Финансы некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 16:52, реферат

Описание

Формирование финансовой стратегии крайне важно для обеспечения эффективного развития предприятия, потому что:
обеспечивает четкую взаимосвязь текущего, стратегического и оперативного управления;
позволяет оценить финансовые ресурсы предприятия;
дает возможность маневрирования финансами и, соответственно, обеспечивает реализацию новых инвестиционных возможностей;
обеспечивает механизм реализации долгосрочных целей с учетом неподвластных предприятию внешних факторов, что минимизирует негативные, для деятельности предприятия, последствия;

Работа состоит из  1 файл

финансы предприятия.docx

— 70.99 Кб (Скачать документ)

Финансовая стратегия  предприятия – это обобщающая модель последовательных мероприятий, направленных на достижение целей в  рамках корпоративной стратегии  за счет согласования, распределения  и использования финансовых ресурсов.

 
Формирование финансовой стратегии  крайне важно для обеспечения  эффективного развития предприятия, потому что:

  • обеспечивает четкую взаимосвязь текущего, стратегического и оперативного управления;
  • позволяет оценить финансовые ресурсы предприятия;
  • дает возможность маневрирования финансами и, соответственно, обеспечивает реализацию новых инвестиционных возможностей;
  • обеспечивает механизм реализации долгосрочных целей с учетом неподвластных предприятию внешних факторов, что минимизирует негативные, для деятельности предприятия, последствия;
  • позволяет воочию сравнивать преимущества финансовой деятельности предприятия и ближайших конкурентов.

На формирование финансовой стратегии предприятия влияют:

· общие факторы: основные цели и направление деятельности, итоги управленческого анализа  деятельности, использование ресурсов, внешняя среда и т.д.;

· специфические факторы: налоговая политика государства, уровень  инфляции, уровень колебания валютных курсов и мировых цен и т.п.

В основе разработки финансовой стратегии предприятия лежат  основные принципы:

  • предприятие рассматривается в аспекте способной к самоорганизации открытой социально-экономической системы;
  • финансовая стратегия должна быть согласована с основными целями и направлениями операционной деятельности предприятия;
  • направленность на предпринимательскую (с активным поиском эффективных управленческих решений) структуру стратегического управления финансовой деятельности;
  • идентификация доминантных сфер финансовой стратегии, в долгосрочной перспективе направленных на увеличение рыночной стоимости предприятия;
  • высокий уровень гибкости формируемой финансовой стратегии;
  • альтернативность финансовой стратегии, т.е. поиск возможностей и применение оптимальных альтернативных методов финансовой деятельности;
  • постоянное применение достижений технологического прогресса в финансовой стратегии предприятия, что гарантировано ведет к обеспечению на рынке роста конкурентной позиции предприятия;
  • в процессе принятия стратегических финансовых решений (и особенно в период роста инфляции и колебаний ставки процента) учитывается уровень финансового риска;
  • привлечение к формированию финансовой стратегии предприятия финансовых менеджеров, владеющих методами финансового контроля, принципами стратегического планирования и т.д.;
  • формирование эффективной финансовой стратегии предприятия влечет изменение организационной культуры и структуры управления.

Механизм формирования финансовой стратегии предприятия может  быть представлен поэтапно.

На первом этапе необходимо определить продолжительность периода  формирования финансовой стратегии  предприятия. Важным условием при этом, наряду с продолжительностью формирования корпоративной стратегии развития, служат прогноз развития экономики (в целом и с учетом отраслевой принадлежности), стадия жизненного цикла  и размер предприятия.

На втором этапе проводится исследование и анализ факторов внешней  финансовой среды. Итогом проведенного мониторинга является прогноз конъюнктуры  финансового рынка в разрезе  сегментов рынка, взаимосвязанных  с прогнозируемой финансовой деятельностью  предприятия.

Далее проводится анализ сторон предприятия, которые формируют  финансовую деятельность, где необходимо учесть не только сильные аспекты (имеет  ли предприятие достаточный потенциал, чтобы воспользоваться инвестиционными  возможностями), но и слабые (на данном этапе следует определить внутренние характеристики, ведущие к ослаблению результативности финансовой деятельности).

На следующем этапе  формирования финансовой стратегии  предприятия производится комплексная  оценка стратегической финансовой позиции, определяются основные параметры, влияющие на перспективы или ограничивающие развитие финансовой деятельности предприятия.

Основной целью последующего этапа служит определение главных  направлений финансовой деятельности предприятия (повышение рыночной стоимости  предприятия и благосостояния собственников  предприятия), поиск оптимальных  направлений формирования финансовой деятельности и конкретизация целевых  стратегических нормативов.

На следующем этапе  происходит принятие основных стратегических решений и формируется комплексная  программа стратегического финансового  развития предприятия. Затем, по системе  специальных критериев, производится оценка выработанной финансовой стратегии  и, в случае необходимости, производятся коррективы. После этого выработанная финансовая стратегия принимается  к реализации.

На заключительном этапе  выработки механизма формирования финансовой стратегии предприятия  осуществляется обеспечение реализации и организация контроля финансовой стратегии.

2. Формирование  финансов предприятия

Основой рыночных отношений  являются деньги, которые связывают  интересы продавца и покупателя товаров  и услуг. Все предприятия, функционирующие  на рынке товаров и услуг, одновременно выступают в роли продавца и покупателя.

Деньги предприятию  нужны для реализации многих функций:

регулярного приобретения производственных запасов, оплаты труда  работников предприятия, расчетов с  государством и другими предприятиями, создания различных денежных фондов. Предприятие в условиях рынка вступает, прежде всего, в финансовые отношения, что предполагает зарабатывание денежных средств и их использование на различные цели, в том числе на создание собственных денежных фондов.

Существует много  определений финансов предприятия, но всех их объединяет одно общее: вступление предприятий в финансовые отношения; формирование и использование различных  денежных фондов.

Механизм формирования и управления финансами предприятия  показан на рис. 7.2.

Финансовые  отношения с другими предприятиями  и организациями

включают в себя отношения с поставщиками, потребителями (покупателями), строительно-монтажными, транспортными и другими специализированными  организациями, почтой, телеграфом, внешнеторговыми  и другими организациями, таможней, предприятиями и фирмами иностранных  государств.

Самая большая по объему денежных платежей группа —  это отношения между предприятиями, связанные с обслуживанием платежей за материально-технические ресурсы  для осуществления производственной деятельности (сфера производства) и с реализацией готовой продукции (сфера обращения). Роль данной группы финансовых отношений наиболее существенна  и приоритетна для любого предприятия, так как сфера материального  производства в основном ответственна за создание национального дохода государства. От эффективности организации отношений  между предприятиями во многом зависят  конечные результаты их деятельности.

Финансовые  отношения внутри предприятия

включают в себя отношения между его структурными подразделениями: филиалами, цехами, участками, отделами, бригадами, а также отношения  с работниками. Отношения между подразделениями предприятия обусловлены обеспечением общего организационного и технологического единства на основе распределения средств, обслуживающих внутрипроизводственный оборот на предприятии по оплате работ и услуг, распределение прибыли, оборотных средств и др. Отношения с работниками предприятия заключаются в выплате заработной платы, премий, дивидендов по акциям, материальной помощи, а также удержании с них налогов и платежей.

Финансовые  отношения предприятий с вышестоящими организациями

включают отношения  по поводу образования и использования  централизованных фондов. Как правило, такие отношения возникают у  государственных и муниципальных предприятий и у предприятий с частным капиталом, которые входят в состав различных объединений, а также предприятий с акционерной формой собственности, объединенных в крупные предприятия посредством системы участия.

Рис. 7.2. Механизм формирования финансов предприятия

Централизация финансовых ресурсов позволяет финансировать  крупные инвестиционные проекты, пополнять  оборотные средства предприятий, проводить  научно-исследовательские работы, в  том числе и маркетинговые  исследования. Использование централизованных средств предприятиями ведется, как правило, на возвратной основе.

В последнее время  получил развитие процесс по созданию финансово-промышленных групп (ФПГ). Одной  из главных целей по созданию финансово-промышленных групп является консолидация финансовых ресурсов, образование различных  централизованных фондов для решения  крупных и долговременных проектов, а также финансовая поддержка  участников ФПГ.

Отношения с финансово-кредитной системой.

Данная группа отношений  отличается большим многообразием, и в первую очередь необходимо выделить отношения предприятия  с бюджетами различных уровней  и внебюджетными фондами, связанные  с перечислением налогов и  отчислений.

Отношения со страховыми организациями заключаются в  перечислении средств на социальное и медицинское страхование, а  также в страховании имущества  предприятия.

Финансовые отношения  предприятий с банками — это, в первую очередь, отношения по организации  безналичных расчетов и обслуживание долгосрочных и краткосрочных кредитов. Организация безналичных расчетов связана с осуществлением предприятием повседневной текущей работы. Кредиты  являются одними из главных источников пополнения оборотных средств, расширения производства, устранения временных  финансовых затруднений предприятия.

Отношения предприятия  с фондовым рынком получили развитие с появлением различных ценных бумаг. Однако в связи с тем, что рыночные отношения между предприятиями  находятся на начальных этапах развития и еще не сформирована развитая рыночная среда, фондовый рынок России еще  не оказывает достаточно ощутимого  влияния на экономическую жизнь  предприятий.

Одной из важнейших  сторон финансовой деятельности предприятий  является формирование и использование  различных денежных фондов (см. рис. 7.2).

Уставный  фонд (уставный капитал)

является одним  из основных фондов предприятия, который  формируется на стадии организации  и регистрации предприятия как  юридического лица. За счет средств  этого фонда формируются основные фонды и оборотные средства предприятия. Уставный капитал — основной источник собственных средств предприятия. Для акционерного общества величина уставного капитала соответствует  сумме выпущенных им акций, а для  государственного и муниципального предприятия — величине уставного  фонда. Величина уставного капитала отражена в учредительных документах, однако, по результатам работы за год  предприятие может увеличить  или уменьшить уставный капитал, что сопровождается внесением соответствующих  изменений в учредительные документы.

Резервный капитал —

это денежный фонд предприятия, образуемый за счет отчислений из прибыли. Главное предназначение данного денежного фонда —  для покрытия убытков, а в акционерных  обществах для погашения облигаций  общества и выкупа его акций.

Инвестиционный  фонд

решает важнейшие  задачи по развитию предприятия и  представлен в свою очередь несколькими  фондами.

Фонд накопления — средства, отчисляемые из чистой прибыли предприятия и направляемые на развитие производства.

Амортизационный фонд — средства, формируемые за счет амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов. Естественно  не каждое предприятие имеет возможность  сформировать инвестиционный фонд в  необходимых объемах для осуществления  инвестиционных программ за счет собственных  средств. В этом случае привлекаются дополнительные источники средств, например заемные.

Фонд  потребления —

это средства, направляемые из чистой прибыли предприятия на выплату дивидендов (в акционерных  обществах), единовременных поощрений, материальной помощи, оплату дополнительных отпусков работников предприятий, питания, проезда на транспорте и другие цели.

Вышеперечисленные денежные фонды относятся к постоянным денежным фондам. Наряду с постоянными  фондами на предприятии формируют  оперативные денежные фонды: фонд оплаты труда, фонд для платежей в бюджет.

Фонд оплаты труда —

это средства, предназначенные  для выплаты заработной платы  работникам предприятия. Данный фонд формируется  на предприятии один или два раза в месяц и в его основе лежит  фонд заработной платы. Каждое предприятие  определяет для себя Оптимальные  сроки выплаты заработной платы. При недостатке средств к моменту  выплаты заработной платы

предприятие вынуждено  брать кредит в банке для своевременной  выплаты заработной платы работникам.

Фонд  для платежей в бюджет —

это средства, предназначенные  для осуществления своевременных  платежей в бюджет. Своевременность  выплат из данного фонда является важным условием, так как задержки выплат предприятием в бюджет влекут за собой штрафные санкции.

Предприятие может  формировать при необходимости  валютный фонд и другие денежные фонды.

 


Информация о работе Финансы некоммерческих организаций