Формирование основных показателей по труду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 22:13, курсовая работа

Описание

Основной целью экономического развития любой страны является обеспечение внутренних потребностей и эффективность участия в мировых хозяйственных связях. Эти факторы и определяют задачи развития морского транспорта. Формирование международной экономики в условиях глобализации предопределяет задачи национальных экономических систем, нацеленных на устойчивость формирования активного платежного баланса или получения сравнительных преимуществ.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 607.50 Кб (Скачать документ)

     1.3. Источники и структура доходов порта 

     В процессе производственно-хозяйственной  деятельности порта постоянно происходит кругооборот денежных средств. Их вложение в портовое производство с целью  выполнения работ, предоставления услуг и получения выручки характеризует кругооборот денежных средств в порту. Входящие денежные потоки за их источниками можно разделить на внутренние, которые поступают из источников самого порта, и внешние, которые мобилизуются на финансовом рынке. На рис. 1.3.1. приведена схема формирования и использования доходов согласно с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, которую можно использовать и в деятельности порта.

     Доходы  от основной (операционной) деятельности – это выручка от выполнения перегрузочных и внепортовых работ, хранение грузов, перевозка грузов и пассажиров местным флотом, работы автотранспорта, услуг, которые предоставляются судовладельцам и грузовладельцам.

     Доходы  от другой операционной деятельности порт получает за счет реализации оборотных средств, иностранной валюты, от операционной аренды, курсовой разницы; полученных штрафов, неустоек; от списания кредиторской задолженности и т.п.

     Доходы  от финансовых операций могут быть получены от совместной деятельности, за счет полученных дивидендов.

     Финансовые  инвестиции обусловлены потребностью эффективного использования свободных  финансовых ресурсов, когда коньюктура финансового рынка дает возможность  получить гораздо больше прибыли  на вложенном капитале, чем операционная деятельность на портовом рынке. В ценные бумаги стоит инвестировать только финансовые ресурсы, которые в избытке. В портах должны обязательно оставаться наличные средства в виде денежного остатка на банковских счетах или высоколиквидных ценных бумаг на случай чрезвычайных ситуаций. Такая ситуация не характерна для современного этапа развития национальной портовой системы. Временно свободные денежные средства порты могут вносить на депозитные счета в коммерческих банках за обусловленный процент.

     Доходы  от другой обычной деятельности предусматривают реализацию финансовых инвестиций, основных средств, нематериальных активов, других необоротных активов, ликвидацию необоротных активов, наличие неоперационной курсовой разницы, бесплатно полученных оборотных активов, уценку необоротных активов и финансовых инвестиций.

     Доходы  от чрезвычайных событий – это  возмещение убытков от чрезвычайных ситуаций, другие чрезвычайные доходы.

     Порт  имеет право сдавать в аренду недвижимость за соответствующую плату  или совершать финансовый лизинг в случаях, которые предусмотрены действующим законодательством. Порт может получать дополнительную курсовую разницу по валютным счетам и операциям в иностранной валюте.

     Валовой доход - денежное выражение стоимости вновь созданного продукта. Он определяется как превышение выручки над материальными затратами и амортизационными отчислениями в составе себестоимости реализованной продукции. Этот показатель характеризует уровень эффективности деятельности порта. В то же время он является основным источником формирования финансовых ресурсов порта, госбюджета и внебюджетных фондов. В воспроизводственном процессе валовый доход разделяется на оплату труда и чистый доход. Чистый доход выражает в денежной форме стоимость прибавочного продукта и определяется как превышение выручки от реализации продукции над стоимостью материальных затрат, амортизационных отчислений, заработной платы или как разница между валовым доходом и заработной платой. Чистый доход реализуется в виде НДС, отчислений в обязательные фонды, а также в форме прибыли. 
 
 
 

    1. Направления и структура расходов порта
 

     Расходы возникают вследствии потребления  ресурсов в процессе деятельности порта. Под ресурсами понимают потребленные материалы, платные услуги со стороны  других субъектов хозяйствования, труд людей разных специальностей и квалификации, время работы разных видов перегрузочного оборудования, площадь помещений, складов, гидротехнических сооружений, нематериальных активов и т.п. Понятие ресурсов тесно связано с классификацией затрат за экономическими элементами, широко известной в практике экономического планирования при составлении перечня затрат. Каждый ресурс имеет цену. Кроме того, отдельные виды ресурсов налогооблагаются, что фактически увеличивает их цену. Таким образом, затраты – это стоимостное выражение реально употребленных ресурсов во время реальной деятельности.

     В условиях рынка затраты производства выступают в качестве одного из самых  важных показателей, что существенно  влияет на экономическое положение  портов. Ради стабильной и эффективной деятельности предприятия нужно постоянное сравнение результатов деятельности с затратами, выраженными в денежной форме. Затраты при перегрузке грузов играют важную роль в ценообразовании на морском транспорте. Затраты перегрузочных операций плюсуются к стоимости продукции, которая перегружается, и есть составной частью оптовых и розничных цен.

     Расходы портов по своему составу и назначению очень разнообразны и возмещаются за счет двух собственных источников: себестоимости и прибыли (через себестоимость должны возмещаться расходы порта, которые обеспечивают простое воспроизведение всех факторов производства). Соответственно в себестоимость портовой продукции включают затраты на:

  • исследования рынка портовых услуг и других рынков;
  • производство, в том числе расходы на электроэнергию, материалы,

амортизацию фондов и нематериальных активов, оплату труда портового персонала;

  • обслуживание производственного процесса и управление им;
  • использование и охрану природных ресурсов;
  • набор и подготовку кадров;
  • текущую рационализацию производства (усовершенствование технологии,

организации производства, труда, повышение качества продукции порта), кроме капитальных;

  • подготовку и изучение новой продукции порта, ее сбыт.

     Совокупные  расходы порта в зависимости  от их назначения выражаются несколькими показателями: валовые затраты, смета производства, себестоимость продукции. Показатель валовых затрат введен в систему экономических вычислений и учета на предприятиях для определения налогооблагаемой прибыли в соответствии с законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий». Смета производства – это затраты порта, связанные с основной деятельностью за определенный период независимо от того, относят их на себестоимость продукции в этом периоде или нет. Себестоимость работ, услуг порта – это выраженные в денежной форме текущие затраты, непосредственно связанные с подготовкой и выполнением работ и услуг.

     Планирование  себестоимости является составной  частью плана экономического и социального  развития порта, который разрабатывается  ним самостоятельно на основании показателей планового объема работ и услуг, продуктивности труда, фонда его оплаты и т.п. Этот план представляет собой систему технико-экономических расчетов, которые определяют размер затрат работ (услуг). Результаты учета затрат используются для оценки финансово-хозяйственной деятельности порта и его структурных подразделений, определения фактической эффективности реализованных организационно-технических мероприятий, выявления резервов сокращения затрат, выполнение аналитических расчетов.

     Для управления затратами порта особенно важным моментом является их обоснованная классификация. Именно классификация  определяет варианты учета, планирования и анализа затрат работ в морских  портах. По месту возникновения затраты  работ (услуг) группируются в разрезе отдельных структурных подразделений порта. В морском торговом порту рекомендуется выделять:

  • основные центры затрат, непосредственно связанные переработкой грузов

(перегрузочные  комплексы, терминалы, отдельные  причалы);

  • дополнительные центры затрат, которые обслуживают основные и другие

центры;

  • управленческие центры затрат, которые занимаются коммерческой,

финансовой, административной деятельностью (вычислительные центры, бухгалтерия).

     В зависимости от характера и назначения процессов, которые выполняются, производство делится на основное (погрузочно-разгрузочные работы, другие работы и услуги), вспомогательное ( выполнение работ по техническому обслуживанию основных фондов, обеспечение инструментом, запасными частями для ремонта транспортных средств и оборудования, различными видами энергии, транспортными и другими услугами) и обслуживающее ( непроизводственное) хозяйствование (жилищно-комунальное хозяйство, культурно-бытовые учреждения, научно-исследовательские, спортивные и другие структурные подразделения, которые не берут участия в выполнении и обеспечении ПРР).

     По  способу отнесения на себестоимость  затраты делятся на прямые и непрямые. К прямым затратам относят затраты, которые могут быть непосредственно включены к себестоимости отдельных видов работ (услуг). К непрямым затратам принадлежат затраты, непосредственно не связанные с выполнением работ (услуг). К таким затратам пренадлежат общепроизводственные затраты, которые включают затраты по управлению и обслуживанию производственного процесса.

     В зависимости от влияния на величину изменений объема производства выделяют постоянные и переменные затраты. За целесообразностью затраты подразделяют на продуктивные, непродуктивные и непредвиденные. Непродуктивными затратами считаются затраты, которые появились в результате недостаточной организации производства и управления, отклонений от технологических норм, повреждений материальных ценностей. К затратам от непредвиденных событий (потери от стихии, от техногенных катастроф и аварий) относятся как потери по последствиям этих событий, так и затраты на выполнение действий, которые связаны с предупреждением и ликвидацией таких последствий (возмещение убытков, плата посторонним организациям, заработная плата работников, занятых на воспроизводственных работах, стоимость использованных сырья и материалов).

     Затраты обычной деятельности порта состоят  из: затрат операционной деятельности; финансовых затрат (затраты на проценты): пользование кредитами, финансовой аренды и т.п.; других затрат обычной деятельности, которые не связаны непосредственно с производственным процессом. Затраты операционной деятельности предприятий состоят из производственной себестоимости, административных затрат и других операционных затрат. Затраты операционной деятельности порта соответственно к их экономическому содержанию группируются по таким элементам: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные мероприятия; амортизация основных фондов и нематериальных активов; другие операционные затраты.

     Особенное внимание нужно уделить анализу  расходов основных перегрузочных работ, которые есть основным источником минимизации  расходов на выполнение погрузочно-разгрузочных работ в морском торговом порту. В отношении затрат ПРР используют разные классификации (рис.1.4.1).

     Заработная  плата производственного персонала  занимает одно из ведущих мест среди  отдельных статей, которые включаются в себестоимость и состоит  из основной и дополнительной заработной платы портовых работников, оперативно-распорядительного и обслуживающего персонала. Основную заработную плату можно определить исходя из численности работников, тарифных ставок, отработанного времени, выполненного объема работ, должностных окладов.

     Отчисления  на социальные мероприятия  составляют процент от фонда оплаты труда, с них идут отчисления в пенсионный фонд и на социальное страхование.

     Расходы на топливо и электроэнергию включают затраты, связанные с расходами  топлива и электроэнергии при  работе перегрузочных машин и  вспомогательного оборудования на ПРР, а также затратами электроэнергии на освещение причалов, складов, территории порта, мест общего пользования и т.п. Эти затраты зависят от мощности установленных в порту потребителей энергии, типа машин и механизмов, количества потребленной электроэнергии и топлива, его качества и цен.

     Расходы на ремонт подъемно-транспортного оборудования и других видов основных фондов, связанных с выполнением ПРР, включают затраты на ремонтные работы, направленные на поддержку основных фондов в исправном техническом  состоянии и зависят от типов перегрузочных машин и процента их использования в течении года.

Информация о работе Формирование основных показателей по труду