Чек. Коносамент. Складские свидетельства. Закладная

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 07:49, реферат

Описание

Чек (фр. chèque, англ. cheque) — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем — лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Работа состоит из  1 файл

Реферат РЦБ.doc

— 198.00 Кб (Скачать документ)

3) свидетельствует о  заключении договора морской  перевозки. 

Коносамент обычно составляется в  трех экземплярах. Все экземпляры коносамента, составляющие так называемый полный комплект, являются оригиналами, и на них ставится штамп "оригинал". После выдачи груза по одному из оригиналов остальные теряют силу, и с судоходной компании снимается всякая ответственность за товар. Когда по контракту предусматривается полный контроль над товарами, необходимо представить полный комплект коносаментов. Коносаменты составляются экспортером или транспортно-экспедиторской фирмой и представляются на подпись перевозчику. Если при приемке товара перевозчиком не было найдено никаких повреждений товара или его упаковки, то он просто подписывает коносамент. Такой коносамент называется "чистым". Если были обнаружены какие-либо повреждения, то перевозчик указывает их в коносаменте. Такой коносамент называется "нечистым" или "коносамент с оговорками". В этом случае владелец товара может понести убытки. Получатель товара, когда ему предоставляются документы к оплате, обычно желает знать, что указанный товар отгружен и направляется в его адрес. Об этом указывается пометка на коносаменте "отгружен". Иногда на коносаменте стоит отметка "принят к отгрузке". В этом случае существует риск того, что товар находится еще в порту, дожидаясь следующего судна. Коносамент с такой отметкой содержит специальную оговорку.

Существует несколько разновидностей коносамента. Классическим является ордерный коносамент (to order bill of lading), в котором указывается “грузополучатель "ХХХ" или по его приказу“, что означает, что грузополучатель "ХХХ" может передать коносамент и соответственно право на груз другому лицу с помощью передаточной надписи - индоссамента - и вручения. Количество индоссаментов не ограничено. Это свойство коносамента в качестве товарораспорядительного документа широко применяется в международной торговле, позволяя перепродать груз во время его следования.

Кроме того, различают следующие виды коносаментов:

1. Бортовой (shipped). Когда судовладелец выдает бортовой коносамент, он признает, что груз погружен на борт судна.

2. Коносамент для погрузки на борт судна (received for shipment). Данный коносамент подтверждает, что товары приняты для погрузки, т.е. доставлены под его охрану. После погрузки на борт судна судовладелец выдает бортовой коносамент либо связывает документ в порту отгрузки с названием судна, датой отгрузки, указав, что товары уже находятся на борту. При этом документ должен обладать теми же характеристиками, что и бортовой коносамент.

3. Чистый коносамент (clean bill of lading ). Коносамент, в котором нет никаких дополнительных оговорок или пометок, прямо констатирующих дефектное состояние товара и/или его упаковки. Обычно в чистом коносаменте говорится, что полученные товары находятся во внешне (аpparent) хорошем состоянии. Когда установлена аккредитивная форма расчета, в условиях документарного аккредитива должно быть определено, что коносамент должен быть чистым.

4. Коносамент с оговоркой (claused) выдается тогда, когда судовладелец отмечает в нем обстоятельства, касающиеся видимых дефектов груза или его упаковки. Принимается банком к оплате только тогда, когда в условиях оплаты (документарном аккредитиве), точно указаны, какие оговорки или пометки допускаются.

5. Оборотный (negotiable). Коносамент, который может передаваться от одного владельца к другому. В принципе все коносаменты предназначены для того, чтобы их можно было передавать от одного лица к другому. Различие существует лишь в способах этих передач.

6. Именной коносамент. Коносамент, в котором указана фамилия получателя груза и отсутствует указание на то, что груз может быть передан по его приказу. Такой коносамент называют ещё необоротным.

7. На предъявителя. Коносамент, который передается простым вручением. На практике коносаменты на предъявителя используются редко.

8. Линейный пароходный коносамент, иногда сокращенно называемый «S. S. Co’s bill of lading», должен содержать все существующие условия договора перевозки, и третье лицо (держатель коносамента) имеет возможность узнать о них из самого документа.

9. Чартерный (фрахтовый) коносамент. Документ, в который инкорпорируются путем ссылки отдельные из условий договора перевозки (чартера). Данный документ в отличие от линейного пароходного коносамента нельзя считать документом, которым оформлен договор морской перевозки.

10. Сквозной коносамент (through bill of lading). Если морская перевозка составляет только часть общей перевозки или осуществляется двумя и более судоходными линиями, может оказаться, что отправителю удобнее получить сквозной коносамент, чем заключить договоры с несколькими перевозчиками. Грузоотправитель, выписывающий сквозной коносамент, имеет дело только с перевозчиком, который подписывает коносамент. Перевозчик предпринимает усилия по организации перегрузок с последующими перевозками. Он взимает за это дополнительную плату (фрахт). Товары считаются доставленными после передачи последующим перевозчиком товара против передачи получателем груза сквозного коносамента.

Основными реквизитами  коносамента согласно Кодексу торгового  мореплавания РФ являются (Кодекс торгового  мореплавания РФ (КТМ РФ) от 30.04.1999 N 81-ФЗ, ст. 144):

1. В коносамент должны быть включены следующие данные:

- наименование перевозчика и место его нахождения;

- наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;

- наименование отправителя и место его нахождения;

- наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;

- наименование получателя, если он указан отправителем;

- наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем;

- внешнее состояние груза и его упаковки;

- фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;

- время и место выдачи коносамента;

- число оригиналов коносамента, если их больше чем один;

- подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки.

Коносамент, подписанный  капитаном судна, считается подписанным  от имени перевозчика.

2. После того как  груз погружен на борт судна,  перевозчик по требованию отправителя выдает ему бортовой коносамент, в котором в дополнение к данным, предусмотренным пунктом 1, должно быть указано, что груз находится на борту определенного судна или судов, а также должны быть указаны дата погрузки груза или даты погрузки груза.

В случае, если перевозчик до погрузки груза на борт судна  выдал отправителю коносамент на принятый для перевозки груз или  иной относящийся к данному грузу  товарораспорядительный документ, отправитель  должен по просьбе перевозчика возвратить такой документ в обмен на бортовой коносамент.

Перевозчик может удовлетворить  требования отправителя к бортовому  коносаменту посредством дополнения любого ранее выданного документа  при условии, если дополненный таким  образом документ включает в себя все данные, которые должны содержаться в бортовом коносаменте.

 

Складские свидетельства

 

Складское свидетельство — это документ (ценная бумага), выдаваемый товарным складом в подтверждение того, что товар принят на хранение с зафиксированным и соответственно удостоверенным количеством и качеством с обязательством выдать его в случае предъявления складского свидетельства и оплаты услуг хранения в соответствии с согласованными тарифами.

Складское свидетельство  относится к товаросопроводительным документам и передается в порядке индоссамента. Оно используется при получении кредита, при продаже и залоге товара.

Складское свидетельство  является далеко не новым финансовым инструментом. Обращение складских  свидетельств имеет широкое распространение  за рубежом. В дореволюционной России около 70% оборота рынка ценных бумаг приходилось на складские свидетельства в силу их универсальности: они одновременно товаросопроводительный документ и ценная бумага, обращающаяся на рынке.

Основные правовые положения  складского свидетельства установлены ПК РФ (ст. 912-917). В ряде субъектов РФ приняты нормативные документы, регламентирующие обращение складских свидетельств. Ведется разработка Федерального закона "О двойных и простых складских свидетельствах" и временного положения "О выдаче и обращении складских свидетельств", которое предполагается утвердить Постановлением Правительства РФ.

Ассоциация участников вексельного рынка разработала  базовый стандарт AVBEP "О применении складских и залоговых свидетельств". Для информационной поддержки рынка складских свидетельств эта ассоциация открыла специальный сайт в Интернете "Торговая система". Любое лицо может вводить заявки на продажу или обмен имеющихся у него складских свидетельств.

ГК РФ предусмотрено  обращение складских свидетельств двух типов:

- простое складское свидетельство (ПСС), выдаваемое на предъявителя;

- двойное складское свидетельство (ДСС) - именное свидетельство, состоящее из двух частей - складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта).

Простое складское  свидетельство удостоверяет принятие складом на ответственное хранение товара определенного качества. Согласно Гражданскому кодексу, оно является ценной бумагой.

В развитых странах посредством  складских свидетельств или расписок обращается значительное количество товаров. Такая форма оборота позволяет продавать товар и привлекать кредиты под его залог, проводить с товаром биржевые торги. При этом товар не нужно физически перемещать – он все время находится на надежном товарном складе.

Складские свидетельства  – неэмиссионные ценные бумаги, поэтому операции с ними не подпадают под действие Федерального Закона «О рынке ценных бумаг» и не являются объектом контроля Федеральной службы по финансовым рынкам. Складские свидетельства упоминаются в статьях 886–922 Гражданского кодекса РФ, но он оговаривает лишь право складских свидетельств на существование и содержит основные правовые нормы, характеризующие простые и двойные складские свидетельства. Однако механизм оборота этих бумаг, лицензирования товарных складов и обеспечения добросовестности действий участников рынка законодательно не прописан. Этим деталям посвящен проект Федерального Закона «О двойных и простых складских свидетельствах». Проект был принят Государственной думой в окончательном, третьем чтении еще в апреле 2001 г., но отклонен Советом Федерации и до сих пор находится на рассмотрении согласительной комиссии.

Причиной отклонения стало несовершенство законопроекта. Принятие данного акта необходимо для  устранения пробелов в законодательстве, регулирующем сферу правоотношений, связанных со складскими документами, являющимися ценными бумагами.

Итак, простое складское  свидетельство - это один из складских документов, выдаваемый товарным складом при приеме товара на хранение. Данное свидетельство представляет собой товарораспорядительную ценную бумагу на предъявителя и применяется в соответствии ст. 912-917 ГК РФ. Держатель свидетельства имеет право распоряжаться хранящимся на складе товаром в полном объеме. Передача простого складского свидетельства другому лицу возможна с целью передачи товара, хранящегося на складе. Передача свидетельства осуществляется без нанесения на нем передаточной надписи. Причем сданный на склад под складское свидетельство товар одновременно с этим не может быть отчужден без надлежащей передачи ценной бумаги. Таким образом, операции со складским свидетельством напрямую связаны с операциями  с самим товаром, хранение которого оформлено указанным документом. Передача покупателю данного документа свидетельствует о возникновении у него права собственности на товар, если в договоре нет специальных указаний об ином моменте перехода прав собственности, предусмотренном ст. 223 и 224 ГК РФ.

Как и у любой другой ценной бумаги, у складского свидетельства  существует ряд реквизитов, установленных  законодательством и без которых оно не может иметь соответствующий статус. Согласно ст. 917 ГК РФ к ним относятся:

- наименование и место нахождения товарного склада, принявшего товар на хранение;

- текущий номер складского свидетельства по реестру склада;

- наименование и количество принятого на хранение товара - число единиц и (или) товарных мест и (или) мера (вес, объем) товара;

- дата выдачи складского свидетельства;

- указание на то, что свидетельство выдано на предъявителя.

Специалисты отмечают, что  интерес к операциям со складскими свидетельствами стал проявляться после августовского кризиса 1998 года, когда наиболее остро встал вопрос неплатежей. Известно, что одной из причин взаимных неплатежей в России является и искусственно поддерживаемый дефицит рублевой денежной массы в обращении. По оценкам некоторых экономистов, обеспеченность российской экономики денежными средствами составляет около 16% к объему ВВП, когда для нормального функционирования расчетных отношений в стране необходимо как минимум 30%. Дефицит денежных средств в обращении усугубляется также их неравномерным территориальным и отраслевым распределением. В сфере промышленного производства наблюдается острейший дефицит оборотных денежных средств.

Информация о работе Чек. Коносамент. Складские свидетельства. Закладная