Валовый внешний долг Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание

Целью исследования является определение процесса формирования, проблемы регулирования, перспектив и тенденций привлечения внешних заимствований в экономику Казахстана, выработка рекомендации по их регулированию и развитию. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи, определившие логику диссертационного исследования и его структуру:
* изучение теоретических аспектов и особенностей современного процесса валового внешнего долга;
* исследование проблемы формирования и состояния валового внешнего долга Казахстана;
* анализ состава, структуры и динамики валового внешнего долга Казахстана;
* характеристика причин и особенностей формирования внешней задолженности казахстанскими коммерческими банками;
* исследование влияния финансового кризиса на внешние заимствования Казахстана: выявление причин и последствий кризиса;
* предложение рекомендаций по управлению внешними заимствованиями с учетом особенностей развития казахстанской экономики;
* определение перспектив заимствований Казахстана на мировом рынке капиталов и развития долгосрочной политики государства в области обслуживания внешнего долга.

Содержание

Введение………………………………………………………………....2
I. Понятие валового внешнего долга…………………………………..5
1.1 Процесс формирования……………………………………………..5
1.2 Современное состояние валового внешнего долга в Республике Казахстан……………………………………………………………………....6
II. Анализ состава и структуры валового внешнего долга Республики Казахстан……………………………………………………………………….9
2.1 Причины внешних заимствований…………………………….......9
2.2 Проблемы регулирования……………………………………….....16
2.3 Методы управления внешними заимствованиями……………….17
Заключение……………………………………………………………...25
Список использованной литературы…………………………………..27

Работа состоит из  1 файл

План.docx

— 81.44 Кб (Скачать документ)

     6.Обеспечить соответствие законодательно-нормативной документации по регулированию рисков квазигосударственных корпоративных внешних заимствований. Целесообразно разработать критерии и порядок частичной компенсации антикризисной поддержки ее получателями – корпорациями и банками – по мере их выхода из кризиса в целях покрытия бюджетного дефицита.

     7.В целях защиты национальных интересов необходимо повышение эффективности использования внешних заимствований в интересах развития национальной экономики, то есть создание условий для реализации национальных проектов в области индустриально-инновационного развития страны.

     8.Особого внимания требует повышение профессионализма при определении валютно-финансовых и платежных условий международных кредитных соглашений, а также дальнейшее совершенствование системы анализа, оценки, минимизации рисков внешних заимствований. Необходимо совершенствовать систему показателей структуры внешнего долга по его видам, срокам с учетом периода использования, льготного периода и  периода погашения. Вместе с этим, необходимым разработку долгосрочной государственной политики в области внешних заимствований с целью усиления контроля над привлечением внешних ресурсов, формированием и обслуживанием внешнего долга. Основные пункты этой политики не должны входить в противоречие с внешней и внутренней экономической политикой государства. В таблице 7 представлены предложения по разработке долгосрочной политики государства в области управления государственным внешним долгом. Долгосрочная государственная политика внешних заимствований Казахстана должна обеспечивать возможность гибкого реагирования на изменяющиеся условия привлечения займов на внешнем рынке и обеспечивать возможность использования наиболее благоприятных на соответствующий период источников, форм и инструментов заимствований. Проведение такой политики заимствований позволило бы в дальнейшем осуществлять выплаты по долгу без существенных нагрузок на имеющиеся ресурсы. [2]

     Такая политика предполагает реализацию следующих  мер. 
1 Обозначение пределов новых заимствований. Сейчас самым важным моментом является снижение величины задолженности путем частичного отказа от новых заимствований, а также определения приоритетных направлений финансирования долга за счет привлеченных источников. 
2 Особое внимание следует уделять первичным условиям заимствований, номинальной стоимости облигаций, валюте инструментов, схемам размещения, процедуре и частоте выплаты доходов и т.п. В данном случае показателен пример евробондов, реструктуризация по которым крайне затруднена. 
3  Оптимизация заимствования состоит в том, чтобы избежать в будущем пиков платежей. Но если в практике управления портфелем ценных бумаг ставится задача повышения их доходности, то при управлении долговым портфелем стремятся к сокращению затрат. В связи с этим кредитный портфель необходимо удлинять и удешевлять в обслуживании, что требует оптимального выбора долговых инструментов. Ежегодная программа новых заимствований, представляемая правительством в ходе бюджетного процесса, должна включать в себя в качестве составного элемента расчетные графики платежей по погашению и обслуживанию долга.

     Таблица 7 – Предложения по разработке долгосрочной политики государства в области  управления государственным внешним  долгом

     Предложения      Пояснения
1. Обозначение пределов новых заимствований В настоящий  период времени самым важным моментом является снижение величины задолженности  путем частичного отказа от новых  заимствований, а также определения  приоритетных направлений финансирования долга за счет привлеченных источников
2. Особый  акцент на условия заимствований Особое внимание следует уделять первичным условиям заимствований, номинальной стоимости  облигаций, валюте инструментов, схемам размещения, процедуре и частоте  выплаты доходов и т.п. В данном случае показателен пример евробондов, реструктуризация по которым крайне затруднена
3. Оптимальность  по срокам и по портфелю  заимствований Структура заимствования  должна быть оптимальной по срокам и по самому портфелю.
4. Практика  ведения текущего контроля по  внешним заимствованиям Одним из путей  оптимизации внешних заимствований  является введение мер раннего реагирования государственными органами, которые  позволяли бы выявлять проблемы на основании определенных  показателей на ранних стадиях привлечения внешних заимствований.
5. Пересмотр  международными агентствами кредитных  рейтингов, прис.Каз-ну Положительные рейтинги кредитных агентств позволят привлекать внешние заимствования  на более выгодных условиях.
 

     4. Практика ведения текущего контроля по внешним заимствованиям. 
Одним из путей оптимизации внешних заимствований является введение мер раннего реагирования государственными органами, которые позволяли бы выявлять проблемы на основании определенных  показателей на ранних стадиях.[2]

     Вместе  с тем, наметившийся рост национальной экономики, как и в целом мировой, может оказаться неустойчивым в  среднесрочном периоде. Существует ряд факторов, которые могут привести к ухудшению ситуации и задержке восстановления экономики, а именно:

     - слабый внутренний спрос, как  в нашей стране, так и в других  странах мира;

     -резкое прекращение государственной поддержки финансового и реального сектора, так как во многих странах данные сектора все еще неспособны к самостоятельной деятельности;

     -высокий уровень безработицы в развитых странах и медленное восстановление остальных секторов экономики может замедлить проведение финансовых реформ и привести к повторному ухудшению финансовых условий;

     -растущие внешние долги стран становятся одной из угроз для дальнейшего роста мировой экономики;

     -динамика мировых цен на сырье;

     -нестабильность финансового сектора Казахстана и неспособность отвечать по долгам вызывает опасения инвесторов, сокращая объем иностранных инвестиций, что в свою очередь может привести к резкому росту процентной ставки и обесцениванию национальной валюты.

     Говоря  о внешних заимствованиях на современном  этапе, следует особо подчеркнуть  влияние глобализации на мировую  экономику и соответственно на процесс  заимствований.  Чрезмерное привлечение внешних заимствований  и нерациональное их использование оказывают влияние на развитие экономики страны-заемщика, порождают риск финансового и социально-экономического кризиса. Слабая отдача от привлекаемых извне заемных ресурсов была обусловлена многими факторами, важнейшими из которых были: невысокое качество управления полученными средствами; неопытность в решении данных проблем правительства, недооценившего опасность усиления долговой зависимости. Существующая экономическая система Казахстана (для которой характерен огромный разрыв между финансовой и производственной сферами) не воспринимала адекватно привлекаемые внешние ресурсы и не смогла обеспечить их использование для получения в должном объеме доходов бюджета, которые могли бы покрыть либо ослабить долговое бремя.

     Таким образом, можно выделить следующие  последствия влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономику Казахстана: снижение темпов экономического роста, отсутствие длинных денег для  финансирования экономики, дефолт, некоторых  хозяйствующих субъектов по причине  сокращения привлечения финансирования и осложнения практики рефинансирования, изменение структуры валового внешнего долга с преобладанием доли межфирменной задолженности и нефинансового  сектора и многие другие. Можно  сделать однозначный вывод, что  последствия мирового кризиса будут  еще долго сказываться на экономике  страны и нам еще придется в  должной мере их оценить. [3]

     Данные  о валовом внешнем  долге Республики Казахстана за последние  2 года.

       Валовый внешний долг Казахстана на 1 июля 2009 года составлял $106,7 млрд, сообщил председатель Национального банка Григорий Марченко.

     “Валовый  внешний долг РК на первое полугодие  составил $106,7 млрд, из них $72,7 млрд –  это долг небанковского сектора. При этом более половины, около $40 млрд приходятся на обязательства, связанные  с операциями прямого инвестирования, так называемую внешнюю межфирменную задолженность. То есть, это 37% от общего валового внешнего долга”, – сказал он на расширенном заседании парламентской  фракции партии “Нур Отан”.

     Государственный внешний долг, включая обязательства  правительства и Нацбанка, составил $1,8 млрд, отметил Г.Марченко.

     За 2010 год валовый внешний долг Казахстана увеличился до $66,0 млрд.
     За 2010 год валовый внешний долг Республики Казахстан без учета межфирменной задолженности увеличился на $3,0 млрд. и по состоянию на конец 2010 года составил $66,0 млрд., сообщает сегодня пресс-служба Национального Банка Республики Казахстан. 
 
Как указано, при этом по сектору "Банки", снижение составило $10,1 млрд., внешний долг сектора "Государственного управления" увеличился на $1,6 млрд., а по "Другим секторам" прирост без учета межфирменной задолженности составил $11,5 млрд. 
     С учетом межфирменной задолженности обязательства "Других секторов" 
увеличились на $14,5 млрд., что способствовало росту валового внешнего долга за 2010 год на $6 млрд., достигнув $119,2 млрд. по итогам 2010 года. 
При этом рост обязательств "Других секторов" был обеспечен преимущественно за счет выпуска еврооблигаций, в том числе через ПСН, на общую сумму - $4,4 млрд., а также за счет чистого притока финансирования в проекты, реализуемые в Республике Казахстан через филиалы иностранных компаний - на $8 млрд. 
 
Относительно умеренный по сравнению с прежними годами темп роста внешнего долга (в 2008 году - 11,4%, в 2009 году - 4,9% и в 2010 году - 5,3%), рост в 2010 году объемов ВВП, экспорта товаров и услуг (далее - 
ЭТУ) привели к улучшению индикаторов средне-долгосрочной платежеспособности страны. На 31 декабря 2010 года отношение валового внешнего долга с учетом межфирменной задолженности к ВВП снизилось с 98,6% в конце 2009 года до 81,7%, а к ЭТУ, соответственно, снизилось с 235,1% до 183,2%. 
 
Показатель, характеризующий бремя обслуживания долгосрочного долга - отношение платежей по обслуживанию долга в 2010 году к ЭТУ за этот же период, составил 33,5% (за 2009 год - 63,2 %). Отчасти такое улучшение бремени обслуживания связано с прощением большей части долгосрочного внешнего долга банков в процессе реструктуризации их обязательств. 
 
В целом, на конец 2010 года валовые внешние активы страны в долговых инструментах выросли на $7,7 млрд., составив $93,1 млрд., и чистый внешний долг страны сократился до $26,2 млрд. на конец 2010 года с $27,8 млрд. на конец 2009 года. При этом чистый внешний долг "Банков" составил 
$0,4 млрд., "Других секторов" - $72,8 млрд.[8]

                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В ходе курсовой работы получены определенные выводы и сформулированы ряд предложений.

     1. Изучение спектра определений категории «внешнее заимствование» выявляет экономические отношения долгосрочного характера, возникающие и существующие между кредитором и займополучателем, при этом им присущи черты таких категорий, как финансы и кредит. Внешние заимствования выступают одним из главных видов международного движения капитала, являются мощным фактором мирового развития. Главным источником внешних заимствований является еврорынок со всем многообразием форм заимствований.

     2. Наличие в стране внешних заимствований объясняется дефицитом государственного бюджета, разницей балансов сбережений и инвестиций, возрастающей зависимостью национальных экономик от мировых рынков капиталов.

     3. Внешние заимствования в экономике стран играют двоякую роль: как положительную, при условии их производительного и целевого использования, так и отрицательную, порождающую финансовые и социально-экономические риски.

     4.  Анализ состава, структуры и динамики валового внешнего долга за последние пять лет показывает, что по показателю отношения валового внешнего долга к валовому внутреннему продукту с 2006 года Казахстан находится в зоне повышенного внешнего долга, что негативно сказывается на всей экономики государства. Основная доля валового внешнего долга принадлежала банковскому сектору, в 2009 году показатели внешнего долга банков и «других секторов» сравнялись, а за два квартала 2010 года долг нефинансового сектора превысил другие сектора. Межфирменная задолженность за этот период была в пределах 35 процентов, что является положительным фактором, означающим, что порядка 1/3 части валового внешнего долга тесно связано с инвестициями и не могут быть предъявлены к оплате, хотя и идут в учет внешней корпоративной задолженности Казахстана. Негативным фактом политики внешних заимствований Республики Казахстан является превышение показателя валового внешнего долга над валовым внутренним продуктом страны в 2009 году, что говорит о неэффективности внешних займов этого периода.

     5. Комплексный анализ внешних заимствований банковского сектора Казахстана выявил характерные причины и особенности формирования его внешней задолженности. К ним относятся либерализация экономики, свободный, неограниченный доступ к внешним рынкам ссудного капитала, отсутствие какого-либо влияния на этот процесс со стороны государства и недостаток контроля. В результате банковский сектор стал своего рода проводником мирового кризиса, его катализатором в экономике страны.

Информация о работе Валовый внешний долг Казахстана