Автор работы: k******************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 05:38, дипломная работа
Предметом исследования является степень и возможность использования мирового опыта оценки компаний в российской действительности.
     Поставленная  цель определила решение следующих задач:
     - определить рыночную стоимость  компании как экономическую категорию;
     - изучить теорию и практику  оценочной деятельности за рубежом  и в России;
     - выявить возможность и степень использования международного опыта в российской действительности;
     - выработать рекомендации по применению  международной методики оценки рыночной стоимости компании в России.
Введение	3
1 Рыночная стоимость компании как экономическая категория	7
1.1 Понятие и сущность рыночной стоимости компании	7
1.2 Анализ факторов, влияющих на рыночную стоимость компании	14
2 Основные подходы, методы и модели оценки рыночной стоимости компании	21
2.1 Мировой опыт оценки рыночной стоимости компании	21
   2.1.1 Практика оценочной деятельности в США	24
   2.1.2 Практика оценочной деятельности в Германии	45
2.2 Российский опыт оценки стоимости компании и применение мировой оценочной практики в России	50
3 Оценка рыночной стоимости российской компании	58
3.1 Использование метода дисконтирования денежных потоков	58
3.2 Использование метода компаний-аналогов	83
4 Заключение	91
5 Список литературы	98
6 Приложение	98
Определение стоимости бизнеса на основе метода сделок включает в себя следующие шаги:
- поиск и отбор сопоставимых компаний;
- анализ и корректировка финансовой отчетности отобранных компаний;
- расчет рыночных мультипликаторов для группы компаний-аналогов;
- приведение финансовой отчетности оцениваемой компании в соответствие с финансовой отчетностью компаний, попавших в выборку;
- применение выбранных мультипликаторов к соответствующим элементам финансовой отчетности оцениваемой компании;
- применение итоговых поправок [см. 55, с. 103].
       Так 
как метод сделок ориентирован на 
цены приобретения предприятия в 
целом либо его контрольного пакета 
акций, необходимо в качестве компаний-аналогов 
рассматривать 
Таблица 17 – Перечень выставленных на продажу компаний деревообрабатывающей отрасли
| № | Предприятие | Источник информации | 
| 1 | Деревообрабатывающий комбинат, Ленинградская область. | www.biztorg.ru | 
| 2 | Деревообрабатывающий комплекс ООО «Каньон», Ленинградская обл., Бокситогорский район, г. Пикалево | www.biztorg.ru | 
| 3 | Деревообрабатывающий завод, Иркутская обл. | www.biztorg.ru | 
| 4 | «Леспромхоз» , Ульяновская обл., Барышский район. | www.biztorg.ru | 
| 5 | Деревообрабатывающий комплекс, Ленинградская обл. | www.biztorg.ru | 
| 6 | Деревообрабатывающее предприятие «Вяткалепром», Кировская обл., п. Свеча | www.biztorg.ru | 
При дальнейшем отборе компаний-аналогов необходимо использовать основные критерии сопоставимости:
В ходе анализа полученной информации можно прийти к выводу, что все приведенные в списке компании принадлежат к отрасли деревообработки. Основными видами их деятельности является предоставление услуг деревообработки, следовательно, по данному критерию рассматриваемые компании сопоставимы с оцениваемой компанией.
2) Компания является акционерным обществом.
Одна из 6 рассматриваемых компаний не сопоставима, так как является Обществом с ограниченной ответственностью. По другим компаниям данные об организационно-правовой форме отсутствуют.
Если одна из данных компаний пройдет процесс отбора по другим более важным критериям, то перед выведением итоговой стоимости необходимо будет сделать поправку на организационно-правовую форму. Данная поправка будет заключаться в корректировке стоимости сопоставимой компании на затраты, необходимые для преобразования общества с ограниченной ответственностью (или ЗАО) в открытое акционерное общество.
      3) 
Компания не вовлечена в 
В силу отсутствия информации по выбранным компаниям о данном факте, в данной работе предполагается, что все из приведенных в списке предприятий не вовлечены в переговоры или фактический процесс поглощения другими компаниями.
4) Размер компании.
Оценка размера компании определяется по таким параметрам, как степень капитализации, численность персонала, объем реализованной продукции, объем прибыли, число филиалов и так далее. Данный критерий отбора играет существенную роль, поскольку в ту или иную сторону влияет на стоимость компании.
Из списка отобранных для анализа компаний по данному признаку с оцениваемой компанией сопоставимы только три предприятия.
      5) 
Уровень социально-
Данный фактор отражает экономическую ситуацию в месте расположения предприятия, что существенным образом влияет на развитие отрасли ипотечного кредитования, на уровень расходов и доходов рассматриваемых предприятий. Так как не было найдено компаний-аналогов, расположенных на территории Приморского края, то по данному признаку выявлено наличие трех сопоставимых компаний.
Результаты анализа выбранных компаний на сопоставимость с оцениваемой компанией А наглядно представлены в таблице 18 ниже.
Таблица 18 – Сравнительная характеристика оцениваемой компании и выбранных компаний-аналогов
| Сопоставимая компания | Отраслевое сходство, специализация | Организационно-правовая форма | Размер компании | Уровень социально-экономического развития региона | 
| Деревообрабатывающий комбинат, Ленинградская | Сопоставима | Нет данных | Сопоставима | Не сопоставима | 
Окончание таблицы 18
| область. | ||||
| Деревообрабатывающий 
  комплекс ООО «Каньон», Ленинградская 
  обл., Бокситогорский район, г. Пикалево | Сопоставима | Не сопоставима | Сопоставима | Не сопоставима | 
| Деревообрабатывающий завод, Иркутская обл. | Сопоставима | Нет данных | Не сопоставима | Сопоставима | 
| «Леспромхоз» , Ульяновская обл., Барышский район. | Сопоставима | Нет данных | Не сопоставима | Сопоставима | 
| Деревообрабатывающий комплекс, Ленинградская обл. | Сопоставима | Нет данных | Сопоставима | Не сопоставима | 
| Деревообрабатывающее предприятие «Вяткалеспром», Кировская обл., п. Свеча | Сопоставима | Нет данных | Не сопоставима | Сопоставима | 
По результатам таблицы становится видно, что наиболее сопоставимыми являются аналоги № 1 и № 5.
Аналог 1. Деревообрабатывающий комбинат, Ленинградская область;
Аналог 5. Деревообрабатывающий комплекс, Ленинградская область;
Далее было произведено разделение выручки на 4 диапазона (млн. руб.): от 10 до 60; от 60 до 110; от 110 до 160; от 160 до 210. А также разделение прибыли на 4 диапазона (млн. руб.): от 0 до 11; от 11 до 22; от 22 до 33; от 33 и выше.
Таблица 19 – Распределение предприятий-аналогов по диапазонам выручки
| Диапазон выручки, млн. руб. | Выручка/год | Название | 
| от 10 до 60 | 11,97 | "Леспромхоз" | 
| 17,16 | "Вяткалеспром" | |
| 42,72 | Деревообрабатывающий завод | |
| от 60 до 110 | 85,44 | Деревообрабатывающий комплекс | 
| от 110 до 160 | ||
| от 160 до 210 | 173,88 | Деревообрабатывающий комбинат | 
| 203,28 | ООО "Каньон" | 
Таблица 20 – Распределение предприятий-аналогов по диапазонам прибыли
| Диапазон прибыли, млн. руб. | Прибыль/год | Название | 
| от 0 до 11 | 5,700 | "Леспромхоз" | 
| 7,13 | "Вяткалеспром" | 
Окончание таблицы 20
| 8,544 | Деревообрабатывающий завод | |
| от 11 до 22 | 19,92 | Деревообрабатывающий комплекс | 
| от 22 до 33 | ||
| от 33 и выше | 44,16 | Деревообрабатывающий комбинат | 
| 44,17 | ООО "Каньон" | 
Из числа аналогов не были исключены предприятия, отличающиеся от оцениваемого по размерам и организационно правовой форме в виду небольшого количества предприятий-аналогов, информация о которых была доступна.
     Данные 
бухгалтерской отчетности рассматриваемых 
предприятий в открытых источниках 
не представлены. По величине получаемой 
выручки предприятие ОАО «
Поскольку оцениваемая компания А в течение 2006 – 2007 гг. и 1 кв. 2008 г. получало убытки, предприятие невозможно отнести к какому – либо диапазону величины прибыли. Среди представленных предприятий - аналогов нет предприятий, чья деятельность убыточна.
Так как Деревообрабатывающий комбинат и ОАО «Каньон» сопоставимы с оцениваемым предприятием только по двум критериям из четырех (табл. 18), то использовать данные этих предприятий для расчета мультипликаторов нельзя.
Следовательно, на основании проведенных исследований можно сделать вывод, что в связи с отсутствием достаточного количества сопоставимых аналогов расчет стоимости рассматриваемой российской компании в рамках сравнительного подхода невозможен.
Таким образом, попытка применения сравнительного подхода для оценки рыночной стоимости российской компании подтвердила теоретические выводы о сложности использования методов оценки данного подхода в российской оценочной практике в отличие от доходного.
Основной сложностью применения метода сделок к компании А явился достаточно высокий уровень конфиденциальности внутренней информации компаний-аналогов, что препятствовало правильному и точному подбору компаний для расчета мультипликаторов. Практически в отношении каждой компании по одному из критериев было невозможно получить необходимую информацию.
В отличие от других стран, где публикуются в отрытых источниках не только обобщенные коэффициенты по сделкам компаний различных отраслей, но также существуют специальные информационные службы, собирающие и обрабатывающие такие данные, в России отсутствуют даже обобщенные отраслевые коэффициенты.
Кроме этого, можно отметить также недостаточное количество предприятий выбранной отрасли и сильную географическую разрозненность компаний. В связи с последним, российским оценщикам приходится учитывать при подборе аналогов также уровень социально-экономического развития регионов, что в свою очередь затрудняет процесс оценки и часто исключает возможность использования единственного подходящего аналога.