Бюджетное финансирование жилищно-коммунального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:06, контрольная работа

Описание

Основные тенденции финансирования жилищно-коммунального хозяйства: расширение спектра источников финансирования отрасли, предполагающее помимо средств бюджетов и населения привлечение средств частных инвесторов, в том числе кредитных организаций; обеспечение полного возмещения гражданами – собственниками жилых помещений стоимости жилищно-коммунальных услуг; адресная финансовая поддержка государством социально незащищенных категорий населения посредством предоставления льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг; формирование институтов развития, инвестиционный потенциал которых направляется, в том числе на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов коммунальной сферы; внедрение разнообразных финансовых инструментов и механизмов финансирования ЖКХ, включающих инфраструктурные облигации, гарантийные фонды ЖКХ, концессионные соглашения и иные.

Содержание

Введение 3
1 Жилищно-коммунальное хозяйство – важнейшая отрасль жизнеобеспе-чения человека 5
2 Финансирование жилищного хозяйства 8
3 Коммунальное хозяйство и бюджет 12
4 Расходы федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов 16
Заключение 28
Список использованных источников 29

Работа состоит из  1 файл

Бюджетное финансирование ЖКХ.doc

— 249.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Бюджетная система РФ»

 

на тему:

«Бюджетное финансирование жилищно-коммунального хозяйства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение               3

1 Жилищно-коммунальное  хозяйство – важнейшая отрасль  жизнеобеспечения человека                          5

2 Финансирование жилищного хозяйства                   8   

3 Коммунальное хозяйство и бюджет                          12

4 Расходы федерального  бюджета на жилищно-коммунальное  хозяйство на 2012 год и на плановый  период 2013 и 2014 годов       16

Заключение                                28

Список использованных источников                  29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Реализация целей и задач реформирования российского жилищно-коммунального хозяйства в рыночных условиях происходит на протяжении пятнадцати лет и будет продолжена еще длительный период, подтверждением чему является разработанная Правительством Российской Федерации концепция целевой программы модернизации и реформирования ЖКХ до 2020 года.

Проводимая реформа определила основные тенденции финансирования жилищно-коммунального хозяйства: расширение спектра источников финансирования отрасли, предполагающее помимо средств бюджетов и населения привлечение средств частных инвесторов, в том числе кредитных организаций; обеспечение полного возмещения гражданами – собственниками жилых помещений стоимости жилищно-коммунальных услуг; адресная финансовая поддержка государством социально незащищенных категорий населения посредством предоставления льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг; формирование институтов развития, инвестиционный потенциал которых направляется, в том числе на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов коммунальной сферы; внедрение разнообразных финансовых инструментов и механизмов финансирования ЖКХ, включающих инфраструктурные облигации, гарантийные фонды ЖКХ, концессионные соглашения и иные.

Несмотря на то, что перечисленные направления развития финансирования ЖКХ осуществляются при одновременном сокращении бюджетного финансирования отрасли, роль последнего остается весьма значительной, в особенности, когда речь идет об обновлении материально-технической базы в коммунальной сфере, финансовой поддержке льготных категорий населения, реализации общественно значимых проектов, связанных, например, с благоустройством городских территорий, утилизацией бытовых и радиоактивных отходов, содержанием дорог, объектов уличного освещения.

На бюджетное финансирование ЖКХ оказывают позитивное влияние изменения, связанные с совершенствованием российской бюджетной системы. Прежде всего, это использование программно-целевого метода бюджетного планирования, который позволяет оптимизировать процесс формирования бюджета, обеспечить последовательность отраслевой политики в среднесрочной и долгосрочной перспективе; увеличение горизонта бюджетного планирования; интеграция бюджетной классификации расходов со счетами бюджетного учета; разработка мер повышения эффективности бюджетных расходов. Кроме того, дифференцированный подход к бюджетному финансированию государственных учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий в области ЖКХ, выраженный в полном (нормативном) финансировании первых и частичном (в виде субсидий на возмещение затрат) финансировании вторых, ориентирован на экономию бюджетных ресурсов, является логическим следствием решения о переводе организаций ЖКХ на рыночные условия хозяйствования.

В то же время существуют и требуют устранения объективные препятствия для эффективного расходования бюджетных средств на поддержание и развитие ЖКХ на современном этапе, в числе которых следует выделить ограниченный подход к понятию эффективности бюджетного финансирования, связанному лишь с необходимостью экономии бюджетных ресурсов в ходе их использования на соответствующие нужды; несовершенство организационных мер по обеспечению корреляции оперативных и стратегических целей социально-экономического развития с финансовыми целями в деятельности органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений в сфере ЖКХ; недостаточное развитие механизма финансирования государственных учреждений ЖКХ, предоставляющих государственные услуги.

Высокая теоретическая и практическая значимость решения вопросов, связанных с повышением эффективности финансирования ЖКХ, методов управления отраслевыми финансовыми потоками, ориентированных на социально-экономическое развитие регионов, в условиях сокращения дотационности ЖКХ, значительного износа коммунальной инфраструктуры и низкого платежеспособного спроса населения обуславливают актуальность данной темы.

1 Жилищно-коммунальное хозяйство – важнейшая отрасль жизнеобеспечения человека

 

В современном урбанизированном обществе одной из важнейших отраслей деятельности человека является жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Город стал основным местом обитания людей. В России в городах и поселках городского типа проживает почти три четверти населения страны. Человек в современном городе должен быть обеспечен жильем, водой, канализацией, теплом, городским транспортом. Современное производство также невозможно без обеспечения его услугами ЖКХ, предприятия которого не только создают условия жизни работнику и доставляют его к месту труда, но и поставляют промышленным и строительным предприятиям воду, газ, тепло, электроэнергию, участвуя тем самым в процессе производства. Нельзя представить функционирование города, нормальную жизнедеятельность населения без городского благоустройства (дорог, освещения, озеленения, очистки территории и вывоза мусора). Следовательно, услуги ЖКХ – важный фактор развития материального производства и воспроизводства рабочей силы. Являясь важной частью народного хозяйства страны, эта отрасль требует выделения на свое содержание и развитие значительного объема финансовых ресурсов. Отрасль имеет двусторонние отношение с бюджетом, которые складывались в пользу отрасли. Она получает средств из бюджета больше, чем вносит в него.

Как отрасль ЖКХ включает ряд подотраслей:

    • жилищное хозяйство;
    • водопроводно-канализационное хозяйство;
    • топливно-энергетическое хозяйство;
    • городской пассажирский транспорт;
    • гостиницы;
    • благоустройство населенных мест.

Источниками финансирования расходов на содержание и развитие ЖКХ являются:

    • бюджетные средства;
    • средства, получаемые жилищно-коммунальными предприятиями за реализацию своих услуг и продукции юридическим и физическим лицам;
    • средства предприятий на содержание принадлежащих им жилищно-коммунальных объектов.

До 1991 г. в ведомственном  подчинении находилось примерно 60% жилой площади, свыше 30% протяженности газовых сетей и около 30% мощностей водопроводно-канализационных предприятий. Доля средств предприятий в финансировании жилищного хозяйства составляла более 75%, а коммунального хозяйства – около 25%. В связи с переходом на рыночные отношения предприятия из-за отсутствия у них необходимых финансовых ресурсов стали отказываться от своих жилищно-коммунальных объектов и передавать их в подчинение местным органам власти, т. е. на бюджетное финансирование.

Роль бюджетных средств  в финансировании отдельных подотраслей ЖКХ неодинакова. Полностью за счет бюджетных ассигнований финансируются дорожное хозяйство, озеленение, освещение и уборка территорий населенных мест. Водопроводно-канализационное хозяйство получает лишь средства бюджета на капитальные вложения. Городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и теплоэнергетика для отопления жилых домов требуют выделения бюджетных дотаций.

Анализ, деятельности предприятий  ЖКХ показывает, что в связи  с действием ряда факторов (повышение стоимости сырья, топлива, материалов, основных средств, заработной платы и др.) себестоимость их услуг постоянно росло. Темпы роста их затрат опережали темпы роста производительности труда. При стабильности тарифов это привело к снижению рентабельности, к убыточности и дотациям из бюджета.

Услуги ЖКХ являются одним из элементов жизненных средств для населения. Если повысить тарифы на эти услуги, то возрастут затраты потребителей этих услуг, т. е. населения. Это увеличение должно возмещаться либо за счет повышения заработной платы, либо за счет ассигнований из централизованного фонда финансовых ресурсов – бюджета в виде дотаций предприятиям и организациям, оказывающим услуги населению, либо населению. В практике применяются все способы.

Выделение дотаций ЖКХ  следует рассматривать как один из способов возмещения предприятиям их затрат живого и овеществленного труда, а работникам – затрат на воспроизводство рабочей силы. Вместе с тем следует признать, что дотационность производства и реализации ряда видов продукции, товаров и услуг негативно отражается на развитии коммерческого расчета, не способствует усилению интенсивных методов хозяйствования, повышению заинтересованности в более экономном использовании материальных и финансовых ресурсов. В условиях рыночных отношений проблема дотаций становится еще более актуальной.

Главной задачей в экономике ЖКХ является улучшение экономической работы в этой отрасли с целью повышения эффективности использования средств, выделяемых на ее развитие и содержание, а также снижение темпов роста эксплуатационных затрат. Важнейшим направлением поиска путей более эффективного использования затрат на жилищно-коммунальное хозяйство и снижение темпов роста затрат является концентрация предприятий этой отрасли в ведении местных органов власти. Это в свою очередь позволит шире вести работы по специализации предприятий и интенсификации производства, снижению себестоимости оказываемых ими услуг.

Реальными действиями в  этом направлении станет проводимая в нашей стране реформа в ЖКХ, которая предполагает реализацию мер, направленных на повышение эффективности использования средств на содержание жилищно-коммунальных предприятий:

1) переход к самофинансированию  предприятий ЖСК путем прекращения бюджетных ассигнований на предоставление им дотаций, а также перекрестного субсидирования потребителей;

2) увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня, определяемого в основном в результате конкурсного отбора организаций, предоставляющих эти услуги.

 

2 Финансирование жилищного хозяйства

 

Жилищное хозяйство – одна из важнейших отраслей социально-бытовой инфраструктуры. Принимаемые за последние десятилетия меры по решению жилищной проблемы привели к значительному возрастанию жилищного фонда городов. Улучшилось инженерное оборудование домов и оснащение их водопроводом, канализацией, газом, лифтом, мусоропроводом и т. д. Жилищный фонд стал главным общественным богатством городов, удельный вес его в общем объеме основных фондов, подведомственных городским самоуправлениям, составляет 70–80%.

Бюджетные средства в жилищное хозяйство направляются в основном из территориальных бюджетов. В общем объеме региональных бюджетов расходы на содержание жилищного хозяйства 3%, в местных – 7%. Наблюдается рост этих расходов. Он обусловлен не только увеличением самого жилого фонда, но и повышением качества строений, их технической оснащенности, заработной платы работников. С ростом этажности, технической оснащенности домов возрастают расходы. Так, затраты на содержание девяти- и шестнадцатиэтажных домов выше, чем затраты на пятиэтажные дома, соответственно на 18 и 23%. С увеличением объема крупнопанельного домостроения возрастают расходы на капитальный и текущий ремонт. В таких домах эти расходы превышают восстановительную стоимость в 2,5 раза, из них 30% приходится на текущий ремонт.

Таким образом, в перспективе  с развитием в городах многоэтажного и крупнопанельного строительства расходы на содержание жилищного фонда будут возрастать. Все это свидетельствует о необходимости серьезного подхода к вопросам эффективного использования финансовых ресурсов, направляемых на содержание и ремонт жилых домов. Главной задачей при этом должно быть изыскание путей снижения темпов роста расходов и сокращение их.

В затратах на содержание жилых строений значительную часть  занимают расходы на оплату труда, которые составляют более 30%. Причинами высокого уровня заработной платы в эксплуатационных расходах в жилищном хозяйстве являются слабая механизация работ, отсутствие автоматизации инженерных систем в домах, широкое применение ручного труда.

Основными путями совершенствования  системы эксплуатации жилищного хозяйства, выявления резервов снижения уровня эксплуатационных расходов являются:

  1. механизация и автоматизация производственных процессов;
  2. создание специализированных организаций, осуществляющих на высоком техническом уровне обслуживание внутридомовых инженерных систем и ремонт зданий;
  3. концентрация материальных и финансовых ресурсов, выделяемых в эту отрасль;
  4. совершенствование системы оплаты труда.

Из общего объема средств, выделяемых на содержание жилищного фонда, наибольшая часть направляется на проведение текущего ремонта. Своевременное и в достаточном объеме выделение финансовых и материальных ресурсов на текущий ремонт позволяет содержать жилые дома в технически исправном состоянии. Большой объем и высокий удельный вес финансовых ресурсов, ассигнуемых на текущий ремонт, выдвигают задачу повышения эффективности их использования. Вместе с тем в этой сфере жилищного хозяйства имеются возможности наибольших резервов экономии.

  1. Одним из условий сокращения трудовых затрат, повышения эффективности средств, выделяемых на текущий ремонт, является концентрация этих работ в специализированных ремонтно-строительных организациях. Домохозяйства освобождаются от ведения этих работ, становятся заказчиками и контролируют объем и качество выполняемых работ.
  2. Создание объединенных диспетчерских служб, специализированных предприятий и передача им на обслуживание технического оборудования домов, проведение текущего и капитального ремонтов жилищного фонда обеспечат эффективное использование средств, а также снижение расходов жилищного хозяйства.
  3. Концентрация всего государственного жилищного фонда в ведении местных органов власти даст возможность централизованно проводить научно обоснованную техническую политику в этой отрасли, шире внедрять автоматизацию и механизацию труда. Это также открывает новые возможности для улучшения обслуживания населения и достижения экономического эффекта.

Информация о работе Бюджетное финансирование жилищно-коммунального хозяйства