Экономическая сущность лизинга. Перспективы развития лизинга в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:20, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение предмета и преимуществ лизинга как современной формы аренды, лизинговых платежей, дальнейшее развитие и место лизинга в экономике.

Содержание

Введе-ние………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы лизинга
1.1. Экономическая сущность лизинга. Цели, принципы формирования лизинга………………………………………………………………………….5
1.2. Нормативно-правовая база лизинга в РФ……………………………...15
2. Методические подходы к лизингу
2.1. Алгоритм расчёта лизинговых плате-жей………………………………21
2.2. Зарубежный и отечественный опыт лизин-га…………………………..25
2.3. Пути совершенствования лизин-га……………………………………...31
3. Практическая часть (вариант 11)…...………………………………….....37
Заключе-ние…………………………………………………………………...46
Список литерату-ры…………………………………………………………..47

Работа состоит из  1 файл

курсовик лизинг.doc

— 375.50 Кб (Скачать документ)

      Следует отметить, что на развитие лизинга  в зарубежных странах оказали влияние и такие экономические факторы, как диспропорция в сфере производства и торговли, несоответствие между платёжеспособным спросом и предложением, сложившиеся на рынке машин и оборудования, изменение налогового, амортизационного и таможенного законодательства. Государство влияет на развитие лизинга, создавая обстановку, стимулирующую развитие инвестиционной деятельности, обеспечивая минимальные риски в этой сфере. Наиболее развитыми лизинговыми рынками, являются рынки США, Японии и ряда стран Западной Европы. [10]

      Анализ мирового опыта показывает, что в последние годы лизинговые операции стали неотъемлемой частью стабилизации и развития экономики во многих странах. Темпы прироста частных капиталовложений в производство машин и оборудования. Лизинг широко используется при сбыте продукции как на внутреннем, так и на внешних рынках.

      В 2007 г. в мире в форме лизинга  было профинансировано сделок с новым оборудованием, машинами и механизмами на сумму свыше 400 млрд. долл. США, что равняется по величине прямым иностранным инвестициям. Кроме автомобилей, гражданских самолётов и морских судов, предметами международного лизинга часто становятся строительное оборудование, вычислительная техника, станки и оборудование. В настоящее время 25-30 % инвестиций в развитых странах и приходится на лизинговые операции, около 80 % новых видов продукции производится на оборудовании, взятом в аренду. Наиболее динамичным за последние годы развитие лизинга было в США, это является закономерным, по причине различных проблем в странах Западной Европы и Японии, ближайших соперников США. Японию затронул Азиатский кризис 1998 года, что сильно повлияло на ситуацию как в самой Японии, так и на её положение в экономическом мире, а Западная Европа продолжает процессы внутренней интеграции, и сближения, унификации национальных систем налогообложения, законодательства, таможенного регулирования, и , конечно это отражается и на развитии лизинга в Западной Европе, к этому можно добавить, что с каждым годом усиливается взаимозависимость Восточной и Западной Европы, что с одной стороны, является позитивным и неизбежным, а с другой стороны тащит за собой определённые финансовые затраты.

      Современный мировой рынок лизинговых услуг  сосредоточен в мировых экономических центрах: США, Западной Европе и Японии, на долю которых приходится примерно 93 % объема лизинговых сделок в мире. Динамично лизинг развивается также в Гонконге, Индонезии, Тайване, Сингапуре и особенно в Южной Корее, которая вышла на пятое место в мировой классификации.

      Но  лизинговое законодательство во многих странах имеет существенные различия. Так, французская модель лизинга с опционом покупки оборудования в конце контракта в Англии считается не лизинговой сделкой, а арендной продажей. В США опцион также не считается обязательным условием лизинга. Роль опциона на покупку при лизинге вообще имеет прямо противоположные оценки: от признания его как необходимой и неотъемлемой части лизинга до полного отрицания положительного значения в лизинговых операциях. Например, бельгийское, французское и итальянское законодательство рассматривает опцион на покупку как один из обязательных элементов лизингового договора.

      Нет единства в правилах бухгалтерского учёта лизингуемого имущества. Англосаксонская система бухгалтерского учёта предусматривает отражение объекта лизинга на баланс арендатора, а по нормам, действующего во Франции и некоторых других странах, он учитывается на балансе лизинговой компании.

      До  настоящего времени в мировой  практике не устанавливалась даже единая тактика самого понятия лизинга. Причём это связано не только с использованием различных терминов для описания лизинговых операций, но и с правовыми и экономическими особенностями. Более того, во многих странах отсутствует специальное законодательство, регулирующее лизинговые сделки, а отношения, вытекающие из договора лизинга, регулируются общими положениями гражданского и торгового права, определяющими отношения сторон при передаче имущества во временное пользование, налоговым законодательством, в котором регламентированы амортизационные и налоговые льготы и порядок бухгалтерского учёта. Главную роль в этих странах играет роль лизинговая и судебная практика.

      В некоторых странах, в частности  Франции, Бельгии, Испании, существует специальное законодательство. В нормативных актах этих стран даётся определение лизинга, перечисляются признаки, наличие которых свидетельствует о заключении договора финансового лизинга, формируются требования, которым должен отвечать лизингодатель, а также соотношение между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом имущества. Причём независимо от наличия или отсутствия специального правового обеспечения лизинга, экономические и юридические понятия сущности финансового и оперативного лизинга ставятся на первое место по сравнению с используемыми методами бухгалтерского учёта.

      Обобщение практики регулирования лизинговых отношений в зарубежных странах позволяет выделить три уровня их правового обеспечения:

  • Страны, имеющие специальные законы, регулирующие лизинговые сделки (Франция, Бельгия, Италия и др.);
  • Страны, имеющие специальные законодательные акты (Англия, Австрия);
  • Страны, не имеющие специальных законов и подзаконных актов (США, Германия).

      Перспективы развития лизингового рынка в  мире связаны не только с расширением  лизинговых операций на Восточную Европу, включая Россию, а также бурным его развитием в развивающихся странах, но и с расширением международного лизинга, который пока не получил широкого распространения в мире по ряду причин. В Западной Европе, например, на международный лизинг, осуществляемый заграничными лизинговыми фирмами, в настоящее время приходится только 2 % от общего объёма лизинговых операций, то есть интеграция в сфере лизинга отстаёт от уровня развития общеэкономической интеграции. [5] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.3. Пути совершенствования лизинга

      Регулирование лизинговой деятельности должно осуществляться исходя из её экономической сущности. Поэтому исходным условием создания действенного механизма управления лизингом является определение лизинга, которое должно давать общую характеристику лизинга, охватывать фундаментальные свойства, существенные закономерности, раскрывать отличительные признаки и особенности.

      Оценка  эффективности лизинговых операций в целом должна базироваться на том же подходе, что и оценка эффективности инвестиций - сопоставление доходов и расходов. Однако, если при проведении оценки эффективности инвестиций данный процесс более всего затрагивает одного из участников – инвестора, то в лизинге для каждого из субъектов следует формировать свой критерий эффективности.

      Экономическая эффективность лизинга должна определяться с учётом комплексного характера. Она должна включать следующие элементы:

    • увеличение прибыли;
    • обеспечение воспроизводственного процесса;
    • повышение эффективности использования капитала;
    • снижение степени риска путём усиления контроля за использованием вложенного капитала;
    • ускорение научно-технического процесса;
    • повышение устойчивости предприятия и его конкурентоспособности.

      Расчёт  отдельного элемента имеет свои особенности  для каждого из участников лизинговых операций в зависимости от вида объекта, условий договора и других факторов. Оценка эффективности лизинга должна осуществляться путём сравнения результатов лизинговой операции альтернативными вариантами решения проблем. Особого внимания требует формирование одного из важнейших параметров сравнительных расчётов – планового горизонта. При сравнении независимо от метода оценки для всех альтернатив следует устанавливать одинаковые временные рамки планирования, даже если разные варианты финансирования имеют неодинаковые по длительности сроки договоров. В рамках установленного периода необходимо сформировать все платёжные потоки, характеризующие затраты и доходы, связанные с осуществлением лизинга. Их формирование происходит с учётом метода амортизации основных фондов, налоговых льгот, действующего законодательства, источников финансирования.

      Оценку  эффективности надо осуществлять с  учётом фактора времени. Поэтому  обоснованность расчёта в значительной степени зависит от использования процентной ставки на капитал. Выбор уровня процентной ставки должен определяться источником погашения обязательств (за счёт процентной ставки зависит так же от продолжительности расчётного периода). Так, если при коротком плановом горизонте ставку процента можно не изменять, то при более длительном периоде необходима её корректировка с учётом прогнозных оценок развития рынка капитала.

      Выполненная на основе изложенного оценка экономической  эффективности лизинга создаст определённые предпосылки для более активного его использования в процессе воспроизводства основных фондов на промышленных предприятиях страны. [14]

      По  мнению экспертов, лизинговые компании должны активизировать свою деятельность в регионах страны, поскольку большая  часть лизингодателей локализована в крупных областных центрах, то есть там, где хорошо развит финансовый рынок, а не там, где сосредоточены крупные основные фонды.

      В условиях мирового финансового кризиса  экономика РФ испытывала потребность  использования инвестиционных ресурсов для широкомасштабного перевооружения производства и внедрения на его основе новых технологий.

      Основой к решению социально-экономических  проблем в РФ в условиях ограниченных инвестиционных ресурсов может стать лизинг. В своё время именно лизинг был предложен и поддержан Правительством РФ как инструмент, позволяющий решать инвестиционные проблемы реального производства.

      Положение дел в настоящее время таково, что около 70 % лизинговых компаний остановили финансирование новых сделок. В числе  таких компаний – крупнейшие игроки мира. 25 % компаний продолжают финансировать новых клиентов, существенно ужесточив условия и сузив продуктовое предложение. Не более 5 % компаний продолжают работать на тех же условиях, что и до кризиса. К последним относятся компании, так или иначе имеющие доступ к государственному финансированию, а так же некоторые компании, специализированные в наиболее конкурентном сегменте лизинга нового автотранспорта или компании при производителях. Ситуация продолжает ухудшаться: каждую неделю поступает новая информация о закрытии очередной лизинговой программы или дальнейшем ужесточении условий сделок и о сокращении продуктовых предложений. Ужесточение условий лизинга проходит сразу по всем основным параметрам сделки. Во-первых, гораздо более жёсткие требования теперь предъявляются к финансовой надёжности клиента. Если ранее были популярны продукты, предполагающие предоставление лизинга практически без оценки финансового состояния клиента, то сейчас такой подход остался в прошлом.

      Другая  линия ужесточения условий –  это виды активов, приобретение которых  готовы финансировать лизинговые компании. Пока желанными активами остаются новые автомобили и ряд видов ликвидной спецтехники. С поддержанными автомобилями и спецтехникой дело обстоит уже гораздо сложнее. В лучшем случае лизингодатели готовы финансировать технику в возрасте до трёх лет.

      Следующее направление изменений условий  лизинга – это повышение требуемого аванса и процентной ставки по договору. Небольшие авансы доступны только для клиентов с высокой кредитоспособностью.

      Наконец ещё одно новое ограничение касается региональной принадлежности клиентов. Многие лизинговые компании сворачивают свою региональную сеть, в  связи, с чем существенно сокращают финансирование клиентов в «не родных» для себя регионах. В последние годы происходила стремительная региональная экспансия лизинговых компаний, филиалы открывались в расчёте на то, что прирост рынка и дальше будет составлять 50-100 % в год. Многие филиалы даже не успели выйти на окупаемость, они и закрываются в первую очередь.

      Ситуация  на рынке настолько изменилась, что некоторые лизинговые продукты и даже стратегии бизнеса имеет смысл создавать с чистого листа. Тем более, что уже сейчас просматриваются контуры стратегий, которые позволят получать прибыль и наращивать портфель при низких рисках, невзирая на внешние факторы. Для большинства крупных компаний главная проблема состоит не в отсутствии средств, а в отсутствии понимания рисков и перспектив развития бизнесов и рынков своих клиентов. Именно на формирование такого понимания и должны быть направлены все силы.

Информация о работе Экономическая сущность лизинга. Перспективы развития лизинга в РФ