Финансы некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:25, курсовая работа

Описание

В Гражданском кодексе РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Предпринимательскую деятельность они могут осуществлять лишь постольку, поскольку эта деятельность служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствуют этим целям. Такой деятельностью признается, например, приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающее целям создания некоммерческой организации .

Работа состоит из  1 файл

Финансы некоммерческих организаций.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

1. Содержание и функции  финансов  некоммерческих организаций.

 В Гражданском кодексе РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Предпринимательскую деятельность они могут осуществлять лишь постольку, поскольку эта деятельность служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствуют этим целям. Такой деятельностью признается, например, приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающее целям создания некоммерческой организации [1].

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций  в России крайне разнообразны (табл.1)  [2].

Правовое положение  некоммерческих организаций определяют следующие основные законы:

1) Гражданский кодекс  РФ (далее - ГК РФ);

2) Федеральный закон  от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих  организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ);

3) Федеральный закон  от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных  объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ).

Деятельность каждого  из видов некоммерческих организаций  дополнительно регулируется специальным  законодательством [3].

Таблица 1.

Организационно-правовые  формы некоммерческих организаций.

Формы некоммерческих организаций

Особенности функционирования некоммерческих организаций

Общественная  и религиозная организации

Участники (члены) не сохраняют  прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в  том числе на членские взносы

Фонд

Имущество, переданное фонду  его учредителями, является собственностью фонда, попечительский совет осуществляет надзор за его деятельностью

Некоммерческое  партнерство

Переданное имущество  является собственностью партнерства, члены вправе участвовать в управлении делами, получать при выходе (ликвидации партнерства) часть имущества в пределах переданного в собственность, за исключением членских взносов

Учреждение

Имущество закрепляется на праве оперативного управления в  соответствии с ГК РФ. Учреждение отвечает по своим обязательствам, при недостаточности средств субсидиарную ответственность несет его собственник

Автономная  некоммерческая организация

Имущество, переданное НКО  ее учредителями, является собственностью, учредители могут пользоваться ее услугами только на равных правах с другими  лицами, не сохраняют прав на ее собственность

Объединение юридических  лиц (ассоциация и союз)

Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность  по обязательствам в размере и  порядке, предусмотренном ее учредительными документами, безвозмездно пользуются ее услугами

Общественное  объединение (общественная организация, движение, фонд, учреждение, политическая партия)

Имущество формируется  на основе вступительных и членских взносов, добровольных взносов и  пожертвований, поступлений от проводимых мероприятий, доходов от предпринимательской деятельности, пожертвований на подготовку и проведение выборов

Государственная корпорация

Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная  Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации


 

Некоммерческие организации  могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ [1].

Финансы некоммерческих организаций представлены разнообразными финансовыми отношениями, складывающимися по поводу формирования и использования денежных фондов различного назначения:

- с органами государственной  власти и органами местного  самоуправления по поводу получения  бюджетных средств и их использования;

- государственное лицензирование и регулирование деятельности;

- с другими организациями и физическими лицами по поводу формирования внебюджетных источников доходов (взносов учредителей, паевых и членских взносов, целевых поступлений, включая гранты, пожертвования, а также доходов от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и их использования;

- с органами государственной  власти  и органами местного  самоуправления по поводу выполнения  обязательств перед бюджетами  разных уровней и бюджетами  внебюджетных фондов путем уплаты налоговых платежей, а также страховых взносов на обязательное и социальное страхование;

- со своими работниками  по поводу формирования и использования  фондов оплаты труда и фондов целевого назначения (материального поощрения, производственного и социального развития и др.).

Исходя из этого финансы  некоммерческих организаций – отношения, связанные с формированием и  использованием финансовых ресурсов организаций  для достижения целей деятельности, предусмотренных в уставе организации. Финансовые ресурсы некоммерческих организаций представляют собой совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений, используемых на текущее содержание и расширение деятельности этих организаций. Источники финансовых ресурсов, принципы их формирования и использования зависят от вида услуг, оказываемых некоммерческими организациями, и характера их предоставления.

Содержание отношений  некоммерческих организаций с бюджетами  разных уровней зависит главным  образом от правового статуса  организации. Для бюджетных учреждений ввиду необходимости их финансирования собственником характерны двусторонние отношения в части получения финансирования из бюджета соответствующего уровня в зависимости от подчиненности учреждения и уплаты налогов в бюджетную систему.

Односторонние отношения с соответствующим бюджетом возникают только у учреждений, не финансируемых собственником за счет бюджетных средств (например, у органов вневедомственной охраны), в части уплаты налогов, связанных с оказанием платных услуг организациям и гражданам.

Отношения некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм (кроме бюджетных учреждений) с бюджетами также могут быть двусторонними или односторонними. Для некоторых организаций (общественных, религиозных организаций, фондов) предусмотрена как возможность получения бюджетных средств на определенные цели, предусмотренные законодательством о некоммерческих организациях, так и необходимость уплаты налогов. Отношения остальных некоммерческих организаций с бюджетными ограничиваются только уплатой налогов в соответствии с действующим законодательством.

Разная организационно-правовая форма некоммерческих организаций, получающих бюджетное финансирование, определяет различные формы предоставления бюджетных средств. Для некоммерческих организаций, созданных в форме бюджетного учреждения, законодательство предусматривает единую форму финансирования – ассигнования на содержание бюджетных учреждений (БК РФ). Некоммерческим организациям иных организационно-правовых форм (общественные, религиозные организации, фонды), бюджетные средства предоставляются не на их содержание, а в рамках выполнения ими федеральных целевых программ в форме субсидии.

Разные формы финансирования, применяемые в отношении некоммерческих организаций определенных организационно-правовых форм, обусловливают и различный механизм предоставления средств из бюджета.

Для бюджетных учреждений применяются два разных способа  доведения до них бюджетных ассигнований: либо через орган управления, которому подчинено бюджетное учреждение, либо непосредственно самому учреждению. Первый способ применяется для бюджетных учреждений, функционирующих в рамках таких отраслей, как образование, здравоохранение, культура и др. При этом орган, исполняющий соответствующий бюджет, предоставляет бюджетное финансирование не каждому учреждению в отдельности, а органу управления определенной отрасли (главному распорядителю бюджетных средств): по федеральному бюджету – министерствам, ведомствам, агентствам; по региональным и местным бюджетам – отраслевым департаментам (управлениям, отделам) исполнительного органа власти либо органа местного самоуправления. В свою очередь главный распорядитель бюджетных средств доводит бюджетные ассигнования до каждого учреждения в пределах утвержденных в процессе бюджетного планирования ассигнований в соответствии со сводной бюджетной росписью.

Второй способ применяется  в отношении отдельных, особо  значимых бюджетных учреждений (Государственный  Эрмитаж и  др.), являющихся прямыми  получателями бюджетных средств, а  также некоммерческих организаций всех иных организационно-правовых форм.

Отношения некоммерческих организаций с другими организациями  и физическими лицами (учредителями, пайщиками, членами некоммерческих организаций, благотворителями, грантодателями, а также  потребителями услуг, оказываемых на платных началах) опосредуют формирование внебюджетных источников доходов- взносов учредителей, паевых и членских взносов, целевых поступлений, включая гранты, пожертвования, а также доходов от осуществления предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности.

Все некоммерческие организации  являются плательщиками единого  социального налога, а также страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в бюджеты  соответствующих государственных  внебюджетных фондов. Однако различный правовой статус некоммерческих организаций определяет разные источники уплаты налогов и страховых взносов: бюджетные ассигнования, предусмотренные на эти цели в смете доходов и расходов, - в бюджетных учреждениях, выручка от реализации продукции, работ и услуг – в организациях иных организационно-правовых форм. Начисленные в соответствии с налоговым законодательством суммы единого социального налога и страховых взносов в полном объеме перечисляются в бюджеты Пенсионного фонда РФ и фондов обязательного медицинского страхования. Единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования РФ, перечисляется в виде разницы между суммой начисленного единого социального налога и произведенный организацией расходов по выплате различных пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам и др.), предусмотренных законодательством.

Финансовые отношения  между некоммерческой организацией и трудовым коллективом опосредуют распределение выручки от реализации продукции (работ, услуг), формирование и использование фондов оплаты труда, фондов целевого назначения (материального стимулирования, производственного и социального развития) в бюджетных учреждениях, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и в некоммерческих организациях иных организационно -  правовых форм.

 

2. Финансовые ресурсы некоммерческих предприятий.

Финансы некоммерческих организаций иных (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм имеют ряд особенностей, связанных с правовым статусом организации, имущественными правами, с целью ее деятельности, порядком распределения доходов.

Источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций  различных организационно-правовых форм, определенные законодательством, единые. Ими являются:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • бюджетные субсидии в рамках утвержденных целевых программ;
  • другие, не запрещенные законом поступления.

К источникам формирования финансовых ресурсов, отражающим специфику  разных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, относятся:

1. Взносы учредителей.

Размер и порядок внесения взносов  определяются учредительными документами.

2. Вступительные,  членские и паевые взносы.

Данные средства формируются только в организациях, имеющих членство (потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)).

Вступительные взносы предназначены  для первоначального накопления основных и оборотных средств. Членские взносы служат для покрытия административно-хозяйственных и иных расходов, связанных с деятельностью организации. Вступительные и членские взносы не подлежат возврату при выходе участников из некоммерческой организации.

Паевые взносы  являются одним из основных источников формирования имущества только потребительских  кооперативов. Взнос в паевой фонд может осуществляться деньгами, ценными  бумагами, земельным участком, другим имуществом, имущественными правами, имеющими денежную оценку.

3. Добровольные  взносы и пожертвования.

Данный источник доходов характерен для общественных объединений, благотворительных фондов, религиозных организаций. Для благотворительных организаций существуют следующие условия привлечения благотворительных пожертвований: не менее 80% их в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения их в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения организацией благотворительного пожертвования.

Информация о работе Финансы некоммерческих организаций