Бюджетное устройство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:41, курсовая работа

Описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ.
ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА.
СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ…………………………………………………………………5
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ЗВЕНЬЯМИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ.
ПРИНЦИПЫ И ПОРЯДОК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ.
БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ, НОРМЫ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА, МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ……………………………………………………17
БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА, РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…20
БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА США…………………………………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...30

Работа состоит из  1 файл

финансы кр.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете.

Принцип прозрачности (открытости) предполагает соблюдение следующих требований:

- обязательное опубликование  в средствах массовой информации  утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полнота представления  информации о ходе исполнения  бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах;

- обязательная открытость  для общества и средств массовой  информации проектов бюджетов, процедур  рассмотрения и принятия решений  проетов бюджетов, в том числе  по вопросам, вызывающим разногласия  внутри законодательного органа публичной власти либо между законодательным и исполнительным органами публичной власти;

Принцип достоверности  бюджета. Означает, что при определении доходов и расходов бюджета любого уровня бюджетной системы должны быть учтены все реальные изменения, которые повлияют на доходы и расходы бюджета.

Принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств. Все расходы бюджета должны иметь строго адресный характер. Расходы бюджета строго распределены по главным распорядителям и получателям бюджетных средств, причем определяется их целевое назначение.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат  с единого счета бюджета, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов федеральной, региональной и муниципальной власти за пределами соответственно территории РФ, субъекта РФ и муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.

Доходами бюджетов принято считать установленные законодательством и решениями органов представительной власти обязательные поступления средств в распоряжение государства и органов местного самоуправления в виде налогов, сборов и других платежей. Бюджеты всех уровней бюджетной системы формируются на основе закрепления за ними доходов и расходов. В настоящее время в Российской Федерации доходы бюджетов всех уровней составляют около 30 % от ВВП, из них федерального бюджета примерно 16% от ВВП. Такая доля централизации ВВП для финансирования государственных расходов свидетельствует о проводимой бюджетной политике, суть которой заключается в снижении налогового бремени на реальный сектор экономики и на доходы граждан.  Вместе с тем прослеживается тенденция абсолютного увеличения доходов всех уровней бюджетной системы, что связано с ростом ВВП. В условиях ускорения темпов роста ВВП те же и даже возрастающие доходы могут быть получены и при снижении налогового бремени.

Доходы бюджетов всех уровней формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ и делятся на три группы: налоговые, неналоговые и безвозвратные безвозмездные перечисления.

Основными факторами  абсолютного роста доходов федерального бюджета являются увеличение добычи и экспорта нефти и газа, а также рост мировых цен на экспортируемую нефть.

В политике доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы  важнейшим направлением является повышение  доходности реального сектора экономики. Только при этом условии могут  расти доходы бюджетов.

В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.    

Закрепленные доходы – это доходы, полностью поступающие  в соответствующие бюджеты. Например, по действующему законодательству за бюджетами субъектов Федерации закреплен налог на имущество предприятий, за местными  бюджетами - налог на имущество физических лиц.

Регулирующие доходы – средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия     его расходов; зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета.

Дотации – средства,  передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при  их дефиците.

Субвенции – средства, передаваемые из вышестоящего   бюджета  нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия.

Субсидия — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Нужно отметить, что дотация, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Эти источники бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает их воздействие на экономические процессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

Поэтому не везде и  не всегда следует стремиться к замене дотаций, субвенций и субсидий любыми средствами. Они необходимы в тех населенных пунктах, где в силу сложившихся условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и других причин, экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города и поселки-курорты, города — исторические и архитектурные заповедники, научные центры и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств.

Из Фонда финансовой поддержки субъектов Федерации  оказывается помощь тем субъектам, в которых среднедушевой доход  по бюджету за предыдущий год ниже, чем в среднем по Российской Федерации (субъекты Федерации, нуждающиеся в поддержке), и у которых собственных доходов и дополнительных средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов (субъекты Федерации, особо нуждающиеся в поддержке).

Трансферты  регионам перечисляются ежемесячно исходя из фактических поступлений налогов в федеральный бюджет, а также с учетом удельного веса каждого региона в зависимости от статуса в Фонде финансовой поддержки регионов.

Наряду с трансфертами сохранился порядок выделения регионам бюджетных ассигнований на капитальные  вложения для осуществления федеральных  целевых программ, а также на иные мероприятия, согласованные на федеральном  уровне.

Что касается расходов отдельных звеньев бюджетной системы, то основная их часть осуществляется из федерального бюджета. Из этого бюджета полностью финансируются расходы на оборону, значительная часть затрат на финансирование государственных программ и инвестиций, предоставляются дотации отдельным отраслям народного хозяйства, а также крупные средства бюджетам территорий.

Расходы бюджетов всех уровней  подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет развития входят ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие  виды расходов:

- обеспечение деятельности  Президента Российской Федерации,  Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

- функционирование федеральной  судебной системы;

- осуществление международной  деятельности в общефедеральных  интересах;

- национальная оборона  и обеспечение безопасности государства;

- фундаментальные исследования  и содействие научно-техническому  прогрессу;

- государственная поддержка  железнодорожного, воздушного и  морского транспорта;

- государственная поддержка  атомной энергетики;

- ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций федерального масштаба;

- исследование и использование  космического пространства;

- содержание учреждений, находящихся в государственной  собственности

- формирование федеральной  собственности;

- обслуживание и погашение  госдолга РФ;

- компенсация государственным  внебюджетным фондам расходов  на выплату государственных пенсий  и пособий, подлежащих финансированию  за счет средств федерального  бюджета;

- пополнение государственных  запасов драгоценных металлов  и драгоценных камней, государственного материального резерва;

- проведение выборов и референдумов  Российской Федерации;

- обеспечение реализации решений  федеральных органов власти, приведших  к увеличению расходов или  уменьшению доходов бюджетов  других уровней;

- финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

- официальный статистический учет  и др.

Кроме этого, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и  местного значения, включаемых в целевые  региональные и местные программы. Совместно могут финансироваться такие виды расходов, как государственная поддержка отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи; обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение социальной защиты населения; охрана окружающей среды; развитие рыночной инфраструктуры; обеспечение развития федеративных и национальных отношений; финансовая помощь другим бюджетам и прочее.

В Новой редакции Бюджетного Кодекса сформулированы принципы формирования расходных обязательств. Они определены как обязательства любого  уровня бюджетной системы, возникающие вследствие действия на данный момент принятый нормативных актов. В ст. 84, 85, 86 БК РФ отражены расходные обязательства и расходы бюджетов всех уровней. Т.к. расходные обязательства вытекают  из действующих правовых норм, то для обеспечении полноты финансирования расходов бюджетов должны составляться реестры расходных обязательств – исчерпывающие перечни нормативных актов, договоров и соглашений с указанием статей, пунктов и подпунктов этих нормативно – правовых документов, из которых вытекают расходные обязательства. Органы исполнительной власти всех уровней определяют порядок ведения реестров расходных обязательств РФ и  организуют их составление. Реестр расходных обязательств РФ  и своды расходных обязательств субъектов Федерации и муниципальных образований представляются в Министерство финансов РФ. Если имеет место быть ситуация, когда надо финансировать новые расходы, не входящие в реестр, для включения этих расходов в бюджет решение принимается на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бюджетные правоотношения: объекты, субъекты, нормы бюджетного права, материальные и процессуальные.

Бюджетные правоотношения представляют собой общественные отношения, которые возникают в процессе бюджетной деятельности Российской Федерации (федерального центра), субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Бюджетные правоотношения (как материальные, так и процессуальные), имеют следующие признаки:

1) они появляются  в ходе бюджетной деятельности;

2) они являются разновидностью финансовых отношений.

Данный признак  можно обосновать тем, что бюджетные  отношения осуществляются в процессе формирования, распределения и организации  использования бюджета, являющегося  основным экономическим институтом финансовой системы и основным денежным фондом, входящим в эту систему;

3) имеют своей основой правовую базу.

Так как бюджет в финансово-организационном смысле является плановым актом, утверждаемым соответствующим правовым актом, то, соответственно, правовыми являются и сами бюджетные отношения.

4) являются  предметом правового регулирования  для бюджетного права. 

Предметом регулирования  бюджетного права являются общественные отношения, которые  возникают в  связи с определением бюджетного устройства; видов бюджета; состава доходов и расходов бюджета; а также отношения по поводу составления, утверждения, исполнения бюджета.

Бюджетные правоотношения имеют сходные характеристики с  финансовыми правоотношениями, но они  имеют и свои отличительные особенности:

1. Они возникают в связи с образованием, распределением и использованием бюджета.

2.  Они ежегодно  возобновляются, так как реализуются  в течение календарного (финансового)  года.

3.  Одной  из сторон бюджетных правоотношений  всегда является государство,  государственные органы или органы местного самоуправления.

Объектом  бюджетных правоотношений выступают  действия сторон данного правоотношения, направленные либо на формирование Федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета),  либо на его расходование в форме распределения, либо на организацию использования средств данного бюджета лицами, которым эти средства выделены. Некоторые авторы полагают, что объектом бюджетного правоотношения выступает сам бюджет как определенное материальное благо. Разночтения в данном случае объясняется спорностью вопроса о том, что является объектом правоотношения. Одни авторы считают, что объектом выступают определенные материальные блага, вторые – интересы субъектов правоотношения, третьи – действия (поведение) сторон, направленное на реализацию своего интереса, выраженного в получении определенного материального или нематериального блага.

Информация о работе Бюджетное устройство