Бюджетный контроль. Цели и задачи бюджетного контроля. Бюджетный процесс развитых зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:03, контрольная работа

Описание

Нарушения и злоупотребления в финансовой, бюджетной сфере не имеют ни хронологической привязки, ни национальных корней. Во-первых, потребности любого государства, как правило, превышают его финансовые возможности, и у чиновников нередко возникает соблазн быстро, в обход парламента и закона, перераспределить средства в пользу «неотложных» нужд. Во-вторых, в любом обществе в той или иной степени проявляются как политические, так и коммерческие интересы различных компаний, кланов, групп, что приводит к лоббированию этих интересов в сфере экономики, приобретению различных преференций и льгот.

Работа состоит из  1 файл

Финансы и кредит.docx

— 30.35 Кб (Скачать документ)

НОУ ВПО «Балтийский Институт Экономики и Финансов» (БИЭФ)

 

Кафедра учета и управления

Специальность менеджмент организации

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: Финансы и кредит.

Вопрос № 26. Бюджетный  контроль. Цели и задачи бюджетного контроля.

Вопрос № 48. Бюджетный  процесс развитых зарубежных стран.

 

 

 

 

 

 

Студентки: Гапеевой Екатерины

                                                                     Курс, группа: 5 курс, 3709-МО      

Дата сдачи:__________________

Дата проверки:_______________

Проверил преподаватель:______

____________________________

 

 

 

Калининград 2011

  1. Вопрос № 26. Бюджетный контроль. Цели и задачи бюджетного контроля.
    1. Понятие бюджетного контроля.

 

Нарушения и злоупотребления  в финансовой, бюджетной сфере  не имеют ни хронологической привязки, ни национальных корней. Во-первых, потребности  любого государства, как правило, превышают  его финансовые возможности, и у  чиновников нередко возникает соблазн  быстро, в обход парламента и закона, перераспределить средства в пользу «неотложных» нужд. Во-вторых, в любом  обществе в той или иной степени  проявляются как политические, так  и коммерческие интересы различных  компаний, кланов, групп, что приводит к лоббированию этих интересов в  сфере экономики, приобретению различных  преференций и льгот. Вот почему с тех пор как человечество стало осознавать себя организованным сообществом и до наших дней для  любой страны остается актуальной задача создания и совершенствования системы  гласного, всеобъемлющего контроля за состоянием финансовой системы.

Конечно, в каждой стране существуют определенные отличия в  системе функционирования финансового  контроля, обусловленные историческими  традициями, социальными и экономическими особенностями. Но благодаря принятой в 1977 году Лимской декларации руководящих принципов контроля, а так же последовательной и эффективной деятельности Международной организации высших контрольных органов - ИНТОСАИ удается вырабатывать общие, единые для всех подходы, повышать роль органов финансового контроля в системе государственного управления, широко использовать наилучший опыт.

История новейшего времени  убедительно показывает, что либерализация  экономики, развитие рыночных отношений  отнюдь не отменяют для государства  необходимости строго контролировать движение денежных ресурсов. Прозрачность финансов - один из существенных признаков реальной демократии. Это особенно важно для стран с ослабленной экономикой и связанной с этим острой нехваткой средств. Здесь проблемы, как правило, усугубляются снижением доверия населения к государству, что вызывает болезненную «утечку капиталов» в другие страны, нередко - с нарушением финансового и валютного законодательства. Наконец, контролировать бюджетный процесс в этих странах (а к ним приходится отнести и Россию) важно и для того, чтобы добиваться исполнения финансовых обязательств государства в социальной сфере.

Таким образом, в условиях многоукладной экономики, многообразия форм собственности, образования фондового  рынка и рынка капиталов возникла потребность в налаживании жесткой  системы финансового контроля как  неотъемлемой части управления общественными процессами.

Финансовый контроль - это совокупность мероприятий по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности экономических субъектов с применением определенных форм и методов их организации1.

Функциональное назначение контроля заключается, прежде всего, в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики и, в конечном счете, в создании условий для стабильного развития государства.

Основная цель контроля - объективно изучить фактическое положение дел на проверяемом объекте и выявить или предупредить отрицательные моменты, негативно влияющие на исполнение управленческих решений. Особое место финансового контроля в общей системе контроля как одного из элементов системы управления обусловлено, во-первых, его спецификой, выражающейся в контрольной функции самих финансов, во-вторых, ролью финансовых отношений в рыночной экономике. Поскольку финансы пронизывают все общественное производство, все уровни хозяйствования, они являются универсальным орудием контроля.

В рыночной экономике финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности, когда на практике происходит естественное органическое взаимодействие материальных и финансовых отношений в рамках единого товарно-денежного комплекса государства.

Финансовый контроль имеет  определенную сферу применения и  целевую направленность деятельности.

Объектом финансового  контроля являются распределительные  процессы формирования и использования  финансовых ресурсов всех уровней управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Классификация видов финансового контроля.

 

Существует несколько  классификаций видов финансового  контроля по различным признакам.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают государственный, внутрихозяйственный  и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, соответствующие управления местных органов власти и др. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций  и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает  производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его  структурных подразделений.

Независимый финансовый контроль осуществляют специальные аудиторские  фирмы и службы. Контрольные и  консультационные услуги аудиторские  фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призванными способствовать повышению качества контроля, его  объективности.

По формам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов  договорных соглашений, учредительных документов и т.д.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов.

Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного  периода и финансового года в  целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет расходов бюджетных учреждений2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность, задачи и значение бюджетного контроля.

 

Бюджетный контроль - составная  часть финансово-экономического контроля, и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании  денежных фондов Российской Федерации, субъектов Федерации и местных  органов самоуправления, выявлении  резервов увеличения поступлений доходов  в бюджет, улучшении бюджетной  дисциплины. В условиях рыночной экономики, когда усложняются межбюджетные отношения, усиливается роль налогов  как основного источника формирования доходной базы бюджета, многократно  возрастает значимость бюджетного контроля. Его значение заключается в содействии успешной реализации бюджетной политики государства, в обеспечении процесса формирования и эффективного использования денежных средств.

Задачами бюджетного контроля являются:

· обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;

· соблюдение налогового и бюджетного законодательства;

· контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;

· проверка эффективности  и целевого использования бюджетных  средств и средств внебюджетных фондов;

· улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;

· выявление резервов роста  доходной базы бюджетов разных уровней;

· контроль за реализацией системы межбюджетных отношений;

· проверка обращения средств  бюджета и внебюджетных фондов в  банках и других кредитных учреждениях;

· контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;

· пресечение незаконных по предоставлению налоговых льгот, государственных  дотаций, субвенций, трансфертов и  другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;

· выявление расточительства  и финансовых злоупотреблений, принятие адекватных мер наказания к виновным лицам;

· проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины3.

Хотя государственный  бюджетный контроль охватывает только общественный сектор экономики, он, как  видно из перечня задач распространяется и на частнопредпринимательскую  деятельность при проверке правильности составления налоговых расчетов и деклараций; при выполнении предприятиями  государственных заказов, финансируемых  из бюджета; при предоставлении предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, а также налоговых  льгот (скидок, вычетов, налоговых кредитов и т.д.). Следовательно, объектом бюджетного контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим определяется роль и значение бюджетного контроля как важнейшего элемента государственного контроля и управления.

 

 

    1. Система бюджетного контроля.

 

В систему финансового контроля входят:

1. управленческо-финансовый  контроль, осуществляемый всеми  структурными подразделениями предприятия;

2. отдельные независимые  от учетно-финансовой службы специализированные  подразделения внутреннего аудита.

Систему финансового контроля целесообразно рассматривать как  систему внутреннего финансового  контроля, принимая во внимание тот  факт, что объектом совершения в  данной работе выступает система  финансового планирования, замкнутая в рамках предприятия.

К элементам внутреннего  финансового контроля можно отнести:

-элементы входа (информационное обеспечение контроля);

-центры ответственности;

-технику контроля (информационно-вычислительная техника и технология);

-процедуры контроля;

-среду контроля;

-систему учета;

-элементы выхода (информация  об объекте управления, полученная  в результате контроля)4.

Перечисленные элементы системы  контроля составляют в совокупности механизм бюджетного контроля. Наиболее существенными элементами контроля, от которых зависит эффективность  проводимых контрольно - ревизионных мероприятий, являются субъекты контроля, объект, процесс и методика контроля. Конечно же, все это должно опираться и регламентироваться нормативными юридическими документами, которые в совокупности образуют Финансовое (бюджетное, налоговое) право.

Информационная база внутреннего  финансового контроля создается  в процессе финансового планирования и затем используется в целях  контроля в ходе исполнения финансовых планов. Техника контроля представляет собой содержание, внутреннюю сторону  системы финансового планирования, она должна подлежать реформированию в первую очередь. Процедуры финансового  контроля могут быть представлены в виде следующего алгоритма:

1. определение и документальное  закрепление порядка деятельности  конкретного состава работников  в процессе планирования и контроля на предприятии.

2. определение первичных  документов, в которых отражаются  данные об исполнении соответствующими  работниками своих функций и  о реализации планов соответствующих  финансовых или хозяйственных операций.

3. выбор порядка движения документов.

4. определение точек контроля  для оценки различных аспектов  реализации конкретных финансовых  или хозяйственных операций и  оценки наличия и состояния  оценки ресурсов предприятия;  установление контролируемых параметров  объектов контроля, установление  критических точек контроля, где  риск возникновения ошибок и искажений особенно велик.

5. выбор методов проведения контроля.

Среда внутреннего контроля определяется как внутренними, так  и внешними факторами. В числе  внутренних факторов можно выделить следующие:

-стиль работы руководителей  (включая конкретные действия  по организации на предприятии системы внутреннего контроля);

-организационный статус отдела внутреннего контроля;

-определение и документальное закрепление процедур контроля;

-налаженность системы  информационного обеспечения управления;

-изучение руководителями  выявленных в результате контроля  отклонений, своевременность принятия  ими решений по данным отклонениям.

Информация о работе Бюджетный контроль. Цели и задачи бюджетного контроля. Бюджетный процесс развитых зарубежных стран