Финансовый бюджет как база прогнозирования финансовой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:57, реферат

Описание

Прогнозная отчетность позволяет рассчитать практически любые показатели, которые обычно используются для измерения результативности компании; заглянуть во все уголки финансового хозяйства и решить, как лучше распорядиться имеющимися активами, выбрать наиболее предпочтительные механизмы финансирования оборотного капитала и инвестиций, определиться с дивидендной политикой и т.п. Долгосрочные прогнозные финансовые отчеты могут служить основой для более надежной оценки бизнеса.

Работа состоит из  1 файл

Финансовый бюджет как база прогнозирования финансовой отчетности.docx

— 582.80 Кб (Скачать документ)

    Главная аналитическая цель проведения анализа  финансовых коэффициентов и показателей  заключается в приобретении навыков  принятия управленческих решений и  понимания результативности ее работы.

    Стратегическое  обоснование финансовой диагностики  показателей.

    Рассчитав все финансовые коэффициенты, сделав горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности, оценив все  полученные результаты за анализируемой  период аналитик может сделать выводы, ради которых, собственно, и были выполнены  все работы. Анализ коэффициентов  позволяет менеджменту компании владеть информацией о сильных  и слабых сторонах компании. В качестве инструмента для дальнейшего  планирования деятельности компании можно  использовать SWOT-анализ. Это матричная  модель, позволяющая структурировать  множество полученных факторов о  деятельности компании по четырем областям:

    S (Strengths) – сильные стороны деятельности  компании; W (Weaknesses) – слабые стороны  деятельности компании; O (Opportunities) –  возможности компании, позволяющие  ей улучшить свое положение  в рыночной среде; T (Threats) – угрозы (опасности), с которыми может  столкнуться компания на пути  улучшения своей деятельности.

    SWOT-анализ  – это один из инструментов  анализа, применяемых для планирования  стратегии развития компании. Он  позволяет наглядно представить  действия, которые компания может  предпринять, чтобы иметь возможность  преобразовать слабости в свои  сильные стороны, а так же  какие действия следует предпринять в данной рыночной ситуации для минимизации имеющихся угроз[4]. 

    5. Методы балансового прогнозирования 

    При прогнозировании статей финансовой отчетности применяются следующие  методы:

  1. Метод фиксации статей (допущение о том, что данная статья останется неизменной в прогнозном периоде, часто применяется по отношению к таким статьям, как «Уставный капитал», «Добавочный капитал», «Долгосрочные финансовые вложения», «Долгосрочный долг» и т.п.). Но это не самый реалистичный вариант.
  2. Метод пропорциональных зависимостей между статьями. Частным случаем является метод процента от продаж. Ряд статей может привязываться не к выручке, а к стоимости продаж, величине фиксированных активов и т.п.
  3. Метод регрессионного анализа (лучшая альтернатива методу пропорциональных зависимостей для определения тех же величин при наличии устойчивых статистических зависимостей между показателями).
  4. Метод экспертных оценок (может применяться для разрешения особо сложных ситуаций, но нужно помнить об устойчивой тенденции выдавать желаемое за действительное).
  5. Метод постоянного роста (устанавливается постоянный темп роста отдельных статей или коэффициентов, например, долгосрочного долга, административных и коммерческих расходов, других видов постоянных затрат). В качестве темпов роста показателей следует использовать не средние значения, а CAGR(сложный среднегодовой темп роста).
  6. Метод поэлементного планирования. Предполагает наличие фиксированной схемы, плана относительно каждого объекта, группы сходных объектов, составляющих статью финансовой отчетности. Может применяться в отношении прогнозирования амортизационного расхода, погашения долгосрочного долга. При прогнозировании финансовой деятельности компании подробная информация либо недоступна, либо не оправдывает затрат, требующихся на разработку прогноза, не увеличивая при этом его достоверности [7, с.108-109].
 

6. Прогнозирование финансового состояния предприятия на базе финансовой отчетности 

    Кризис, спад производства вызвал потребность  в опережающем принятии управленческих воздействий. Ответы на эти вопросы  могут быть получены при помощи имитационных моделей финансового прогнозирования. В условиях ожесточившейся конкуренции  все больше и больше предприятий  и компаний обращают свое внимание в сторону наукоемких методов  борьбы с конкурентами, в числе  которых финансовое прогнозирование  является, пожалуй, одним из самых  важных, но пока не получившим широкого применения в России.

    Целью данной работы является построение модели прогнозирования, позволяющей формировать  прогноз финансовой отчетности и  анализировать последствия принятия управленческих решений, которая сочетала бы в себе и относительную простоту, и практическую ценность. В качестве исходной информации рассматривается  финансовая отчетность предприятий.

    Модель  прогнозирования.

    Основное  балансовое уравнение предприятия (активы равны пассивам) имеет вид:

          ВА + ОА = СК + З + КЗ (1), где

    ВА  – необоротные активы,

    ОА  – оборотные активы,

    СК  – собственный капитал,

    З – займы и кредиты,

    КЗ  – кредиторская задолженность.

    Это соотношение является своего рода инвариантом  финансовой отчетности и должно оставаться верным для любого момента времени. Основное балансовое уравнение (1) предприятия  должно оставаться верным и для прогнозного  периода.

    В случае структурных изменений (например, роста объема продаж) происходят изменения  в структуре активов/пассивов, доходов/расходов, движении денежных средств. Потребность  в дополнительном финансировании выступает  в качестве критерия финансовой реализуемости  рассматриваемого сценария. Если выполняется  равенство

    ПДФ = Прогнозные Активы – Прогнозные Пассивы ≤ 0,           (2)

    то  сценарий развития оказывается финансово  реализуем. Но, как правило, рост оборотных  активов, обусловленный ростом объема продаж, оказывается неподкрепленным  в достаточном объеме источниками  финансирования, что делает планы  нереализуемыми. Поэтому возникает  потребность в дополнительном финансировании ПДФ>0. Следовательно, необходима выработка  пакета мер, осуществление которых  привело бы к балансировке активов  и пассивов при достижении желаемого  объема продаж.

    Потребность в дополнительном финансировании соответствует  отрицательному остатку денежных средств, если сформировать план движения денежных средств в косвенной форме:

     Денежный  поток = Нераспределенная Прибыль + Амортизация –

     Активы + Долги.                                         (3)

    Приведем  алгоритм финансового прогнозирования (Рис.1)

    Шаг 1. Формирование исходных данных.

    В качестве исходной информации используется финансовая отчетность (бухгалтерская  или управленческая): баланс, отчет  о доходах/расходах. В модели прогнозирования  используются удельные затраты, на практике выделяется переменная часть затрат с помощью регрессионных методов (линия тренда в Excel) по отчетности нескольких периодов.

    Шаг 2. Расчет коэффициентов удельных затрат, сроков оборачиваемости оборотных активов и сроков оборачиваемости кредиторской задолженности.

    Введем  коэффициент удельных затрат, вычисляемый  согласно формуле (4), связывающий объем  продаж (ОП) и затраты (Зтр):

    kуз = Зтр /ОП                                                     (4)

    Срок  оборачиваемости является характеристикой  технологических бизнес-процессов  предприятия, и руководство предприятия  может влиять на него. Именно поэтому  модель строится на базе коэффициента (4)

 

    

    

    

      

    

      

    

    

    

    

      

    

      

    Рис.1 Алгоритм финансового прогнозирования

    Введем  коэффициент, описываемый выражением (5), связывающий объем продаж и  оборотные активы (ОА) – срок оборачиваемости  оборотных активов (в днях):

    k ОА = (ОА/ОП)*Т                                            (5)

    Введем  коэффициент (6), связывающий объем  продаж и кредиторскую задолженность  предприятия – срок оборачиваемости  кредиторской задолженности (в днях):

    k КЗ = (КЗ/ОП)*Т                                              (6)

    Шаг 3. Прогноз объема продаж ОПF.

    Прогнозное  значение объема продаж является внемодельным предположением  - его значение можно определять, исходя из существующих тенденций развития предприятия или основываясь на маркетинговых исследованиях, экспертных оценках и т.д.

    Шаг 4 . Определим прогнозные значения коэффициентов  в следующем периоде.

    Выбор методики прогнозирования может  определяться содержательными особенностями  предприятия. Основываясь на выбранном  прогнозном значении, руководители предприятия  могут установить целевое (плановое) значение показателя, которое показывает, насколько мы должны изменить величину удельных затрат.

    Шаг 5. Прогноз агрегированной отчетности.

    5.1. Для прогнозирования расходов  необходима информация о степени  переменности затрат, которая оценивается  регрессионным анализом по отчетности  прошлых периодов, из бюджетов  с разделением на переменные  и постоянные затраты, или другим  способом. Зададим их формулой:

      ЗтрF =  k УЗF * ОПF                                              (7)

    При разделении затрат по элементам следует  прогнозировать отдельные статьи. Прогнозируемая нераспределенная прибыль задается по формуле:

    НПF = ОПF - ЗтрF                                              (8)

    5.2. Прогноз необоротных активов осуществляется по формуле:

      ВАF = ВАn + Инвестиции – Амортизация – Продажа ВА          (9)

    На  многих предприятиях для обеспечения  объема производства мощностей хватает  и не требуется увеличения необоротных  активов, особенно в условиях кризиса. Амортизация направляется на текущую  замену оборудования, так что из формулы (9) можно считать ВАF = ВАn . Это предположение оказывается верным для большинства российских предприятий, т.к. ситуация неполной загрузки мощностей является для них весьма типичной.

    5.3. Прогноз оборотных активов (10) и кредиторской задолженности  (11) определяется по сроку оборачиваемости: 

      ОАF = (kОА F * ОПF ) / Т                                    (10)

      КЗF = (kКЗF * ОП F ) / Т                                     (11)

    При росте продаж растут вложения в оборотные  активы. В кризис при падении объема продаж оборотные активы должны падать.

    5.4. Величина собственного капитала (12) в прогнозируемом периоде увеличивается  на нераспределенную прибыль  и составляет.

    СКF = СКn + НПF                                           (12)

    Хотелось  бы обратить внимание, что именно здесь  происходит увязка отчета о прибылях и убытках и баланса: капитал  предприятия увеличивается на величину нераспределенной прибыли. Кроме того, связь между балансом и отчетом о прибылях и убытках проявляется в использовании введенных коэффициентов – сроков оборачиваемости.

    5.5. Прогноз займов и кредитов  задается формулой:

      ЗF = Зn + ВзятиеF - ВозвратF                                (13)

    Информации  о взятии и необходимом возврате кредитов нет в финансовой отчетности, для этого нужно привлекать дополнительную информацию. Если происходит перекредитовка (ВзятиеF = ВозвратF), прогнозное значение займов остается на прежнем уровне ЗFn .

    В ситуации кризиса при возврате долгов без взятия новых кредитов

    ЗF =0.

    Шаг 6. Оценка реализуемости.

    Основное  балансовое уравнение предприятия (1) (А=П) должно оставаться верным и для прогнозного периода. Но возможна ситуация, когда активы и пассивы предприятия оказываются несбалансированными. Рассчитывается потребность в дополнительном финансировании (ПДФ) можно по формуле:

      ПДФF = АF – ПF = (ВАF + ОАF) – (СКF + ЗF + КЗF)                 (14)

    Потребность в дополнительном финансировании выступает  в качестве критерия финансовой реализуемости  сценария. В случае если ПДФ<0, это соответствует наличию свободных средств. Переход на шаг 8. В противном случае, рост активов (в большинстве случаев за счет роста оборотных активов), оказывается неподкрепленным в достаточном объеме источниками финансирования, что делает сценарий нереализуемым. Если ПДФ>0, то финансовый план нереализуем. Необходимо оценить резервы предприятия по улучшению внутренней эффективности, происходит переход на шаг 7.

Информация о работе Финансовый бюджет как база прогнозирования финансовой отчетности