Фонд социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 01:04, курсовая работа

Описание

Успешное развитие современной экономики невозможно без поворота к нуждам и потребностям человека. При переходе государства к рынку коренным образом меняются социально-экономические отношения, изменяются и условия жизни людей. Адаптация к ним значительной части населения проходит с большими социальными издержками. Любое государство заинтересовано в том, чтобы в обществе не происходили социальные потрясения, а развитие страны шло стабильно и планомерно. В результате чего необходимо обращение к социальной защите населения, а именно к социальному страхованию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Экономическая сущность социального страхования и принципы его проведения……………………………………………………………………..6
Фонд социальной защиты населения, его формирование и использование………………………………………………………………...11
Вопросы совершенствования выплат пособий населению Республики Беларусь……………………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников……………. ……………………….……28
Приложение А Бюджет Фонда социальной защиты населения………………31
Приложение Б Размеры пособий и основные показатели за 2009-2010 годы…………………...…

Работа состоит из  1 файл

ФСЗНН.docx

— 696.96 Кб (Скачать документ)

     В странах с рыночной экономикой выделяют также принцип самоокупаемости.

     В мировой практике принципы функционирования социального страхования в целом  совпадают с принципами страхования  экономического. В этом заключается  одна из причин значительных достижений системы социального обеспечения  западных стран, где социальное обеспечение  строится из двух финансово независимых подсистем: непосредственного социального страхования и материальной помощи из государственного бюджета.

     Функции социального страхования и его содержание органически взаимосвязаны:

     1) Формирование специализированных страховых фондов денежных средств. Эта функция основана на привлечении страховых взносов как платы за страховую защиту от социально-экономических рисков, которую предоставляют страховщики. Фонды могут формироваться как в обязательном, так и в добровольном порядке. Государство призвано регулировать размеры этих фондов в зависимости от экономической и социальной обстановки в стране.

     2) Сбережение и накопление денежных средств. Эта функция вытекает из предыдущей функции: сбережение и накопление денежных средств осуществляется через формирование страховых фондов страховщиками и размещения этих средств в активы, определенные законом или внутренними нормативно-правовыми актами страховщика.

     3) Материальное обеспечение граждан. Если рассматривать социальное страхование с экономических позиций, то право на материальное обеспечение при реализации страхового социального риска или при иных обстоятельствах, имеют только те граждане, которые лично или опосредованно через работодателей и государство участвовали в формировании страховых фондов. При обязательном социальном страховании размер материального обеспечения устанавливается законодательно, при добровольном – договором страхования. Однако и в первом, и во втором случае порядок заключения договора и последующего материального обеспечения регулируется государством.

     4) Предупреждение и профилактика страхового случая, минимизация материальных последствий реализации социального страхового риска. Данная функция происходит из необходимости сбережения и накопления средств страховых фондов через комплекс мероприятий по недопущению или уменьшению последствий наступления социальных страховых рисков.

     Содержание  этой функции можно трактовать двояко: с одной стороны, для уменьшения материального обеспечение нужно  лишь сократить количество нуждающихся  путем исключения из социального страхования отдельных категорий застрахованных. С другой стороны, необходимо помнить, что расширение круга застрахованных, а значит, защищенных лиц расширяет финансовую базу страховщика и позволяет проводить профилактические и предупредительные мероприятия, которые, в свою очередь, снижают материальную тяжесть социального страхования.

     5) Контрольная функция. Внутри страховых фондов эта функция осуществляется контрольно-ревизионными органами, вне его – контролирующими государственными органами [20, с.33].

     Система социального страхования подразделяется на 2 формы:

  • обязательное социальное страхование;
  • добровольное социальное страхование.

     Обязательное  социальное страхование – это, отношения, основанные на требованиях закона, по защите интересов граждан при реализации законодательно определенных социальных рисков [20, с.34].

     Добровольное  социальное страхование – это основанные на свободном волеизъявлении отношения между страховщиком и страхователем по защите имущественных интересов граждан с целью обеспечения благосостояния при наступлении определенных страховых случаев [20, с.34].

     Выделяют  также 3 следующих вида социального страхования:

  1. накопительное (страхуемые при утрате заработка получают компенсацию, размер которой зависит от периода уплаты страховых взносов и размера заработной платы);
  2. солидарное (работающий содержит нетрудоспособного);
  3. смешанное.

     Система социального страхования может  быть как государственной, так и  негосударственной, но в обоих случаях  она предназначена для обеспечения, восстановления и сохранения трудоспособности работников, а также обеспечения нетрудоспособных лиц. Материальной основой при этом выступают специализированные фонды денежных средств.

     Процесс формирования фондов социального страхования  осуществляется в соответствии с  требованиями объективных законов  расширенного воспроизводства. Отношения  по поводу формирования и использования  фондов социального страхования  опосредуют распределение национального  дохода, аккумуляцию его частей в  специализированных фондах.

     Вместе  с тем эти распределительные  отношения обусловлены спецификой социального страхования, проявляющейся  в наличии первичного и вторичного распределения. Первичное распределение  осуществляется в процессе формирования фондов за счет отчислений от доходов  предприятий и организаций. Вторичное - проявляется при поступлении в фонд социальной защиты населения и последующем использовании средств из государственного бюджета и из заработной платы работников. Определенная часть национального дохода проявляется через отношения по поводу формирования и использования Фонда социальной защиты населения и реализуется в сфере социального обеспечения для поддержки на случай болезни, полной потери трудоспособности, неудовлетворительного материального положения неполных и многодетных семей.

     В Республике Беларусь по государственному социальному страхованию  застрахованные граждане обеспечиваются:

  1. пенсиями по возрасту, инвалидности, потере кормильца, за выслугу лет;
  2. пособиями и компенсациями в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;
  3. пособиями:
    • по болезни и временной нетрудоспособности;
    • беременности и родам;
    • безработице;
    • в связи с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста;
    • на погребение;

         4) выплатами, связанными с санаторно-курортным  лечением и                      оздоровлением.

     Негосударственное социальное страхование осуществляется в добровольной форме негосударственными страховыми организациями. Граждане и  наниматели могут за счет собственных  средств заключать договоры дополнительного  социального страхования, в которых  определяются условия, размеры и  порядок страховых взносов и  получения выплат. Государство в  этом случае не несет ответственности  по обязательствам негосударственных  страховых организаций.

     В Западной Европе в рамках системы  социального страхования страхуются следующие виды рисков: болезнь, старость, инвалидность, смерть кормильца, безработица, несчастный случай на производстве. Исходя из этого, система социального обеспечения  подразделяется на направления: 1) страхование  медицинское; 2) страхование по старости, или пенсионное; 3) страхование от безработицы; 4) страхование от несчастных случаев; 5) страхование по уходу  за престарелыми и инвалидами.

     В развитых странах социальное страхование  поглощает 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и составляют примерно 15-25% ВВП, в Росcии на долю государственных внебюджетных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 7,3% ВВП [2, с.251].

     В Республике Беларусь система социального  страхования в настоящее время  представлена двумя фондами: Фонд социальной защиты населения и Государственный  фонд содействия занятости.

     Итак, социальное страхование представляет собой часть денежных отношений  по распределению и перераспределению  национального дохода с целью  формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде. Характерной чертой социального  страхования является финансирование предоставляемой помощи за счет взносов  и тесная взаимосвязь между взносами и объемом социальных услуг. В  то же время социальное страхование  представляет собой не только отдельный  элемент социальной защиты населения, но и является особой финансовой системой.

 

     2 Фонд социальной защиты населения: его формирование и использование 

     Фонд  социальной защиты населения Республики Беларусь представляет собой государственный  внебюджетный фонд, который образуется в процессе перераспределения финансовых ресурсов государства, предприятий  и населения и используется на финансирование не включённых в бюджет некоторых общественных потребностей (материального обеспечения граждан  в старости, в случае полной или  частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также помощи многодетным, неполным и малообеспеченным семьям).

     В настоящее время Фонд социальной защиты населения Министерства труда  и социальной защиты Республики Беларусь относится к государственным  внебюджетным страховым фондам и  является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре  Министерства социальной защиты. Его  денежные средства являются республиканской  собственностью, не входят в состав бюджета Республики Беларусь, не подлежат изъятию, хранятся на счетах в банках. Имущество закрепляется за Фондом социальной защиты населения на праве оперативного управления. В своей деятельности Фонд руководствуется актами законодательства Республики Беларусь.

     Фонд  социальной защиты населения был  образован в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 г. На базе пенсионного фонда  и фонда социального страхования. Он функционирует с 1993 г., являясь  самостоятельной финансово-кредитной  организацией при Министерстве труда  и социальной защиты. До 2003 г. Фонд социальной защиты оставался внебюджетным фондом.  Затем в 2004 г. он был включен в состав бюджета. А с 1-го января 2010 года был вновь выведен из бюджета и вновь функционирует как самостоятельная организация.

     Фонд  социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре  Министерства труда и социальной защиты.

     Основными задачами Фонда являются реализация государственной политики по управлению средствами государственного социального  страхования, разработка в пределах его компетенции предложений  о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании, осуществление профессионального  пенсионного страхования, международное  сотрудничество в этих областях деятельности.

     Чтобы лучше понять сущность Фонда социальной защиты населения, необходимо рассмотреть  его функции, которые обеспечивают выполнение поставленных перед ним  задач:

  • методическая и организационная работа по установлению порядка платежей и размеров страховых взносов;
  • контроль за поступлением и расходованием средств и деятельностью структурных подразделений фонда;
  • координация работы структурных подразделений и методическая помощь им;
  • обеспечение капитализации средств фонда и привлечение добровольных и благотворительных взносов;
  • совершенствование государственного социального страхования;
  • организация информации по всем  плательщиков;
  • ведение бухгалтерской и статистической отчетности и ответственность за ее достоверность;
  • определение совместно со всеми структурами, чья деятельность связана с социальной защитой населения, направлений расходования дополнительных средств, поступающих в фонд [10, с.1].

     Фонд  и его территориальные органы имеют право:

  1. осуществлять постановку на учет плательщиков взносов;
  2. осуществлять контроль за поступлением взносов и целевым расходованием средств государственного социального страхования;
  3. взыскивать недоимки, пени, излишне выплаченные суммы профессиональных пенсий в случаях и порядке, установленных законодательством;
  4. выдавать обязательные для банков постановления о бесспорном взыскании недоимки и пеней со счетов плательщиков взносов и их дебиторов;
  5. производить проверки банков по вопросам своевременного зачисления и (или) перечисления взносов на счета территориальных органов;
  6. подавать в суд заявления об обращении взыскания на имущество должника для погашения задолженности по взносам при отсутствии либо недостаточности у плательщика денежных средств;
  7. реализовывать иные права в соответствии с функциями Фонда [10, с.1].

     Рассмотрев  выше понятие Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, его  задачи и функции, необходимо остановиться на источниках его формирования, которые  в свою очередь и позволяют  выполнять фонду возложенные  на него функции, исходя из целевой  направленности. Средства Фонда социальной защиты населения образуются за счет:

Информация о работе Фонд социальной защиты населения