Функциональное назначение расходов бюджета, бюджетный дефицит и его финансирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:25, курсовая работа

Описание

В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………7
Глава1. Государственный бюджет и его использование…………………….10
1.2 Основные статьи доходов и расходов государственного бюджета….12
Глава 2. Роль государственного бюджета в финансовой системе…………..16
2.1 Основы бюджетной системы России…………………………………..17
2.2 Уровни государственного бюджета…………………………………....20
Глава 3. Бюджетный дефицит и его финансирование………………………..26
3.1 Государственный долг, способы их регулирования…………………29
Заключение……………………………………………………………………...35
Список использованной литературы....………………………………………..38
Приложение……………………………………………………………………...39

Работа состоит из  1 файл

курсовая печать.doc

— 379.00 Кб (Скачать документ)

безвозмездные поступления:

безвозмездные поступления от нерезидентов; безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной сис­темы Российской Федерации; безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций; безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций; прочие безвозмездные поступления.

              В настоящее время в структуре доходов федерального бюджета основная масса – налоговые доходы (свыше 60%) и меньшая часть, включая таможенные платежи, - неналоговые, в том числе и от продажи государственного имущества (приложение 1), а факторами абсолютного роста доходов федерального бюджета является увеличение добычи и экспорта нефти и газа, а также рост мировых цен на экспортируемую нефть (приложение 2). Однако при замедлении темпов добычи и экспорта нефти в ближайшие годы возможно снижение поступлений налога на до­бычу полезных ископаемых (НДПИ) и вывозных таможенных по­шлин. Наиболее активный рост поступлений будет обеспечен за счет роста сборов НДС, в среднем за 2007-2009 гг. реальные темпы роста составят 17,9%. В результате доля НДС в структуре доходов федерального бюджета к 2009 г. возрастет до 40,5% (на 15,6 про­центного пункта по сравнению с 2006 г.)

Расходы  бюджета  –  денежные  средства,  направляемые  на  финансовое

обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

              Согласно ст. 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации основными видами расходов являются:

Общегосударственные вопросы (содержит 14 подразделов, в том числе расходы на содержание главы государства, правительства, законодательной власти, расходы по обеспечению судебной системы, расходы на науку и на обслуживание государственного долга, расходы по созданию резервных фондов и др.).

Национальная оборона (содержит 9 подразделов, в том числе связанные с деятельностью Вооруженных Сил РФ, с функциони­рованием ядерно -  оружейного комплекса, с реализацией междуна­родных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества и т.п.).

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность (содержит 14 подразделов и включает расходы на содержание орга­нов прокуратуры, внутренних дел, внутренних войск, органов по­граничной службы, органов по предупреждению и ликвидации по­следствий стихийных бедствий и др.).

Национальная экономика (содержит 12 подразделов, непосред­ственно связанных с финансированием отраслей реального секто­ра экономики - промышленности, сельского хозяйства, транспор­та, энергетики, связи, лесного хозяйства и др.).

Жилищно-коммунальное хозяйство (содержит 5 подразделов, связанных с финансированием жилищного, коммунального хозяй­ства, прикладных исследований в этой области и т.п.).

Охрана окружающей среды (содержит 5 подразделов, которые связаны с финансированием сбора и удаления отходов и очисткой сточных вод, с охраной растительного и животного мира и среды обитания соответствующих видов, с прикладными исследования­ми в этой области).

Образование (содержит 9 подразделов, связанных с финансиро­ванием всех видов образования (дошкольное, общее, начальное, среднее и высшее профессиональное образование), молодежной политикой и оздоровлением детей, а также с прикладными иссле­дованиями в области образования).

Культура, кинематография, средства массовой информации (со­держит 6 подразделов, связанных с финансированием кинемато­графии, телевидения и радиовещания, периодической печати и из­дательств и т.п.).

Здравоохранение, физическая культура и спорт (содержит 10 подразделов, связанных с финансированием здравоохранения, фи­зической культуры и спорта, а также прикладных исследований в названных областях).

Социальная политика (включает 6 подразделов, связанных с финансированием мер в области пенсионной политики, с социаль­ным обеспечением и обслуживанием населения).

              Сегодня в проекте федерального бюджета на 2009-2010 годы прослеживается определенная тенденция к увеличению субсидирования вышеизложенных статей расходов. (приложение 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Роль государственного бюджета в финансовой системе.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансов ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходованных средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. Наряду с ним существуют другие, самостоятельные финансовые  планы,  по отношению к которым он занимает ведущее место. В целом в условиях рыночной экономики степень государственного вмешательства в образование, движение, распределение финансовых ресурсов предприятий и граждан гораздо меньше, чем в экономике нерыночного типа. Вместе с тем бюджетно-регулятивная функция государства в ряде стран с рыночной системой достаточно высока и имеет тенденцию к возрастанию. Так что бюджетная система представляет одно из ведущих звеньев государственного управления экономикой. С помощью бюджетов, так же как и посредством связанных с ними налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций, процентных ставок, государство оказывает регулирующее воздействие на товаропроизводителей, а через них и на рынок товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Собственно, бюджет и рыночные регуляторы – это две стороны медали. Так, например, посредством налогов можно увеличить поступления денежных средств в бюджет. И тем самым иметь возможность увеличить государственные заказы, государственные капиталовложения, социальные расходы из бюджета и повлиять тем самым на структуру производства, направления его развития, эффективность. Таким образом, государственный бюджет представляет естественное звено системы государственного регулирования в рыночной экономике.

 

2.1 Основы бюджетной системы России.

Основной  ряд  принципов бюджетной системы РФ:

- Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федера­ции, принципов организации и функционирования бюджетной систе­мы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюд­жетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законода­тельства Российской Федерации и т.д.

- Принцип разграничения доходов, расходов и источников финан­сирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной систе­мы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования де­фицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обяза­тельств публично-правовых образований.

- Принцип самостоятельности бюджетов означает:

право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансиро­ванность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный про­цесс в соответствие с действующим законодательством.

- Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Фе­дерации, муниципальных образований означает определение бюджет­ных полномочий органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и не­налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и мес­тных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным Кодексом.

- Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, рас­ходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязатель­ном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюд­жетах.

- Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем пре­дусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарно­му объему доходов бюджета и поступлений источников финансирова­ния его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связан­ных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

- Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достиже­ния заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

- Принцип общего (совокупного) покрытия pacxодов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определен­ными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете.

- Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации

утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (пред­ставительные) органы государственной власти (представительные ор­ганы муниципальных образований). Стабильность и (или) преемственность бюджетной классифика­ции Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости по­казателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода). Секретные статьи могут утверждаться только в составе федераль­ного бюджета.

- Принцип достоверности бюджета означает надежность показате­лей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

- Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обяза­тельств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

- Принцип подведомственности расходов бюджетов.

- Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых пос­туплений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюд­жета, за исключением операций, утвержденным законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Уровни государственного бюджета.

В настоящее время в России принята трехуровневая бюджетная си­стема (федеральный уровень, уровень субъектов Федерации, муни­ципальный уровень). Ее структуру можно представить следующим образом:

бюджетная система (в соответствии со ст. 10 БК РФ)

1.      Консолидированный бюджет РФ (свод бюджетов всех подуровней)

      Федеральный бюджет

      Консолидированный бюджет субъектов Федерации

a)     Бюджет субъектов Федерации

b)    Бюджет муниципальных образований (районов, поселений и городских округов, а также бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга)

2.   Бюджеты государственных внебюджетных фондов

      Пенсионный фонд РФ

      Фонд социального страхования

     Фонд обязательного медицинского страхования РФ и территориальные фонды МС.

Первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ). До 2000 г. утвер­ждался бюджет Фонда занятости населения, но он был упразднен, несмотря на высокий уровень безработицы (около 7 млн. чел.). Все расходы, связанные с централизованным управлением про­цесса реализации функций государства, финансируются за счет средств федерального бюджета.

Второй уровень бюджетной системы образуют бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальная составляющая государственных вне­бюджетных фондов (88 бюджетов, из них 21 республиканский бюджет, 55 областных и краевых бюджетов, 9 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга). Бюджет субъекта Российской Федерации - это форма образова­ния и расходования денежных средств, предназначенных для обес­печения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Из этих бюджетов в значительной мере финанси­руется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности, коммуналь­ного хозяйства, транспорта и связи. Важное значение имеют бюд­жеты субъектов Федерации в осуществлении общегосударствен­ных и социальных задач, в первую очередь в распределении госу­дарственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Третий уровень бюджетной системы - бюджеты муниципальных образований (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов). В связи с реформированием системы местного само­управления в пределах нижнего уровня выделяются два подуров­ня - бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских окру­гов, бюджеты внутригородских муниципальных образований горо­дов федерального значения (Москва, Санкт- Петербург), бюджеты городских и сельских поселений. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму обра­зования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Информация о работе Функциональное назначение расходов бюджета, бюджетный дефицит и его финансирование