Бюджетный дефицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:31, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение бюджетного дефицита и проблем управления им.
В соответствии с намеченной целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность бюджетного дефицита, главные причины его возникновения, а также социально-экономические последствия;
2. Изучить меры по покрытию бюджетного дефицита
3. Рассмотреть проблемы управления бюджетным дефицитом

Содержание

Введение 3
Глава 1. Бюджетный дефицит и его социально-экономические последствия 5
1.1. Понятие и виды бюджетного дефицита 5
1.2. Причины возникновения бюджетного дефицита 8
1.4. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита 9
Глава 2.Меры по покрытию бюджетного дефицита 12
2.1. Монетизация дефицита: эмиссия денежных средств 12
2.2. Внешнее и внутреннее долговое финансирование 14
2.4. Налоговое регулирование бюджетного дефицита 15
Глава 3. Современные проблемы управления бюджетным дефицитом и пути решения 17
3.1 Бюджетный секвестр: теория и практика применения. Защищенные статьи бюджета 17
3.2 Бюджетный дефицит и государственный долг: проблемы моделирования 20
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2011.doc

— 143.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление 
 

 

Введение

 

     Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета  над его доходами – это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира1.

     Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что в силу действия различных  факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает  ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Бюджетный дефицит возникает в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого роста расходов, вызванных бесхозяйственностью. Рыночная экономика не может ликвидировать дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществлены; под этим подразумевается жесткий режим экономии средств со стороны всех властных и управленческих структура.

     Целью работы является изучение бюджетного дефицита и проблем управления им.

     В соответствии с намеченной целью  в работе были поставлены следующие  задачи:

     1.  Изучить сущность бюджетного  дефицита, главные причины его  возникновения, а также социально-экономические последствия;

     2.  Изучить меры по покрытию бюджетного дефицита

     3.  Рассмотреть проблемы управления  бюджетным дефицитом 

     Курсовая  работа содержит три главы. Первая глава  рассказывает о сущности дефицита государственного бюджета, причинах его возникновения, а также социально-экономических последствиях дефицита бюджета.

     Вторая  глава посвящена изучению мер по покрытию бюджетного дефицита.

     В третьей главе рассмотрены проблемы управления бюджетным дефицитом и пути их решения,

     В работе использованы федеральные законы и нормативно-правовые акты РФ, регулирующие бюджетные правоотношения, материалы, опубликованные в периодических изданиях, а также интернет-ресурсы. 

Глава 1. Бюджетный дефицит  и его социально-экономические последствия

1.1. Понятие и виды  бюджетного дефицита

      

         Существует  множество определений  бюджетного дефицита. Рассмотрим  несколько из них. Сначала обратимся  за понятием бюджет к Толковому  словарю Ожегова, чтобы, исходя  из него, можно было понимать  определение бюджетного дефицита.

          Бюджет - роспись доходов и расходов  государства, предприятия или   отдельного лица на определённый  срок.

          Опираясь  на это определение,  можно понять смысл словосочетания  бюджетный  дефицит.

          Бюджетный дефицит - превышение  расходов государства над его доходами в данном финансовом году. Используется как инструмент фискальной политики государства для повышения совокупного спроса и деятельности.

          Состояние бюджета, при котором  в реальной действительности  расходная часть превышает доходную, называется бюджетный дефицит.

          По  видам возникновения бюджетный   дефицит можно разделить на  следующие категории:

  • циклический  
  • структурный
  • операционный
  • первичный2
  • квазифискальный

           Дефицит бюджета, возникающий  в результате спада производства, называется циклическим дефицитом. Дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спада, называется структурным дефицитом. В первом случае дефицит, скорее, зло, поскольку он является результатом падения экономической активности и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный дефицит, если он является продуктом целенаправленной государственной политики по стабилизации экономики, может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры.

           Операционный  дефицит - общий  дефицит государственного бюджета  за вычетом инфляционной части  процентных платежей по обслуживанию  государственного долга.

           Обслуживание  задолженности (т.е.  выплата процентов  по ней  и постепенное погашение  основной  суммы долга - его амортизация)  является важной статьей государственных  расходов.

           Нередко объявленный в отчетах  бюджетный  дефицит завышается на основе преувеличения объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным.

       Возможны  ситуации, когда номинальный  официальный  дефицит государственного  бюджета и номинальный долг  растут, а реальный дефицит и  долг снижаются, что затрудняет  оценку эффективности фискальной  политики правительства.

           Поэтому при измерении бюджетного  дефицита необходима поправка  на инфляцию: реальный бюджетный  дефицит представляет собой разность  между номинальным дефицитом  и величиной государственного  долга на начало года, умноженной  на темп инфляции.

           Первичный дефицит (излишек) государственного  бюджета - разность между величиной  общего дефицита и всей суммой  выплат по долгу. Наличие первичного  дефицита является фактором увеличения  долгового бремени.

          Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным), скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

           Квазифискальные операции включают  следующие:

  • финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
  • накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;
  • отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.);
  • кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам, деятельностью Центрального Банка, государственных предприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках.   

1.2. Причины возникновения   бюджетного дефицита

         

     Возникновение бюджетного дефицита обусловливается  многими причинами, среди которых  можно выделить следующие:

  • спад общественного производства;
  • завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ;
  • возросшие затраты на оборону;
  • рост теневого сектора экономики.

     Особое  значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль и, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Теневая экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят.

          Что касается данного периода,  то рост теневого сектора экономики  обусловлен несовершенством   законодательных и налоговых   органов. Вследствие этого денежные  средства свободно проходят через  слабые системы налогообложения3.

          А что касается бюджетной политики, то она характеризуется бессистемностью  и безответственностью, произвольным  нарушением законодательно установленных  нормативов ради обслуживания  интересов иностранных кредиторов, что, разумеется, исключает нормальный процесс бюджетного планирования, который должен быть ориентирован на выполнение основных функции и обязанностей государства перед обществом, включая обеспечение социальных гарантий и поддержание национальной безопасности, создание благо приятных условий социально - экономического и научно-технического развития.

          Но  иногда само государство  создаёт  бюджетный дефицит,  это приводит к стимулированию  экономического роста, особенно  в период кризисов. Действительно,  если государство выплачивает  денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе - люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов. Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.

1.4. Социально-экономические  последствия бюджетного дефицита

 

     Бюджетный дефицит, несомненно, относится к  так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию.

     Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны в критические периоды, как правило, имеют дефицитный бюджет от 10 до 30%. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 — 3% ВНП. Такой или больший дефицит государственного бюджета финансируется за счет эмиссии государственных ценных бумаг, доходность которых обычно ниже, чем средняя доходность на финансовом рынке, поскольку, в отличии от других видов доходов, доходы по государственным ценным бумагам не облагаются налогом. С позиций же интересов государства наиболее эффективным источником финансирования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так как они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного оборота4.

     Следует отметить, что бездефицитность бюджета  еще не означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять себе, какие  процессы протекают внутри самой  финансовой системы, какие изменения  воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета. 

Информация о работе Бюджетный дефицит