго целевой характер. Основное же назначение последнего - покрывать дефицит государственного бюджета. Во-вторых, обычный кредит выдается под конкретное материальное обеспечение (производственные или товарные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, долговые требования, недвижимость, ценные бумаги и др.). Обеспечением же государственного кредита является не какой-то конкретный вид ценностей, а все имущество государства или его административно-территориального подразделения. В-третьих, обычный кредит в большинстве случаев выдается для обеспечения непрерывности (бесперебойности) процесса производства, т.е. носит производительный характер. Государственный кредит, особенно на высшем уровне, как правило, служит для покрытия бюджетного дефицита и является непроизводительным.

   Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как  государственный кредит. При этом решается ряд задач:

     - определить понятие государственного кредита, его формы и механизм кредитования;

     - определить сущность и последствия государственного долга;

   - изучить функции и цели  государственного  кредита;

   - понять значение государственного  кредита для экономики;

   -рассмотреть  основы управления государственным  кредитом;

   - определить проблемы и пути  решения государственного кредита.

   Предметом курсовой работы выступает финансовая категория – долговые обязательства. Объектом изучения является Россия в  качестве кредитора, заемщика и гаранта.

  1. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
 

    1.1.ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

   Государственный кредит  - одна из форм кредитных  отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и  заемщика как юридически самостоятельных  субъектов кредитной сделки; аккумуляции  свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях.

   С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы  для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость  использования государственного кредита  объясняется противоречиями  между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей экономической природе  госбюджет перераспределяет  часть национального дохода  станы.

   Объем доходной части бюджета ограничен  уровнем налогообложения, установленном действующим законодательством с учетом общего состояния экономики и платежеспособности субъектов хозяйствования.  Т.о. в сферу бюджетного распределения не попадают  значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, и личные доходы граждан. Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Структурная перестройка и регулирование  экономики социальная политика государства, расходы по оборонестраны, участие в международной деятельности требуют больших средств.

   Государственный кредит  представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В сферу его применения попадает часть  доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые  в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. 

   Формирование  посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной  выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита.  Государство гарантирует  возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.

   Государственный кредит – это совокупность экономических  отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов  для финансирования бюджетных расходов  и других государственных программ.  Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета  является эффективным и разумным  средством по сравнению с монетарными приемами. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.

   Функции государственного кредита непосредственно  вытекают из его сущности. Как элемент финансовой системы, государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.  

      Распределительная функция государственного  кредита проявляется в перераспределении  части вновь созданной стоимости  на особых принципах - срочности, возвратности, платности, целевого назначения. С переходом России к рынку распределительная функция претерпела ряд изменений, в частности, изменились субъекты кредитных отношений: со стороны государства их участниками стали субъекты Федерации, особым субъектом кредитных отношений стали местные органы власти, их контрагентами выступают резиденты и нерезиденты, юридические и физические лица, а для государства или субъекта Федерации - иные государства, международные финансово-кредитные организации, и т. п. Изменились и инструменты, посредством которых осуществляются кредитные отношения - все чаще государство и его территориальные подсистемы становятся участниками рынка ценных бумаг, осуществляя заимствования посредством эмиссии облигаций, в том числе и на международном фондовом рынке. Соответственно меняется и сам характер государственного кредита - все в большей степени он переходит из плоскости императивных отношений в плоскость рыночных отношений, в основе которых лежит равноположение сторон.

      Регулирующая функция государственного  кредита имеет две стороны  - экономическую и социальную. Экономическая  сторона проявляется, прежде всего,  в формировании основных общеэкономических  пропорций (воспроизводственных,  отраслевых, территориальных). Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов. Выделение бюджетных ресурсов на безвозмездной основе далеко не всегда оправданно, особенно в условиях их ограниченности, а порой и дефицитности. В целом государственный кредит не только стимулирует высокие темпы экономического роста, но и смягчает циклические колебания. Посредством государственного кредита осуществляется государственное регулирование экономики. Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхование), создания рабочих мест и снятия социальной напряженности. Развитие каналов привлечения средств населения для участия в формировании государственного кредита можно расценивать также как фактор увеличения доходов физических лиц. Одной из функций государственного и муниципального кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых или выделяемых государством.

Информация о работе Государственный долг