Фонд социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 01:04, курсовая работа

Описание

Успешное развитие современной экономики невозможно без поворота к нуждам и потребностям человека. При переходе государства к рынку коренным образом меняются социально-экономические отношения, изменяются и условия жизни людей. Адаптация к ним значительной части населения проходит с большими социальными издержками. Любое государство заинтересовано в том, чтобы в обществе не происходили социальные потрясения, а развитие страны шло стабильно и планомерно. В результате чего необходимо обращение к социальной защите населения, а именно к социальному страхованию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Экономическая сущность социального страхования и принципы его проведения……………………………………………………………………..6
Фонд социальной защиты населения, его формирование и использование………………………………………………………………...11
Вопросы совершенствования выплат пособий населению Республики Беларусь……………………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………. ……………………….……28
Приложение А Бюджет Фонда социальной защиты населения………………31
Приложение Б Размеры пособий и основные показатели за 2009-2010 годы…………………...…

Работа состоит из  1 файл

ФСЗНН.docx

— 696.96 Кб (Скачать документ)
  • обязательных страховых взносов;
  • взносов на профессиональное пенсионное страхование;
  • ассигнований из республиканского бюджета;
  • доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования;
  • доходов от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование;
  • поступлений по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам, ответственным за причиненный вред согласно законодательству, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца вследствие указанных причин;
  • сумм недоимок, пеней и административных штрафов;
  • других поступлений [10, с.1].

     Необходимо  отметить, что основным источником средств Фонда являются обязательные страховые взносы. Их уплачивают разные категории плательщиков в неодинаковом размере. Такими плательщиками являются работодатели, работающие граждане и физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы.

     Рассмотрим  дифференциацию размеров страховых  взносов для различных категорий  плательщиков:

    -  для работодателей – 28%;

    - для  работодателей, занятых производством  сельскохозяйственной продукции,  объем которой составляет более  50 процентов общего объема произведенной  продукции, - 24%;

    - для  потребительских кооперативов (кроме  организаций потребительской кооперации (потребительских обществ, их  союзов)); товариществ собственников;  садоводческих товариществ; общественных  объединений инвалидов (их законных  представителей) и организаций, имущество  которых находится в собственности  этих общественных объединений;  общественных объединений пенсионеров  – 5%;

    - для  физических лиц, самостоятельно  уплачивающих обязательные страховые  взносы, для Белгосстраха – 29%;

    - для  работающих граждан – 1% [11, с.1].

     Данные  размеры обязательных страховых  взносов были установлены с 1 января 2009 года. Причем нововведением было уменьшение на 1% (с 29 до 28%) размера обязательных страховых взносов по страхованию  на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца. Уменьшен также с 30 до 29% размер страхового взноса для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые  взносы.

     Не  применяются условия  об обязательной уплате минимальных сумм обязательных страховых взносов в отношении следующих лиц:

  • выполняющих работы по гражданско-правовым договорам;
  • осужденных к лишению свободы или находящихся в лечебно-трудовых профилакториях и привлекаемых к выполнению оплачиваемых работ;
  • работающих в общественных и религиозных организациях (объединениях).

     Средства  Фонда имеют целевое назначение и направляются на:

  • выплату трудовых пенсий, в том числе государственным служащим в части, соответствующей размеру пенсии, полагающейся по общим условиям и нормам пенсионного законодательства;
  • за особые заслуги перед республикой в части, соответствующей размеру пенсии по возрасту, инвалидности, за выслугу лет;
  • ежемесячного денежного содержания в части, соответствующей размеру пенсии, исчисляемой по общим условиям и нормам пенсионного законодательства;
  • выплату профессиональных пенсий;
  • выплату пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, на погребение);
  • оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери (отца, опекуна, попечителя), воспитывающей (воспитывающего) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одного дополнительного свободного от работы дня;
  • выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь;
  • финансирование выплат взыскателям в качестве компенсации недополученной суммы алиментов в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по независящим от должника причинам, с последующим возмещением нанимателем использованных на указанные цели средств государственного социального страхования;
  • финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление;
  • финансирование деятельности Фонда, в том числе его материально-технического обеспечения;
  • финансирование иных расходов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании [10, с.1].

     Данные  средства могут направляться на оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств  государственного социального страхования.

     В Законе «О бюджете государственного внебюджетного  Фонда социальной защиты населения на 2010 год» доходы Фонда бюджета формируются за счет:

     1) взносов на государственное социальное страхование:

         - обязательные страховые взносы;

         - взносы на профессиональное  пенсионное страхование.

     2) неналоговых доходов: 

         - процентов, уплачиваемых банками  за пользование денежными средствами;

         - доходов от капитализации временно  свободных средств государственного  социального страхования;

         - доходов от размещения взносов  на профессиональное пенсионное  страхование;

         - административных штрафов за  нарушение законодательства о  государственном социальном страховании;

              - других поступлений.

     Законом Республики Беларусь «О  бюджете государственного внебюджетного  Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год»  установлено, что доходы внебюджетного фонда должны быть сформированы в размере почти 18 трлн. рублей. Основную долю доходов должны составлять взносы на государственное социальное страхование – 17, 6 трлн. рублей, из которых 17, 4 трлн. рублей формируется за счет обязательных страховых взносов и только почти 0,2 трлн. рублей за счет взносов на профессиональное пенсионное страхование. Неналоговые доходы в общем объеме доходов в 2010 году должны составлять 0, 4 трлн. рублей. Если рассматривать доходы Фонда социальной защиты населения за 2009 год, то они составили 16, 2 трлн. рублей. Доля доходов, приходящаяся на взносы на социальное страхование, составила 15, 6 трлн. рублей. Всю остальную часть составляют неналоговые доходы (Приложение А.1).

     Расходы Фонда социальной защиты населения  в 2010 году запланированы в размере 17, 8 трлн. рублей (Приложение А.2). Расходы  бюджета сформированы в соответствии с приоритетными направлениями  использования средств, а также  некоторые статьи отражены в разрезе  областей. Основным направлением расходования средств является выплата трудовых пенсий, пенсионных выплат государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед Республикой Беларусь, пенсий военнослужащим срочной службы и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат, а также  оказание услуг по выплате пенсий и пособий. Эти выплаты составляют 14 трлн. рублей. Вторым основным направлением использования средств бюджета является выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, семьям, воспитывающим детей, на погребение. В общем объеме расходов эти выплаты составляют 3 трлн. рублей.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2.1 – Доходы Фонда социальной защиты населения за 1-е полугодие 2010 года, в %.

                                                Примечание – Источник: [25, с.1].

     

Рисунок 2.2 – Расходы Фонда  социальной защиты населения  за 1-е полугодие 2010 года, в %

Примечание  – Источник: [8, с.1]. 

     Опыт  зарубежных стран показывает, что  для обеспечения высокой степени  защиты трудоспособного населения  от различных видов риска размер социальных фондов должен достигать  20-30% ВВП [1, с.22]. Например, в Нидерландах он составляет – 32,8% ВВП, в Бельгии – 20,6%, в Великобритании – 23,8%. Так, в Республике Беларусь в среднем данный показатель составляет 11-13% ВВП, что видно из таблицы 2.1. Таким образом, это значит, что в нашей стране Фонд социальной защиты населения формируется не в полной мере, как это необходимо по международным стандартам. Однако необходимо понимать, что повышение страховых тарифов для полного формирования Фонда приведет к увеличению страховой нагрузки, а это немыслимо в данной ситуации. 

Таблица 2.1 – Отношение доходов Фонда социальной защиты населения к валовому внутреннему продукту, %

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Доходы  ФСЗН, в млрд. рубл. 12 958 17 176 16 196
ВВП, в млрд. рубл. 97 165 129 791 136 790
Соотношение доходов ФСЗН к  ВВП, в %. 13,3 13,2 11,8
 

     Примечание  – Источник: собственная разработка. 

     Также необходимо отразить долю расходов Фонда  в ВВП. Она также является невысокой – 10,0-10,8%, что означает недофинансирование социальных нужд населения. 

Таблица 2.2 – Отношение  расходов Фонда социальной защиты населения  к валовому внутреннему  продукту, %

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г.
  Расходы ФСЗН, в  млрд. рубл. 10 501 13 000 14 694
ВВП, в млрд. рубл. 97 165 129 791 136 790
Соотношение расходов ФСЗН к ВВП, в %. 10,8 10,0 10,7
 

     Примечание  – Источник: собственная разработка. 

     Разработанный Фондом на планируемый год бюджет рассматривается на правлении Фонда, направляется в Министерство финансов и утверждается законом о бюджете  Республики Беларусь на очередной финансовый год.

     Бюджет  разрабатывается на год, с разбивкой  по кварталам, в целом по Фонду  и в разрезе областных и  Минского городского управлений.

     При подготовке бюджета в основу закладываются  прогнозируемые макроэкономические показатели по данным Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства труда, Национального  банка, статистические и отчетные данные, аналитические показатели.

     Все годы существования Фонда его  бюджет был сбалансированным, расходы  покрывались доходами без дотационных  вливаний со стороны государства. Вместе с тем, обеспечение поступления  страховых взносов всегда было и  остается серьезной проблемой. Имеет  место постоянная просроченная задолженность  страхователей перед Фондом, которая  сегодня составляет 15% его месячной потребности Фонда. Возможность полного погашения этой задолженности в ближайшее время не просматривается. Более того, практикуется предоставление отсрочки по погашению задолженности, которая, правда, дается лишь при условии уплаты текущих платежей.

     Действующим законодательством в республике установлена жесткая система  санкций в виде пени и финансовых штрафов к страхователям и  обслуживающим банкам в случае нарушения  ими правил уплаты и перечисления страховых взносов. Помимо этого, действует  система привлечения виновных к  административной ответственности.

Информация о работе Фонд социальной защиты населения