Бюджетные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 07:39, реферат

Описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Стр.
Введение ...........................................................................................

1. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство
Российской Федерации ........................................................


Бюджет. Основные черты бюджетной системы и
бюджетного устройства Российской Федерации .................

1.2. Принципы бюджетной системы ...........................................
Бюджетная классификация, доходы и расходы,
сбалансированность бюджетов ......................................
2. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы Российской Федерации..........................................................


2.1.Федеральный бюджет Российской Федерации ...........

2.2. Бюджеты субъектов Российской Федерации .............

2.3.Местные бюджеты ........................................................

2.4.Внебюджетные фонды ..................................................

3. Межбюджетные отношения – современная ситуация, проблемы и пути их решения. ....................................
Заключение .....................................

Работа состоит из  1 файл

бюджет.doc

— 301.00 Кб (Скачать документ)

    Установлено, что в доходы федерального бюджета на 2002 год зачисляются поступления единого социального налога, направляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии.

    Превышение  доходов над расходами направляется в 2002 году в сумме 68566,6 млн.рублей на погашение государственного долга Российской Федерации  и в сумме 109765,3 лмн.рублей на образование финансового резерва.

    Если  взять в сравнение 2001 год, то бюджет на 2001 год был утвержден  по расходам  в сумме 1193482,9 млн.рублей и по доходам в сумме 1193482,9 млн.рублей исходя их  объема ВВП 7750 млрд.рублей и уровня инфляции  12 %.

    Таблица № 2

              Исполнение  федерального бюджета  за 2001 год 

                      (предварительные данные )

                                                                                млн.руб.

  Бюджет  за год Исполнение  за год %  исполнения
Доходы 1 193 482,9 1 592 323,1 133,4
Расходы 1 193 482,9 1 376 229,0 115,3
Процентные  расходы 239 793,9 232 488,8 97,0
Обслуживание  государственного внутреннего  долга 56 640,9 46 412,2 81,9
Обслуживание  государственного внешнего долга 183 153,0 186 076,6 101,6
Профицит 0 216 094,1  
Первичный профицит 239 793,9 448 582,9  
ВВП   9 090 200,0  
Профицит  к ВВП в %   2,4  
Первичный профицит к ВВП  в %   4,9  
       

    Таблица №3

Доходы  федерального бюджета  РФ на 2002 г. (выдержка):

Млн.руб
Виды  доходов Сумма.
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего  1 726 310,10
в том  числе:  
Налог на прибыль (доход) предприятий и  организаций 

Налог на добавленную  стоимость

Акцизы по подакцизным товарам и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации

Акцизы по подакцизным  товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации

Налог на игорный  бизнес

Налог на покупку  иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте

Налоги на совокупный доход

Лицензионные  сборы 

Налоги на имущество

Платежи за пользование  природными ресурсами 

Таможенные пошлины  и иные тамож. сборы и платежи 

Прочие налоги, пошлины и сборы

207 443 ,70

773 508 ,00 

221 259 ,80 
 

3 555 ,20

1 009 ,20

  1 849 ,40 

5 677 ,60

804 ,10

920 ,00

183 715 ,70

324 108 ,90

2 458 ,50

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего 104 284 ,20
в том  числе:

Доходы от имущества, находящегося в государственной  собственности, или от деятельности

Доходы от внешнеэкономической  деятельности

Доходы от продажи  земли и нематериальных активов

Штрафные санкции, возмещение ущерба

Административные  платежи и сборы

Прочие неналоговые  доходы

 
 
50 472 ,50

47 911 ,90

290 ,00

1 691 ,40

804 ,10

3 114 ,30

ДОХОДЫ  ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ, всего  13 893 ,90
ЕДИНЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ 281 230 ,00
ВСЕГО ДОХОДОВ 2 125 718 ,20

    Данные  свидетельствуют, что  93% всех доходов  бюджета  составляют налоговые поступления (налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета).  Поступления в федеральный бюджет налога на прибыль уменьшены  на 13% по сравнению с 2001 годом.   Поступления налога на добавленную стоимость  в 2002 году предусмотрены с ростом против 2001 года на 23.1 %.

    Важно, что поступления по налогу на прибыль  и НДС составят более половины (52%) всех доходов федерального бюджета. В отличие от 2001 года в федеральный  бюджет не предусмотрены отчисления от налога на доходы физических лиц, которые  в полном объеме зачисляются в доходы бюджетов субъектов Федерации.

    В федеральном бюджете на 2002 год  платежи за пользование природными ресурсами в 3.8 раза превышают соответствующие  поступления за истекший год . Именно вступивший в действие с 1 января 2002  года налог на добычу полезных ископаемых , доминирующей составляющей которого является налог на добычу нефти (93.4%)   , обеспечивает значительное увеличение указанных поступлений.  Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Например, из акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - 50 % и т.п. (ст. 20 ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год). Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, таможенные сборы и иных таможенные платежи.

    В доходы федерального бюджета на 2002 год включаются  средства  целевых федеральных бюджетных фондов:  Фонда Министерства по атомной энергии.

    Таблица № 4

    Расходы федерального бюджета  РФ на 2002 г. (выдержка)

    тыс.руб.

Виды  расходов Сумма
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ 56 745 563,3
СУДЕБНАЯ  ВЛАСТЬ                                        19 111 999,8
МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ                            42 858 764,5
НАЦИОНАЛЬНАЯ  ОБОРОНА                                  284 157 831,5
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

БЕЗОПАСНОСТИ  ГОСУДАРСТВА                             

173 863 288,3
 
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ                    
30 317 957,1
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И СТРОИТЕЛЬСТВО            57 707 669,7
СЕЛЬСКОЕ  ХОЗЯЙСТВО И РЫБОЛОВСТВО                      26 821 500,0
ОХРАНА  ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И  ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ, КАРТОГРАФИЯ И ГЕОДЕЗИЯ                                            9 758 799,8  
ТРАНСПОРТ,  СВЯЗЬ И ИНФОРМАТИКА     7 034 319,7
РАЗВИТИЕ  РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ                         20 000,0
МАЛЫЙ БИЗНЕС И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 20 000,0
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ  И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ  СИТУАЦИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ            

8 693 085,0
ОБРАЗОВАНИЕ                                           80 088 334,7
КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФИЯ                   10 292 505,8
СРЕДСТВА  МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ                           10 264 830,2
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА                  31 908 141,6
СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА                                   430 350 521,5
ОБСЛУЖИВАНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  И  МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА                  285 009 298,7
ПОПОЛНЕНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ И РЕЗЕРВОВ         527 305,2
ФИНАНСОВАЯ  ПОМОЩЬ БЮДЖЕТАМ ДРУГИХ УРОВНЕЙ            265 406 554,4
УТИЛИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ВООРУЖЕНИЙ 10 315 350,0
МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИКИ                     500 000,0
ИССЛЕДОВАНИЕ  И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА                                   9 742 000,0
ВОЕННАЯ РЕФОРМА 16 544 982,8
ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО 68 519 404,0
ПРОЧИЕ  РАСХОДЫ                                        -3 67 652,2
ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ 13 893 900,0
РАСХОДЫ ПЕРЕЧИСЛЯЕМЫЕ В ПФР В СЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЙ ОТ ЕСН  281 230 000,0
ИТОГО РАСХОДОВ 1 947 386 255,4

    Расходы федерального бюджета 2002 года носят ярко выраженный социально-ориентированный характер. Крупными направлениями расходов будут расходы на социально-культурную сферу, науку, образование, здравоохранение, на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и на пенсионную реформу. Они составляют 19 % общих расходов федерального бюджета на 2002 год при опережающем росте против других расходных показателей. В связи с увеличением размера оплаты труда работников бюджетной сферы законом предусмотрен рост расходов на эти цели в 1.42 раза по сравнению с 2001 годом.

    Размер  дотаций, выделенных из фонда софинансирования  социальных расходов на повышение окладов  работников организаций бюджетной  сферы предусмотрен  в сумме 13720.0 млн.рублей  и на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 5012.1 млн.рублей. суммарный объем финансовой помощи бюджетов других уровней в 2002 году должен составлять 245.4млрд.рублей или 15.2% общих расходов федерального бюджета против 14.5% - в 2001 году. В бюджете 2002 года впервые предусмотрены средства на выплату дотаций на стабилизацию доходной части консолидированных бюджетов субъектов Российской  Федерации в сумме 3.0 млрд.рублей.

    Предварительная оценка исполнения объемов  финансирования

              расходов, дефицита и поступления  доходов федерального бюджета                       

                                       за I квартал 2002 года

Таблица № 5

Исполнение  федерального бюджета за 2 квартал 2002 года

(предварительные  данные)

млн.руб.

  Бюджетные назначения на I квартал Исполнение  за I квартал % исполнения  бюджетных назначений на 1 квартал 
ДОХОДЫ  448 183,1 472 658,1 105,5
РАСХОДЫ (финансирование) 434 832,6 419 075,6 96,4
Процентные  расходы: 77 830,6 78 150,9 100,3
Обслуживание  государственного  и муниципального внутреннего долга 8 394,6 8 214,0 97,8
Обслуживание  государственного внешнего долга 69 535,8 69 936,9 100,6

Непроцентные  расходы

356 902,0 340 924,7 95,5
ДЕФИЦИТ(-)   ПРОФИЦИТ (+) 13 350,5 53 582,5  
ПЕРВИЧНЫЙ  ПРОФИЦИТ 91 281,1 131 733,4  
 

Первый  квартал 2002 года оказался успешным для  российского бюджета. Рост поступлений  в казну связан  в основном с зачислением с 2002 года в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации  единого социального налога  и  перераспределение в пользу федерального бюджета большей доли (80%) налога на добычу полезных ископаемых. Больше всего средств государство      получило    от   Министерства     по   налогам    и   сборам –322 291,2млн.рублей, которое превысило показатели прошлого года в 1,8 раза. Вместе с тем ГТК принес в казну всего 40 млрд.рублей, что всего на 24 % больше прошлогоднего. На третье место вышел Госкомитет  по рыболовству (5,1 млрд.руб) ,реализовавший на аукционах ряд квот на  добычу  рыбы, таким образом опередивший Минфин около 2 млрд.рублей;  Минатом – 2,6 млрд.рублей.

Таблица № 6
 

Предварительное  исполнение объемов финансирования расходов

федерального  бюджета  за 1 квартал 2002 года (выдержка) 

  млн.руб.

РАСХОДЫ Бюджетные назначения на 1 квартал Изменения за 1 квартал  № исполнения годовых бюджетных назначений % исполнения  бюджетных 

назначений на 1 квартал

Государственное управление 10 891,3 10 837,9 19,1 99,5
Национальная  оборона 54 841,9 53 981,4 19,0 98,4
Образование 17 348,0 17 344,5 21,7 100,0
СМИ 1 909,5 1 909,5 18,6 100,0
Социальная политика 93 605,3 93 087,0 21,6 99,4
Из  них ПФ РФ 12 372,9 12 372,9 25,0 100,0
Обслуживание  гос. и муниципального долга 77 930,6 78 150,9 27,4 100,3
В т.ч. обслуживание гос.и муниципального внутреннего долга 8 394,8 8 214,0 14,2 97,8
обслуживание гос. внешнего долга 69 535,8 69 936,9 30,8 100,6
Финансовая  помощь бюджетам других уровней 70 469,2 69 667,9 26,2 98,9
......................................        
Всего расходов 434 832,6 419 075,6 21,5 96,4

Информация о работе Бюджетные системы