Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 15:13, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как государственный кредит. При этом решается ряд задач:
- определить понятие государственного кредита, его формы и механизм кредитования;
- определить сущность и последствия государственного долга;
- изучить функции и цели государственного кредита;

Содержание

Введение………………………………………………………………….………………………..4
1. Понятие государственного кредита…………………………………………………...……..6
1.1. Общие принципы государственного кредитования…………….………………………...6
1.2. Сущность и значение государственного кредита………………………………….……....7
1.3. Функции и цели государственного кредита……………………….………………..……..8
1.4. Значение государственного кредита для экономики…………………………..………….12
2. Формы государственного кредита……………………………………………………….…..13
2.1. Внутреэкономический кредит…………………………………………………………..…..13
2.2. Международный государственный кредит………………………………………….……..18
3. Основы управления государственным кредитом……………………………………..…….24
3.1. Государственный кредит в современной России: особенности и тенденции развития..24
3.2. Управление государственным кредитом……………………………………………….….28
4. Проблемы и пути решения государственного кредита………………………………...……30
4.1. Проблемы государственного долга России……………………………………………..….30
4.2. Пути решения проблем государственного долга России………………………………….31
Заключение………………………………………………………………………………….…….35
Список использованных источников……………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая гос кредит2.doc

— 248.00 Кб (Скачать документ)

   Подобные  институты  функционируют  и  в  ряде  других  стран,   в частности, в Японии и во Франции. Учрежденный в  1951  году   Экспортно- импортный банк Японии в отличии от соответствующего в США имеет более широкие  возможности  кредитования:  он  кредитует   и   экспортные,   и импортные, а также операции по иностранным капиталовловложениям японских компаний. Причем он кредитует преимущественно не иностранных импортеров, а японских экспортеров.

   Во  Франции  государственный  кредитный  механизм  для  поддержания экспорта начал функционировать еще в 1946 году. В  некоторых  странах  - Бельгии, Голландии, ФРГ, Швеции - государство участвует  в  кредитовании экспортных   операций   через   внешнеторговые   банки,   созданные    с консорциумами коммерческих банков.

   Помимо  участия в кредитовании экспортеров  государство в странах  с рыночной  экономикой   проводит   активную   политику   по   страхованию внешнеторговых  кредитов  от  изменений   курсов   валют,   политической неустойчивости,  которые  существенно  увеличивают  риск   осуществления международного кредита. В этих целях в  Великобритании,  во  Франции,  в ФРГ, в США и в других странах  сложилась целая система страхования и гарантированния экспортных операций. Возрастающую  роль   в   сфере   международного   кредита   играют международные    и    региональные    финансово-кредитные     институты: Международный  банк  реконструкции  и  развития  (Мировой   банк), Межамериканский банк развития, Азиатский и Африканский  банки развития, Европейский банк развития. Среди них главным является Мировой банк с его двумя филиалами  -  Международной  финансовой  корпорацией  (МФК)  и Международной ассоциацией развития (  МАР  ).  Все  эти  банки  развития существенную  часть  своих  ликвидных  ресурсов  формируют   на   рынках капитала: как на международном, так  и  на  национальных.  Некоторая  же часть отчисляется из бюджетов  стран-членов  банков.  Активные  операции банков  развития  реализуется  как  кредиты  различным,   прежде   всего развивающимся  странам.  Особенностью  кредитования  МБРР  является  так называемый проектный подход к предоставлению кредита. Это означает,  что кредиты банка даются той или иной стране не под неопределенные программы ее развития, а под конкретные инвестиционные проекты,  имеющие  технико- экономическое обоснование и признанные экспертами МБРР  целесообразными.

   При этом Мировой банк предоставляет  кредиты  двух  видов:  кредиты  A  и кредиты B. Кредиты A полностью осуществляются за  счет  ресурсов  банка.

   Кредиты  B  предоставляются   банком   как   участником   международного банковского   консорциума,   создаваемого   совместно   с    крупнейшими коммерческими банками. Доля средств МБРР в  общих  ресурсах  консорциума может колебаться в пределах 10-25%.

   Филиалы МБРР играют в международном  кредитовании  несколько  иную роль. МФК своими кредитами призвана способствовать эффективности частных инвестиций  в  странах-заемщиках.  Она  является   одной   из   немногих международных  организаций,  которые  могут  осуществлять  инвестиции  в акции, а так же кредитование без государственных гарантий. Это позволяет МФК предоставлять кредиты, необходимые для того или иного проекта,  и  в то же время обеспечить возможность для каждой местной фирмы использовать заемный капитал из других источников.

   Другой  филиал МБРР - МАР  предоставляет  наиболее  мягкие  кредитытолько  для экономически слаборазвитых  стран сроком  на  десятилетия  под проценты,  значительно  ниже  рыночных.  Средства   для   предоставления кредитов целиком формируются за счет взносов стран-доноров. 
 
 
 
 
 
 
 

2. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КРЕДИТОМ  

      В этом пункте я рассмотрел  вопросы: государственный кредит  в современной России: особенности  и тенденции развития; управление  государственным кредитом. 

2.1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

        Дадим характеристику современному  состоянию рынка государственного  кредита РФ. Деятельность России как кредитора весьма ограниченна. В свое время СССР был одним из активных кредиторов. На сегодняшний день долги России со стороны третьих стран составляют, по различным оценкам, от 50 до 120 млрд. долл. Как правило, нашими должниками являются страны со слабо развитой экономикой. Кредиты им во многом носили характер экономической помощи. По расчетам экспертов, возмещение их долга может вылиться приблизительно в 25 млрд. долл. с рассрочкой выплат в 25—30 лет. История государственного долга России насчитывает более двух веков.

   Особое  внимание специалисты уделяют истории  формирования внешнего долга в силу его экономической и политической значимости. История внешнего долга  Российской империи начинается с  первого займа на 7,5 млн. гульденов, размещенного при императрице Екатерине II в Голландии в 1769 г. для ведения боевых действий против Турции. Хотя попытки осуществить заимствования за границей предпринимались еще в начале XVIII в. императором Петром I, а через несколько десятилетий и его дочерью Елизаветой, но все они закончились неудачей. 1769 год можно считать отправной точкой появления внутреннего долга, так как именно и это время были выпущены в обращение первые российские бумажные деньги (ассигнации).

   К первому облигационному внутреннему займу правительство России прибегло лишь в 1809 г., чему в немалой степени способствовала внешнеполитическая ситуация. Голландия, где до этого размещалось большинство российских займов, была оккупирована Францией. Финансовый рынок Европы был расстроен в результате наполеоновских войн. Размер дохода по внутренним займам первоначально был определен в 6% (и сверх того грация 1%), причем и процент, и грация каждые 12 месяцев выдавались на год вперед. Для большей популярности облигации займа должны были приниматься в залог по всем подрядам и откупам, а также в уплату казенных и таможенных сборов в размере 1/5 платежа. Однако, несмотря на высокую доходность и льготы, заем не имел успеха.

        Выпуск займов принадлежал к  компетенции царя и министерства  финансов, однако после своего первого созыва Государственная дума приобрела право утверждать каждый заем; при этом условия займа определялись правительством. Правительство Советской России, отказавшись выплачивать царские долги, практически не выходило на рынок внешних заимствований и осуществляло лишь внутренние займы.

   Первые  внешние заимствования Советский  Союз осуществил во времена хрущевской «оттепели», но они были несущественны. Перелом в политике внешних заимствований  в СССР наступил в 1985 г., после прихода к власти М. С. Горбачева. В мае 1992 г. Россия становится членом МВФ, который выдвинул ряд экономических, финансовых, политических и социальных требований, в частности обязательство следования жесткой финансовой политике, заключающейся в основном в отказе от денежной эмиссии. По мнению ряда специалистов, это привело к демонетизации экономики, истощению внутренних источников финансирования бюджетного дефицита, что, в свою очередь, обусловило необходимость внешних заимствований. 2 Современный внешний долг России сложился вследствие непростых политических и экономических коллизий: распада СССР, нарушения сложившихся хозяйственных связей, разногласий между новыми государствами, возникшими на территории бывшего СССР, в частности по поводу раздела его внешних активов и пассивов и т. п. В силу этих обстоятельств Россия, на долю которой формально приходилось лишь немногим более 60% всех долгов СССР Западу, приняла на себя ответственность за всю сумму советских долгов.

   С переоформлением задолженности  бывшего СССР общая сумма долга России в 1991 - 1995 гг. выросла почти в два раза. Кроме того, унаследованные Россией долги имели крайне неблагоприятную структуру. Они состояли главным образом из краткосрочных и среднесрочных кредитов, и их основная масса подлежала погашению в 1992-1995 гг.

   Существенная  доля кредитов приходилась на западные коммерческие банки - в кредитовании СССР участвовало около 600 коммерческих банков из 24 стран. Основная масса долгов приходилась на банки шести стран - Германии (крупнейший кредитор), Италии, США, Франции, Австрии, Японии. И еще один усугубляющий момент в силу централизации внешнеэкономических связей главные источники валюты, требуемой для оплаты долгов, рассредоточились между негосударственными структурами, тогда как ответственность по займам по-прежнему сохранилась за центральной властью.

   В результате кризиса 1998 г. был объявлен отказ от выполнения обязательств, по внешнему долгу бывшего СССР, что привело к оттоку капитала из страны, значительному падению  инвестиционной привлекательности вложений средств в российскую экономику и признание высокими кредитных рисков.

   В целом по долгу СССР России дважды предоставляли отсрочку — в 1996 и 1998 г. В феврале 2000 г. завершились  переговоры с Лондонским клубом кредиторов о списании более трети задолженности СССР и переоформления оставшейся части долга в еврооблигации со сроком погашения 30 лет. Реструктуризация позитивно повлияла на инвестиционный имидж страны и послужила одним из факторов повышения кредитного рейтинга России, снизила долговую нагрузку на ее бюджет. В то же время она привела к новым условиям заимствований и удорожанию долга - теперь придется заплатить Лондонскому клубу 42 млрд. долл. вместо первоначальной суммы 32,6 млрд. долл. В 2000 г. страна выплачивала текущие долги МВФ, Всемирному банку, осуществляла платежи по еврооблигациям, реструктурированному долгу Парижскому клубу кредиторов и проч.

   В 2000 г. Россия полностью выполнила  свои обязательства перед Францией по погашению «царских займов» согласно межправительственному соглашению 1997 г. об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных требований, возникших до 9 мая 1945 г. Выполнялись обязательства перед частными кредиторами, продолжался обмен непогашенного третьего транша облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ) на новые облигации. Свои обязательства по обслуживанию внешней задолженности выполнил ряд субъектов РФ.

   Своевременное обслуживание внешнего долга стало  возможным вследствие улучшения  макроэкономической ситуации в стране и благоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках. В целом сложилась благоприятная тенденция к снижению доли госдолга в валовом внутреннем продукте. В конце 1998 г.

   Размер  госдолга России превышал годовой объем  ВВП. Согласно бюджету на 2001 г., общий  объем госдолга к концу 2001 г. должен снизиться до 72,4% ВВП; большая часть сокращения придется на долю внешнего долга, который составит 64,4% ВВП. Размер государственного долга будет снижаться, прежде всего, за счет сокращения номинального долга, так как объемы погашения будут также превышать размеры внешнего финансирования. Этот процесс предполагается обеспечить за счет изменения бюджетной политики. Прежде всего, речь идет о принятии и исполнении бездефицитного бюджета. Очевидно, что в условиях дефицитной политики займы неизбежны.

   Политика  бездефицитного бюджета позволит снизить  нагрузку на бюджет и экономику в  целом, что важно для обеспечения  роста. Кроме того, согласно Бюджетному кодексу РФ, все дополнительные доходы будут направляться исключительно  на погашение государственного долга (в отличие от предыдущих лет, когда бюджет предусматривал возможность распределения дополнительных доходов бюджета на погашение госдолга и па формирование бюджета развития, на промышленные инвестиции).

   Сокращение  госдолга предполагается за счет роста ВВП и укрепления курса рубля. В этом случае, согласно прогнозам правительства, в 2002 г. уровень внешнего долга будет меньше 60% ВВП, что считается нормальным уровнем для цивилизованных стран. В 2003 г. Россия вернется к докризисному уровню госдолга — около 50% ВВП. В случае дефицитного бюджета даже в размере 1—2% достичь этого уровня можно будет лишь к 2010 г. Эти тенденции положены в основу политики в области управления государственным долгом, изложенной в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 24 марта 2001 г. «О бюджетной политике на 2002 год». В этом документе отмечается, что стратегия в области управления государственным долгом остается важнейшим направлением бюджетной политики. Целью ее должно быть смягчение «пиков» платежей, улучшение структуры долга, снижение стоимости его обслуживания. Для этого рекомендуется создать единую систему управления государственным долгом на основе использования известных в международной практике рыночных механизмов для улучшения его структуры.

   Единая  система управления долгом должна включать всеобъемлющую и унифицированную  систему учета государственных  долговых обязательств, выработку и  реализацию единой стратегии управления государственным долгом. Она должна обеспечивать соответствие уровня государственного долга и его структуры экономическим возможностям страны по обслуживанию и погашению финансовых обязательств; привлечение заемных средств на максимально выгодных для страны условиях.

   При этом отмечается, что программа внешних заимствований, принимаемая в составе федерального бюджета, нуждается в существенной корректировке. В частности, предполагается отказаться от доказавшей свою неэффективность практики привлечения под государственные гарантии иностранных связанных кредитов, от кредитов международных финансовых организаций на оказание консультативных услуг. Важным условием эффективности в области управления государственным долгом, как части бюджетной политики, является ее увязка с другими элементами экономической политики государства, прежде всего с ее денежно-кредитной частью.

Информация о работе Государственный долг