Внешний долг России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание

По оценке Центрального банка РФ, внешний долг страны за 2012 год вырос на $83,4 миллиарда. Согласно сведениям, опубликованным на сайте регулятора, суммарный внешний долг России с 1 января 2012 года вырос с $540,6 до $624 миллиардов.

Работа состоит из  1 файл

Внешний долг России.docx

— 20.30 Кб (Скачать документ)

Внешний долг России — обязательства, возникающие в иностранной валюте.

По оценке Центрального банка  РФ, внешний долг страны за 2012 год вырос на $83,4 миллиарда. Согласно сведениям, опубликованным на сайте регулятора, суммарный внешний долг России с 1 января 2012 года вырос с $540,6 до $624 миллиардов.

По данным ЦБ, долг органов  государственного управления вырос  за прошедший год на $10 миллиардов до $44,7 миллиарда, органов денежно-кредитного регулирования увеличился на $3,2 миллиарда  до $14,7 миллиарда. Кроме того, задолженность  банков увеличилась на $45,6 миллиарда  до $208,4 миллиарда, а прочих секторов - на $24,5 миллиарда до $356 миллиардов.

В 2012 году РФ впервые за прошедшее  десятилетие вышла на рынок внешних  заимствований. В марте этого  года были размещены облигации на семь миллиардов долларов. В 2011 году внешний  долг России увеличился на $50 миллиардов.

В пятницу, 11 января, Центробанк опубликовал также данные об оттоке капитала в 2012 году. Этот показатель уменьшился до $56,8 миллиарда долларов. В первом квартале прошлого года из России вывели $33,3 миллиарда, во втором — $6,4 миллиарда, в третьем и четвертом $7,6 миллиарда  и $9,4 миллиарда соответственно. В 2011 году отток капитала из страны составил $80,5 миллиарда долларов.

Кроме этого, ЦБ опубликовал  данные по платежному балансу, положительное  сальдо которого упало на 17,7% до $81,3 миллиарда. Профицит торгового баланса  составил $195,4 миллиарда, снизившись на 1,4%. В 2012 году РФ продала за рубеж  товаров на $530,7 миллиардов, $347 миллиардов из которых — прибыль от экспорта сырая нефти, газа и нефтепродуктов.

Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации (далее - внешнего долга) по состоянию  на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 55,6 млрд. долларов США, или 44,9 млрд. евро, или 3,4 % ВВП, что превышает  на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9%, показатель, утвержденный на 1 января 2011 года (53 млрд. долларов США, или 41,7 млрд. евро)

Анализ динамики  показывает, что объем   государственного внешнего долга  в долларовом эквиваленте  в 2011 году увеличится по сравнению с 2010 годом на 2,6 млрд. долларов США, или  на 4,9 %, в 2013 году - в 1,4 раза.

Объем государственного внешнего долга в рублевом выражении увеличится с 3,5 % ВВП в 2010 году до 3,8 % ВВП в 2013 году, или на 0,3 процентных пункта.

Увеличение внешнего долга  обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем  размещения государственных ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.

Доля задолженности по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в    2011 году  сократится по сравнению  с 2010 годом на 4,2 процентных пункта и составит 68,7 %, в конце 2013 года составит 65,7 %.

В 2011 - 2013 годах предусматривается  увеличение в 1,8 раза государственного внутреннего долга по государственным  гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте, что связано с увеличением объемов предоставления указанных государственных гарантий и их исполнением в рамках программ государственных гарантий Российской Федерации на 2011-2013 годы, в том числе в части оказания поддержки экспорта российской промышленной продукции.

Законопроектом (пункт 4 статьи 16) установлены верхние пределы  государственного внешнего долга Российской Федерации по указанным гарантиям: на 1 января 2012 года -11,3 млрд. долларов США, на 1 января 2013 года - 15,8 млрд. долларов США, на 1 января 2014 года - 21,1 млрд. долларов США.

Доля задолженности по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте в общем объеме внешнего долга увеличится с21,7%в2010 году до 28 % в 2013 году, или на 6,3 процентных пункта.

Предусматривается снижение в 2011 - 2013 годах доли задолженности  по кредитам правительств иностранных  государств и МФО с 13,8 % до 6,3 %.

В течение 2011 - 2013 годов Правительство  Российской Федерации должно будет  полностью рассчитаться с задолженностью по межправительственным соглашениям  с Германией (срок погашения 2013 год), Францией (срок погашения 2011 год) и Турцией (срок погашения 2012 год), также будет  завершено погашение задолженности по ряду кредитов МФО.

В государственной долговой книге Российской Федерации числится задолженность перед Румынией (межправительственное соглашение от 29 декабря 1986 года, кредит на строительство предприятия на территории бывшей УССР) и КНДР (межправительственное соглашение от 29 декабря 1988 года), урегулирование и погашение которой в период 2011 -2013 годов, также как и в период 2010-2012 годов, не предусматривается. Процентные ставки по кредитам составляют соответственно 3 % и 4 %. Счетная палата считает целесообразным предложить Правительству Российской Федерации принять меры по урегулированию задолженности по указанным межправительственным соглашениям.

Законопроектом предусматривается  увеличение бюджетных ассигнований на обслуживание внешнего долга, которые  в 2011 году составят 91,3 млрд. рублей (3 млрд. долларов США), что на 8,3 % больше, чем  в 2010 году, в 2013 году указанные ассигнования увеличатся в 1,3 раза по сравнению с 2010 годом.

Этот рост обусловлен, прежде всего, увеличением объемов заимствований (выпуск и размещение еврооблигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках), повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов в течение планового периода. Применяемые Минфином России в расчетах процентных расходов по кредитам МФО и правительств иностранных государств процентные ставки на 2011 - 2013 годы составят: LIBOR - 3,2 %, 5,0 % и 5,9 % соответственно; EURIBOR - 3,0 %, 4,4 % и 3,7 % соответственно.

Процентные платежи по государственным ценным бумагам, номинальная  стоимость которых выражена в  иностранной валюте, составят в 2011 году 85,7 млрд. рублей (2,8 млрд. долларов США), в 2012 году 94,9 млрд. рублей (3,1 млрд. долларов США), в 2013 году -106,8 млрд. рублей (3,4 млрд. долларов США).

Процентные расходы по обслуживанию новых объемов заимствований (выпуск еврооблигаций) составят в 2011 году 232,4 млн. долларов США, в 2012 году - 693,0 млн. долларов США и в 2013 году - 1 142,8 млн. долларов США. Ставки купонного дохода прогнозируются соответственно 6,64 %, 6,52 % и 6,33 %. Уровень ставок определен  исходя из прогнозного уровня ставок купонного дохода по 10-летним казначейским облигациям США с учетом CDS (кредитно-дефолтный своп) на риск Российской Федерации.

Процентные платежи по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств и МФО, будут увеличиваться в 2011 - 2013 годах и составят 5,6 млрд. рублей (185,2 млн. долларов США), 6,7 млрд. рублей (218,9 млн. долларов США), в 2013 году - 6,8 млрд. рублей (217,9 млн. долларов США) соответственно. Увеличение указанных процентных расходов связано ростом в 2011 - 2013 годах плавающих процентных ставок по долларам США и евро по кредитам, предоставленным правительствами иностранных государств и МФО: по долларам США на 12,6 процентных пунктов; по евро на 7,6 процентного пункта против уровня процентных ставок, действовавших на 1 сентября 2010 года.

Консолидированный внешний  долг Российской Федерации (далее - консолидированный  внешний долг), по данным Банка России, на 1 июля 2010 года составлял 456,1 млрд. долларов США и сократился за первое полугодие 2010 года на 11,1 млрд. долларов США, или  на 2,4 %.

Анализ показывает,  что  внешний долг  органов государственного управления увеличился за первое полугодие 2010 года на 4,2 млрд. долларов США, или на 13,4 %, что обусловлено осуществлением государственных внешних заимствований Российской Федерации на внешних финансовых рынках.

Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования за первое полугодие 2010 года сократился на 2,7 млрд. долларов США, или на 16,4 %.

Наметилась тенденция  сокращения внешней задолженности  банков, которая за 2009 год сократилась  на 23,5 %, за первое полугодие 2010 года - на 5,1 млрд. долларов США, или на 4 %.

 

Внешний долг нефинансового  сектора экономики (прочие сектора) за первое полугодие 2010 года сократился на 7,5 млрд. долларов США, или на 2,6 %.

Консолидированный внешний  долг за первое полугодие 2010 года относительно ВВП сократился на 4,4 процентных пункта с 36,1 % ВВП до 31,7 % ВВП, что не превышает  допустимый уровень в соответствии с принятыми международными стандартами (предельное значение - 60 %).

Объем консолидированного внешнего долга в период с 1 января 2009 года по 1 апреля 2010 года превышал объем международных  резервов Российской Федерации, по состоянию  на 1 июля 2010 года его объем стал меньше на 5,1 млрд. долларов США, или на 1,1 %, объема международных резервов Российской Федерации.

Корпоративный внешний долг на начало 2009 года составлял 448,3 млрд. долларов США, к началу 2010 года сократился до 425,7 млрд. долларов США и до 416,7 млрд. долларов США по состоянию на 1 июля 2010 года.

В структуре внешней задолженности  как государственного сектора в  расширенном определении, так и  частного сектора преобладают долгосрочные обязательства, их доля в общем объеме задолженности составляет по состоянию  на 1 июля 2010 года 92,7 % и 87,4 % соответственно.Наличие значительного внешнего долга у организаций различных секторов российской экономики привело к необходимости выделения около 11 млрд. долларов США из международных резервов Российской Федерации в целях предоставления кредитов в иностранной валюте ряду организаций для погашения и обслуживания иностранных долговых обязательств. Объем задолженности по указанным кредитам на 1 апреля 2010 года составил 6,8 млрд. долларов США (заемщики: UC RUSAL Ltd, ECO Telecom Ltd., Evraz Group S.A. и ОАО «Газпром нефть»), оставшиеся кредиты пролонгированы на 1 год.

Таким образом, рост консолидированного внешнего долга не только повышает зависимость экономики от внешней  конъюнктуры и способствует усилению уязвимости экономического и финансового  положения страны, отрицательно сказывается  на макроэкономических показателях  страны, но и сдерживает развитие экономики, в результате отвлечения финансовых средств на погашение и обслуживание внешней задолженности.

Счетная палата считает целесообразным разработать и внести соответствующие  изменения в существующие нормативные  правовые акты, позволяющие четко  определить функции органов исполнительной власти и денежно-кредитного регулирования  по сбору и анализу данных по консолидированному внешнему долгу, вопросам регулирования  привлечения и прозрачности использования  средств, полученных в результате заимствований  у нерезидентов. Кроме того, для  осуществления мониторинга внешнего долга и оценки связанных с ним рисков представляется целесообразным определить и принять в установленном порядке систему соответствующих показателей и их пороговых значений в качестве одной из составляющих долговой стратегии.


Информация о работе Внешний долг России