Формирование и использование финансовых ресурсов учереждений здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:40, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - рассмотреть и проанализировать финансовые ресурсы учреждения здравоохранения, источники их формирования и направления более эффективного использования.
Данная цель будет достигнута решением следующих задач:
а) рассмотреть понятие, источники и механизмы формирования финансовых ресурсов медицинских учреждений;
б) проанализировать финансовое состояние МУЗ «Городищенская ЦРБ», определить проблемы финансирования и пути их решения.

Содержание

Введение
1.Теоретические основы финансовых ресурсов учреждений здравоохранения
1.1 Содержание финансов некоммерческих организаций
1.2 Источники и механизмы финансирования учреждений здравоохранения
1.3 Направление использования финансовых ресурсов
2.Анализ формирования и использования финансовых ресурсов организации МУЗ «Городищенская ЦРБ»
2.1 Общая характеристика и организационная структура управления МУЗ «Городищенская ЦРБ»
2.2 Анализ динамики и структуры источников формирования финансовых ресурсов МУЗ «Городищенская ЦРБ»
2.3 Анализ динамики и структуры направления использования финансовых ресурсов МУЗ «Городищенская ЦРБ»
3. Выводы и предложения по направлению более эффективного использования финансовых ресурсов МУЗ «Городищенская ЦРБ»
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)

       При инфляции закладываемый размер расходов корректируется на коэффициент инфляционных ожиданий.

       Контроль  за использованием выделенных средств  медицинским учреждением проводится в форме ревизий и тематических проверок.

       В сводном планировании расходов по районам, городам областного и краевого подчинения, области (края) среди расчетных показателей  финансирования используются следующие:

       1) цена конкретной медицинской услуги, определяемая на базе сметы расходов;

       2) оплата средней стоимости пролеченного больного на основе средней стоимости лечения;

       3) оплата одного завершенного случая лечения на основе клинико-статистических групп или медико-экономических стандартов. Стоимость лечения устанавливается по группам заболеваний, в рамках которых определяются одинаковые расценки за лечение;

       4) финансирование по среднедушевому нормативу на работающее и неработающее население. Размер норматива зависит от возможностей территориальных бюджетов;

       5) комбинация перечисленных методов.

       Выбор модели (расчетных показателей) финансирования осуществляется местным органом  исполнительной власти.

       Параллельно с бюджетным финансированием  содержания учреждений существует дополнительный канал их финансирования - целевые  программы по здравоохранению. Эта форма бюджетного финансирования была введена как средство решения задачи ослабления дефицита финансовых ресурсов деятельности учреждений здравоохранения и поддержания уровня и объема оказания помощи.

       К сожалению, сметное финансирование имеет ряд недостатков.

       Во-первых, нормативная база, используемая для  проведения таких расчетов, в значительной степени унаследована от плановой системы  здравоохранения с назначаемыми государством ценами, а старые стоимостные  нормативы нередко просто механически корректируются с помощью индексов-дефляторов, причем рассчитанных для экономики в целом.

       Во-вторых, потребности в финансировании учреждений, рассчитанные вышеуказанным способом даже на основе несовершенной нормативной  базы, оказываются существенно выше тех финансовых ресурсов, которые выделяются. В результате показатели потребности в финансировании отдельных статей расходов, рассчитанные с использованием имеющихся нормативов, корректируются в сторону уменьшения. Принципы проведения такой корректировки и соответственно установления итоговых размеров бюджетного финансирования четко не формулируются.

       Учреждения  должны истратить полученные средства строго по их целевому назначению (то есть в соответствии с утвержденными показателями расходов по отдельным статьям) и не имеют права самостоятельно перераспределять их между разными статьями расходов без соответствующего на то разрешения.

       Метод сметного финансирования удобен финансовым органам. Он дает возможность проконтролировать направления их использования и быть уверенным, что выделенные средства не направлены, к примеру, на оплату труда или приобретение дорогостоящего оборудования в ущерб другим необходимым видам расходов.

       Таким образом, можно сказать, что в  настоящее время финансирование здравоохранения имеет смешанный бюджетно-страховой характер, при котором за счет государства оплачиваются целевые программы, капитальные вложения и некоторые другие расходы, а финансирование основной медицинской помощи осуществляется через систему медицинского страхования. 

       1.3. Направления использования финансовых ресурсов

              Основные направления использования средств связаны с финансовым обеспечением достижения учреждением здравоохранения уставных целей. Выделяются следующие группы расходов:

             1) Административно-хозяйственные расходы, связанные с содержанием учреждения здравоохранения. К данной группе относятся расходы по оплате труда административно-хозяйственного персонала, уплате единого социального налога в государственные внебюджетные фонды, расходы по аренде и хозяйственному содержанию помещений, почтово-телеграфные расходы, командировочные и представительские расходы, амортизационные отчисления, расходы на ремонт помещений и оборудования, платежи за коммунальные услуги и т.п. Эти затраты относительно постоянны, так как их величина не зависит от изменений в объеме деятельности учреждения.

       2) Расходы по выполнению программ и мероприятий, осуществляемых за счет целевых поступлений и бюджетных ассигнований. В эту группу включаются расходы, непосредственно связанные с реализацией финансируемых программ и мероприятий. Расходы можно разделить на две группы: прямые и косвенные. К прямым относятся расходы, непосредственно связанные с использованием средств по основным направлениям деятельности, которые определены в программе либо уставе учреждения здравоохранения. Например, средства по целевым поступлениям, полученным по договорам гранта, могут быть использованы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели, предусмотренные договором фанта. К косвенным относятся расходы на командировки, связанные с выполнением программы, оплата междугородных переговоров, расходы по обеспечению программ средствами оргтехники, медикаментами, канцелярскими товарами, плата за аренду помещений и автотранспорта и т.д.

       Средства, полученные учреждением здравоохранения в форме бюджетных ассигнований, должны быть использованы непосредственно на те цели, которые предусмотрены в программе. Бюджетные средства, использованные не по назначению, подлежат взысканию в бюджет, из которого было произведено финансирование.

       3) Расходы по осуществлению предпринимательской деятельности. Они учитываются раздельно от других расходов организации. К ним относятся расходы, связанные с закупкой сырья и материалов (при производстве продукции и оказании услуг), расходы на оплату труда персонала, участвующего в осуществлении данной деятельности, уплату единого социального налога в государственные внебюджетные фонды, расходы для осуществления расчетов с кредиторами, на рекламу, транспортные расходы и т.д.1

       Порядок налогообложения учреждений здравоохранения (некоммерческих организаций) аналогичен порядку, применяемому в отношении коммерческих организаций. Однако он имеет ряд особенностей, связанных с тем, что учреждения здравоохранения не ставят в качестве основной цели извлечение прибыли, а их предпринимательская деятельность должна служить достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация.

       Важной  составной частью финансов некоммерческих организаций являются отношения, связанные  с уплатой налогов. При осуществлении  бюджетной и предпринимательской  деятельности бюджетные учреждения уплачивают практически все налоги, предусмотренные действующим законодательством (налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций, транспортный налог и другие региональные и местные налоги). При этом порядок исчисления и уплаты данных налогов един для коммерческих и некоммерческих организаций. Однако, учитывая социальную значимость услуг, оказываемых бюджетными учреждениями социально-культурной сферы, налоговое законодательство предусматривает налоговые льготы либо полное освобождение от уплаты налогов целому ряду учреждений — образовательным, учреждениям здравоохранения, культуры, органам государственной власти и др. Так, бюджетные учреждения освобождены от уплаты земельного налога при осуществлении бюджетной деятельности. При исчислении налога на добавленную стоимость не подлежит налогообложению реализация медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемыми государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты, услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного или воспитательного процесса, услуг, оказываемых в сфере культуры и искусства и др.

       Порядок налогообложения прибыли бюджетных учреждений с введением в действие главы 25 части второй Налогового кодекса РФ стал аналогичен порядку, применяемому в отношении коммерческих организаций. Вместе с тем правовой статус бюджетных учреждений предполагает некоторые особенности исчисления налоговой базы в части определения доходов и расходов, не учитываемых при налогообложении, начисления амортизации, порядка исчисления налога и авансовых платежей, составления налоговой декларации. Налоговое законодательство предусматривает уплату бюджетными учреждениями только квартальных авансовых платежей по итогам отчетного периода, для них также предусмотрена возможность представления в налоговые органы упрощенной налоговой декларации.

       Объектом  налогообложения по налогу на прибыль  бюджетных учреждений, как и других организаций, является прибыль, определяемая как полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, под которыми понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. При этом из полученных доходов (доходов от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов) исключаются доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, включающие средства целевого финансирования и целевые поступления. К средствам целевого финансирования относятся средства бюджетов всех уровней, полученные гранты, а к целевым поступлениям на содержание бюджетных учреждений и ведение ими уставной деятельности — пожертвования, имущество, переходящее учреждениям в порядке наследования, средства, полученные в рамках благотворительной деятельности и др. Для исключения этих сумм из налогооблагаемой базы необходим раздельный учет доходов и расходов по целевым средствам. Расходы, уменьшающие полученные доходы, определяются в соответствии с экономической классификацией расходов Бюджетной классификации РФ.

 

        2.Анализ формирования  и использования  финансовых ресурсов  организации МУЗ «Городищенская ЦРБ».

       2.1. Общая характеристика и организационная  структура управления МУЗ «Городищенская ЦРБ».

       Муниципальное учреждение здравоохранения «Городищенская центральная районная больница». Место нахождения Учреждения: город Городище, улица Матросова, 159, Городищенского района Пензенской области.

       От  имени муниципального образования  – Городищенский район Пензенской области права собственника имущества Учреждения осуществляет Администрация Городищенского района Пензенской области в рамках его компетенции, установленной актами, определяющими статус этого органа.

       Учреждение  создано в целях охраны здоровья граждан, обеспечения высокого уровня оказания лечебно-диагностической помощи населению Городищенского района Пензенской области.

       В МУЗ «Городищенская ЦРБ» работают 63 врача и 375 человек среднего медицинского персонала. Обеспеченность врачебными кадрами на 10,0 тыс. населения составляет  12,6 человек, средний возраст врачей 49,5 лет. Укомплектованность врачебными должностями 77,0 %, средним медперсоналом 99,3 %.         

       С 01.01.2010 года за счет средств обязательного  медицинского страхования финансируются  расходы по пяти статьям затрат, включая заработную плату с начислениями, питание, медикаменты и мягкий инвентарь участковых больниц, амбулаторий и ФАП (фельдшерско-акушерский пункт). Остальные расходы производятся за счет средств одноканального финансирования.

       Удельный  вес средств обязательного медицинского страхования и одноканального финансирования в общем финансировании составил – 84,4 %, средств областного и федерального бюджетов -  6,0 %,  средств муниципального бюджета – 3,9 %, фонда социального страхования –   2,8 %, платных медицинских услуг  – 2,9 %.

       В штатном расписании на 2010 год МУЗ  «Городищенская ЦРБ» утверждены следующие  должности руководящего персонала: Главный врач, Заместитель главного врача по медицинской части, Заместитель  главного врача по организационно-методической работе, Заведующий поликлиникой, Начальник Планово-экономического отдела, Главный бухгалтер, Заведующий отделениями, Главная медицинская сестра, Старшие медицинские сестры отделений, Старшая медицинская сестра поликлиники, Начальник по объединенным службам.

       Медицинские услуги

       В МУЗ «Городищенская ЦРБ» развернуто 187 коек круглосуточного стационара, в том числе:

  1. Хирургическое отделение – 40 коек;
  2. Терапевтическое отделение – 65 коек;
  3. Гинекологоческое отделение – 15 коек;
  4. Отделение для беременных и рожениц – 20 коек;
  5. Инфекционное отделение – 15 коек;
  6. Педиатрическое отделение – 25 коек;
  7. Наркологическое отделение – 7 коек.

       Мощность  поликлиники – 385 посещений. Амбулаторный прием ведется специалистами: хирург, терапевт, гинеколог, дерматовенеролог, эндокринолог, педиатр, офтальмолог, невролог, онколог, фтизиатр, психиатр-нарколог.

Информация о работе Формирование и использование финансовых ресурсов учереждений здравоохранения