Экономическая характеристика ресурсов банка, их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:19, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучение состава и структуры собственных и привлеченных ресурсов коммерческих банков, выработка предложений по увеличению их объема.

Работа состоит из  1 файл

Экономическая характеристика ресурсов банка, их классификация.doc

— 391.00 Кб (Скачать документ)

Депозитный сертификат – ценная бумага, удостоверяющая сумму  вклада, внесенного в банк, и права  вкладчика (юридического лица, индивидуального  предпринимателя – держателя  сертификата) или его правопреемника (юридического лица или индивидуально предпринимателя) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и процентов по нему в банке, выдавшем сертификат, или любом филиале (отделении) этого банка.

Сберегательный сертификат – это ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (физического лица – держателя сертификата) или его правопреемника (физического лица) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и процентов по нему в банке, выдавшем сертификат, или любом филиале (отделении) этого банка.

Сертификаты имеют существенные преимущества перед срочными вкладами, оформленными простыми депозитными  договорами:

  • благодаря большому количеству возможных финансовых посредников в распространении и обращении сертификатов расширяется круг потенциальных инвесторов;
  • благодаря вторичному рынку сертификат может быть досрочно продан владельцем другому  лицу с получением некоторого дохода за время хранения и без изменения при этом объема ресурсов банка, в то время как досрочное изъятие владельцем срочного вклада означает для него потерю дохода, а для банка утрату части ресурсов;
  • владельцы депозитных сертификатов теряют меньшую долю доходов при налогообложении, т.к. порядок налогообложения доходов по сертификатам аналогичен налогообложению дохода  по ценным бумагам.   Таким образом, с владельца депозитного сертификата удерживается налог  15%, а владелец срочного вклада (юридическое лицо) уплачивает налог с полученного дохода    в соответствии с установленной ставкой налога на прибыль.

Доходы по сберегательным сертификатам, равно как и доходы по счетам до востребования и срочным вкладам граждан, подоходным налогам не облагаются. Недостатком сертификатов по сравнению со срочными вкладами являются повышенные затраты банка, связанные с их эмиссией. Кроме банковских сертификатов с целью привлечения средств клиентов могут использоваться также банковские  векселя.

Вексель банка – ценная бумага, содержащая безусловное долговое обязательство векселедателя (банка) об уплате определенной суммы векселедержателю в конкретном месте в указанный срок.

Банковский вексель  – средство расчета,  эквивалент определенной суммы безналичных денег. Векселем можно оплатить товар, его можно переписать на другого владельца. Под залог векселя можно получить банковский кредит, причем, учитывая его стопроцентную ликвидность (возможность вернуть записанную в номинале векселя сумму с процентами) кредитор предоставит заем гораздо быстрее и спокойнее, чем во многих других случаях.

Ныне этот инструмент (вексель) практически абсолютно ликвиден: в практике не было случаев, когда вексель какого-либо банка не был принят в качестве платежного документа.

1.2 Нормативная  база, регулирующая операции, связанные  с формированием ресурсов банка

Банковским законодательством  устанавливаются принципы функционирования банковской системы, правовое положение субъектов банковской деятельности, регулируются отношения между ними. Банковским законодательством определяются правовой статус, цели и функции Национального банка, особенности его функционирования, а также дается характеристика коммерческих банков, их видов, операций, порядок государственной регистрации банков, порядок создания, реорганизации, ликвидации банков, взаимоотношения с клиентурой.

К актам законодательства относятся: Конституция Республики Беларусь; Гражданский кодекс Республики Беларусь; Банковский кодекс Республики Беларусь; законы Республики Беларусь; декреты и указы Президента Республики Беларусь; постановления Правительства Республики Беларусь; нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь или республиканских органов государственного управления, принятые на основании и во исполнение банковского законодательства.

Республика Беларусь признает приоритет международного права и обеспечивает соответствие им банковского законодательства. Нормы банковского законодательства, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются составной частью действующего банковского законодательства. Субъекты банковской деятельности при осуществлении банковских операций с нерезидентами Республики Беларусь используют международные унифицированные правила и обычаи, нормативные акты международных организаций, международные банковские стандарты и другие международные правовые акты, если это не противоречит законодательству Республики Беларусь [4, c. 22-23].

Осуществление депозитных операций в Республике Беларусь регулируются ст. 179-196 Банковского кодекса РБ.

Банк приобретает право  на привлечение денежных средств  физических лиц во вклады (депозиты) как в белорусских рублях, так и иностранной валюте с момента получения лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц. Возможность такого привлечения предоставляется банкам, которые отвечают следующим требованиям:

  • лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, может быть выдана банку не ранее двух лет с даты его государственной регистрации (ч. 7 ст. 93 БК);
  • при наличии у банка собственных средств (капитала) в размере, эквивалентном не менее 25 млн евро;
  • при условии устойчивого финансового положения банка, под которым понимается отсутствие убытков, выполнение установленных Национальным банком экономических нормативов, создание резервов на покрытие возможных убытков по сомнительным и безнадежным активам в полном объеме, соблюдение требований по формированию обязательных резервов, депонированных в Национальном банке, отсутствие задолженности перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами в течение последних 12 месяцев до подачи соответствующего ходатайства.

Кроме того, до рассмотрения вопроса о выдаче лицензии органы Национального банка проводят проверку наличия технических возможностей банка для осуществления указанной банковской операции. Некоторые рекомендации о необходимости наличия у банка определенных технических возможностей при осуществлении приема денежных средств от населения изложены в письме Национального банка Республики Беларусь от 20 августа 1998г. № 04-12/466 «О совершенствовании работы с вкладчиками». Данное письмо носит рекомендательный характер и его положения не обязательны для исполнения банками как при получении лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, так и в повседневной работе с клиентами-вкладчиками, однако оно содержит ряд положений, указывающих на необходимость совершенствования работы банков при обслуживании вкладчиков.

Право банка на привлечение  денежных средств юридических лиц  возникает:

  • в белорусских рублях – с момента получения банком общей лицензии, т.е. со дня его государственной регистрации;
  • в иностранной валюте – с момента получения банком внутренней лицензии, которая может быть выдана по его заявлению после проведения государственной регистрации (ч. 3 ст. 93 БК).

В качестве вкладчиков по договору банковского вклада (депозита) могут выступать также банки и небанковские кредитно-финансовые организации посредством размещения друг у друга денежных средств в форме депозитов. Указанные правоотношения регулируются постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2003г. № 153 «Об особенностях размещения банками Республики Беларусь денежных средств в форме кредитов и депозитов в банках Республики Беларусь».

Организация депозитных операций должна осуществляться при  соблюдении ряда принципов: получение  текущей прибыли и создание условий  для ее получения в будущем; гибкая политика при управлении депозитными операциями для поддержания оперативной ликвидности банка; согласованность между депозитной политикой и доходностью активов; развитие банковских услуг с целью привлечения клиентов.

Условия выпуска и обращения векселей разрабатываются банком самостоятельно в соответствии с законодательством Республики Беларусь и конкретными задачами банка по их использованию.

Предпринятые шаги по созданию нормативной базы, большой спектр разрешенных операций позволяют предположить, что в ближайшее время операции с векселями наряду с проводимыми банками операциями с государственными ценными бумагами станут приоритетными операциями на рынке ценных бумаг Республики Беларусь. В частности, банки получат возможность диверсифицировать риски, производя замещение ряда стандартных операций (депозиты, кредиты) адекватными операциями с векселями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ РЕСУРСОВ  КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

2.1 Анализ собственных  средств банков

Проблема привлечения и поддержания достаточного объема капитала банка является чрезвычайно актуальной для развития банковской деятельности. В отечественной и зарубежной экономической литературе вопрос об определении сущности капитала банка чаще всего сводится к характеристике источников формирования капитала.

Совокупный капитал белорусских  банков на 1 января 2012 г. составил 36 569,0 млрд руб., что на 19 013 млрд руб. (или на 108,3 %) больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Более подробная информация о состоянии собственного капитала белорусских банков представлена в таблице В.1 (приложение В).

Доля собственного капитала белорусских банков представлена на рисунке 2.1.

 

 

Рисунок 2.1 – Доля банков в совокупном капитале банковской системы страны

Примечание – Источник: [13].

 

Значительный рост совокупного  капитала банков обусловлен увеличением  уставных фондов 2 крупнейших государственных банков страны: Беларусбанка на 12 900 млрд. рублей и Белагропромбанка на 1 600 млрд. рублей. В результате Беларусбанк стал лидером по данному показателю (ранее 1-ое место принадлежало Белагропромбанку).

Кроме того, в шестерке лидирующих банков произошли следующие структурные изменения: Приорбанк переместился с 4-ой на 3-юю позицию, а Банк БелВЭБ – с 6-ой на 5-ую.

Значительно вырос капитал  ТК Банка (на 444,8 %), Цептер Банка (на 323,8 %), Альфа-Банка (на 166,1 %) и Кредэксбанка (на 161,0 %). Это вызвало существенные перемещения данных банков в рейтинге.

За рассматриваемый  период снижение собственного капитала отмечено только у Банка ББМБ (на 4,8 %).

Доля средств органов  государственного управления и юридических  лиц, основанных на государственной форме собственности, в совокупном уставном фонде банков составляет 83 %. Удельный вес иностранного капитала в уставных фондах банков составляет 9,7% , из 32 действующих в республике банков 26 являются банками с участием иностранного капитала, в т. ч. 8 банков  - со 100% иностранным капиталом [13].

В связи с внесением  изменений в Инструкцию об экономических нормативах для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций проводилась работа по формированию банками собственных капиталов в размерах, соответствующих новым нормативам – для вновь создаваемого (реорганизованного) либо действующего банка (небанковской кредитно-финансовой организации) в белорусских рублях в сумме, эквивалентной 25,0 миллионам евро.

Выполнение данных нормативов повышает устойчивость функционирования банков, минимизирует банковские риски.

Анализ собственного капитала банков позволяет сделать  вывод о том, что отличительной  чертой пассивов белорусских коммерческих банков является достаточно стабильная, находящаяся на высоком уровне доля собственного капитала. В то же время на данном этапе качественный состав капитала белорусских банков имеет определенную диспропорцию и нуждается в структурных преобразованиях.

2.2 Анализ привлеченных  ресурсов коммерческих банков

В современном коммерческом банке финансовый анализ представляет собой не просто элемент финансового управления, а его основу, так как финансовая деятельность является преобладающей в банке. Роль анализа в управлении деятельностью банков, повышении надежности и качества управления является не только ответственной, но и определяющей жизнеспособность, как отдельных коммерческих банков, так и банковской системы страны в целом. Коммерческие банки выступают, прежде всего, как специфические кредитные институты, которые, с одной стороны, привлекают временно свободные средства хозяйства, а с другой – удовлетворяют за счет этих привлеченных средств разнообразные финансовые потребности предприятий, организаций и населения.

  Анализ должен затронуть каждый источник, каждый вид привлеченных ресурсов, их количественные и качественные характеристики, специфические особенности и черты. Всесторонний анализ привлеченных ресурсов позволит:

  • получить достоверную картину текущего состояния привлеченных ресурсов;
  • оценить динамику основных показателей привлеченных ресурсов за анализируемый период;
  • оценить основные тенденции изменения состава и структуры привлеченных ресурсов;
  • прогнозировать дальнейшее развитие привлеченных ресурсов [4, c. 23].

         На основе оценки результатов  анализа банк сможет более  взвешенно планировать дальнейшую  политику в области управления  привлеченными ресурсами банка. 

Сравнение результатов  данного периода с предшествующим дает возможность проследить динамику отдельных показателей, выявить тенденции их развития. В результате анализа разрабатываются определенные рекомендации для стимулирования желательных и устранения, сдерживания негативных и менее предпочтительных тенденций в деятельности банка, определяется система координирующих и регулирующих мероприятий. 

Сравнительный качественный анализ структуры привлеченных средств  можно проводить по группам клиентов и срокам, что позволяет выявить, из каких секторов экономики и  на какой срок привлекается основная масса средств в банк.

Информация о работе Экономическая характеристика ресурсов банка, их классификация