Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 23:17, курсовая работа
В последнее десятилетие XX в. Россия прошла достаточно мучительный путь от централизованной административно-плановой экономики к экономике с характерными рыночными чертами. В настоящее время около 75% общего объема ВВП производится в негосударственном секторе экономики. Доля продукции, цены и тарифы на которую регулируются на федеральном уровне, не превышает 18-20% объема ВВП. Активизировалось участие России в формировании конъюнктуры на мировых рынках товаров, капиталов и услуг. Критическая масса осуществленных изменений сделала результаты реформ необратимыми.
Введение 
1.Основные  характеристики периода докризисной  экономики………………..4
1.1 Год  1999- первый посткризисный……………………………………………6
1.2 Реальный сектор экономики………………………………………………….8
1.3 Макроэкономические показатели………………………...………………...11
1.4 Активизация деловой активности………………………………………..…12
1.5 Результаты и перспективы………………………………………...………...13
2. Бюджетное послание президента РФ…………………………………..……20
2.1 Первая волна кризиса и временная стабилизация………………...……….26
2.2 Вторая волна кризиса …………………………………..………………..….26
3. Третья  волна кризиса или восстановительный  рост…………………..…....29
Заключение
Список  используемой литературы
Академия маркетинга и социально-информационных технологий
Факультет 
среднего профессионального образования 
 
Курсовая работа
по дисциплине: 
"Бюджетная система Российской 
Федерации" 
на тему: «Развитие бюджетного процесса в послекризисный период»
  
Выполнила
Студентка 3 курса группы 09-СПО-Ф
Специальности "Финансы по отраслям"
Мазнова Екатерина Андреевна
Руководитель
      Александрова 
Лариса Павловна 
 
Работа защищена
С оценкой 
___________   «___»  ___________________2012 г 
Руководитель ___________ ______________
                              
 
Краснодар, 2012
Содержание
Введение
1.Основные 
характеристики периода 
1.1 Год 
1999- первый посткризисный…………………………
1.2 Реальный сектор экономики………………………………………………….8
1.3 Макроэкономические 
показатели………………………...………………..
1.4 Активизация деловой активности………………………………………..…12
1.5 Результаты 
и перспективы………………………………………...…
2. Бюджетное послание президента РФ…………………………………..……20
2.1 Первая волна кризиса и временная стабилизация………………...……….26
2.2 Вторая волна кризиса …………………………………..………………..….26
3. Третья 
волна кризиса или 
Заключение
Список используемой литературы
Введение 
     В 
последнее десятилетие XX в. Россия прошла 
достаточно мучительный путь от централизованной 
административно-плановой экономики к 
экономике с характерными рыночными чертами. 
В настоящее время около 75% общего объема 
ВВП производится в негосударственном 
секторе экономики. Доля продукции, цены 
и тарифы на которую регулируются на федеральном 
уровне, не превышает 18-20% объема ВВП. Активизировалось 
участие России в формировании конъюнктуры 
на мировых рынках товаров, капиталов 
и услуг. Критическая масса осуществленных 
изменений сделала результаты реформ 
необратимыми. 
Россия вступила в 2000 г. в условиях заметного 
оживления экономики, преодолев наиболее 
острые последствия финансово-экономического 
кризиса 1998 г. 
Восемь лет рыночных преобразований в 
России существенно изменили не только 
экономический уклад страны, но и создали 
уже значительный клаcс собственников 
и менеджеров, заинтересованных в долговременном 
подъеме экономики, готовых находить эффективные 
решения даже в условиях относительно 
неблагоприятной экономической ситуации. 
Однако финансово-экономический кризис, 
острая фаза которого пришлась на лето 
- осень 1998 г., высветил фундаментальные 
проблемы российской экономики, складывавшиеся 
продолжительное время.
     1.ОСНОВНЫЕ 
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРИОДА 
     В 
целом докризисный период российской 
экономики может быть условно 
поделен на два этапа: 
    На первом этапе (1992-1994 гг.) осуществились 
основные реформы в соответствии с базовыми 
принципами рыночной экономики: либерализация 
цен, хозяйственной и внешнеэкономической 
деятельности, приватизация, демонополизация. 
Одновременно неустойчивая, непоследовательная 
денежно-кредитная политика, при которой 
периоды ужесточения (зима - весна 1992 г., 
осень 1993 г., осень 1994 г.) сменялись периодами 
умеренно мягкой политики (лето - осень 
1992 г., весна 1993 г., весна - лето 1994 г.), а также 
социально-политические коллизии 1993-1994 
гг. не способствовали макроэкономической 
стабилизации, прекращению спада производства. 
В 1994 г. объем промышленного производства 
составил 56% от уровня 1991 г. и 51% от уровня 
1990 г. Уровень потребительских цен возрос 
за 3 года в 773 раза. 
    Переломным моментом можно считать валютно-финансовый 
кризис осени 1994 г. и объявление Правительством 
РФ в октябре того же года о начале нового 
этапа финансовой стабилизации: правительство 
отказывается от использования кредитов 
Центрального банка для финансирования 
дефицита бюджета и переходит с этой целью 
к заимствованиям на внутреннем и внешнем 
рынках. 
    Переход с 1995 г. к новой денежно-кредитной 
политике Правительства РФ и Банка России 
- второй этап докризисного периода - требовал 
адекватных и комплексных действий во 
всех сферах экономики и финансов. 
    Отказ Правительства РФ от кредитования 
Центробанком и переход на использование 
механизма внутренних и внешних заимствований 
предполагали существенное сокращение 
нагрузки на бюджеты всех уровней. Однако 
все последующие годы постоянно откладывалось 
реальное осуществление необходимых структурных 
реформ и реформы бюджетной сферы. 
    Текущие проблемы, в том числе сокращение 
задолженности бюджетов по заработной 
плате, возросшей в несколько раз в первом 
полугодии 1996 г., поддержка агропромышленного 
комплекса и др., решались за счет нарастания 
государственного долга, что резко сокращало 
объемы собственных и заемных средств 
для инвестиций и обновления технологий. 
    Все нарастающая система ГКО и ее обслуживание 
нарушили баланс потоков между реальным 
и финансовым секторами экономики. В 1998 
г. уже более половины доходов федерального 
бюджета, создаваемых в конечном счете 
реальным сектором экономики, уходило 
в финансовый сектор в виде обслуживания 
государственного долга, что истощало 
реальный сектор, подрывало базу для его 
долгосрочного роста, хотя внутрипроизводственные 
и институциональные основы для роста 
были созданы уже к 1997 г. 
    Чрезмерное использование внешних заимствований 
и энергосырьевая структура экспорта 
обусловили высокую степень уязвимости 
российской экономики по отношению к изменениям 
на мировых товарных и финансовых рынках. 
    Резко усилилось структурное несоответствие 
между конечным спросом и производством, 
характеризующееся значительно более 
глубоким спадом производства по сравнению 
с потреблением: при сокращении в 1992-1998 
гг. ВВП почти на 40% объем розничной торговли 
снизился лишь на 4,5%. В условиях, когда 
капитальные вложения и государственные 
закупки сократились до критических размеров, 
умеренная динамика потребления населения 
поддерживалась за счет импорта, его масштабы 
зависели от экспорта сырья и энергоносителей, 
производство же для внутреннего рынка 
сокращалось. 
    В условиях ухудшения торгового и платежного 
балансов страны в 1997 г. и первой половине 
1998 г. осуществлялась политика удержания 
курса рубля в рамках объявленного коридора 
в ущерб другим параметрам рынка. 
    Из-за нереально высокого курса рубля 
снижалась конкурентоспособность российской 
продукции на внешних и внутренних рынках, 
углублялось противоречие между возможностями 
производства и спросом на отечественную 
продукцию. 
    Сокращающийся приток валюты в результате 
ухудшения платежного баланса уже не обеспечивал 
потребность даже в постоянном по масштабу 
вывозе капитала. Дополнительный кредит 
МВФ, полученный в июле 1998 г., уже не мог 
смягчить эту проблему. 
    Правительство в условиях ослабления 
воли государства уже не могло или не способно 
было решить эти противоречия. Эти противоречия 
должны были разрешиться кризисом, последствия 
которого, прежде всего значительное падение 
уровня жизни населения и дальнейшее ухудшение 
инвестиционного климата, послужили платой 
за их отложенное решение. 
    Вместе с тем Правительство РФ в целом 
смогло правильно оценить сложившуюся 
после кризиса ситуацию, которая кардинально 
отличалась от докризисной. Экономическая 
политика, проводимая после кризиса 1998 
г., и ряд благоприятных внешнеэкономических 
факторов, сложившихся в 1999 г., позволили 
избежать варианта развития событий по 
худшему сценарию и укрепить предпосылки 
для последовательной нормализации экономической 
ситуации в стране. 
     1.1 
Год 1999- первый посткризисный     
     Итоги 
1999 г. подтвердили сохранение тенденции 
непрерывного улучшения экономической 
и финансовой ситуации, сформировавшейся 
в начале 1999г. 
    Рост промышленного производства составил 
8,1%. При этом промышленный подъем сопровождался 
качественными изменениями в области 
финансов предприятий: значительным ростом 
прибыли, сокращением количества убыточных 
предприятий, увеличением оборотных активов 
промышленных предприятий в денежной 
форме. 
    После длительного периода спада в 1999 
г. отмечен рост инвестиций в основной 
капитал, прежде всего за счет собственных 
средств предприятий. Наблюдается оживление 
в жилищном строительстве. 
    Значительно улучшилась динамика поступлений 
доходов в бюджет. Снизилась задолженность 
по выплатам заработной платы, полностью 
погашена задолженность по выплатам пенсий. 
Сократилась численность безработных. 
    Достигнуты высокие объемы сальдо внешнеторгового 
баланса. Это позволяло поддерживать относительную 
стабильность на валютном рынке и производить 
минимально необходимые платежи по обслуживанию 
внешнего долга даже при отсутствии внешних 
займов. 
    Позитивным изменениям в экономике (в 
первую очередь улучшению торгового баланса 
и промышленному росту) способствовали 
изменение соотношения рубля и базовых 
мировых валют в ходе девальвации рубля 
и улучшение конъюнктуры внешних рынков. 
С августа 1999 г. стоимостной объем экспорта 
начал превышать уровень соответствующего 
месяца предыдущего года. 
    Существенное значение имели меры по стабилизации 
социально-экономической ситуации, принятые 
Правительством РФ и Банком России в посткризисный 
период:
     1.2 
Реальный сектор экономики     
     Объем 
промышленного производства увеличился 
в 1999 г. к предыдущему году на 8,1% (рис. 
1). 
    Вместе с тем рост промышленного производства 
в значительной степени компенсировал 
его спад, допущенный в 1998 г. (на 5,2% относительно 
1997 г.). По сравнению с 1997 г. объем промышленного 
производства в 1999 г. увеличился на 2,5%. 
    Предпосылки оживления промышленного 
производства сложились после резкой 
девальвации рубля, создавшей благоприятные 
возможности для роста экспорта и снижения 
конкурентоспособности импортных товаров 
на российском рынке. 
На рост промышленного производства оказали 
воздействие следующие основные факторы:
     1.3 
Макроэкономические показатели 
     Начиная 
с марта 1999 г. сохранялись умеренные 
темпы инфляции: в пределах 2-3% в 
месяц, а с августа - 1,2-1,5%. 
    Это было обусловлено достаточно взвешенной 
финансовой и денежно-кредитной политикой, 
а также ограничениями со стороны платежеспособного 
спроса населения. В целом за 1999 г. прирост 
цен на потребительском рынке составил 
36,5%. 
    Цены производителей промышленной продукции 
выросли за 1999 г. на 67,3%. 
    На более высокой динамике цен в промышленности 
сказывались расширение спроса на отечественную 
продукцию вследствие активного импортозамещения, 
рост поставок на экспорт, повышение цен 
мировых рынков на нефть и нефтепродукты, 
цветные металлы и ряд других видов товаров 
российского экспорта. 
    Вместе с тем с августа 1998 г. по декабрь 
1999 г. темп инфляции в промышленности был 
все еще заметно ниже, чем на потребительском 
рынке (примерно 2,07 раза против 2,42 раза) 
(рис. 2). 
    Итоги исполнения федерального бюджета 
показывают существенные позитивные сдвиги 
в этой сфере в 1999 г. Впервые за последние 
годы бюджет исполнен с перевыполнением: 
по оценкам Минфина, доходы федерального 
бюджета составили 13,7% от ВВП, что примерно 
на 1,5 процентных пункта выше, чем в 1998 
г., и на 29,1% выше годового планового задания 
по доходам; первичный профицит бюджета 
составил 2,4% от ВВП и превысил на 0,4% от 
ВВП целевой показатель, предусмотренный 
Заявлением Правительства РФ и Банка России 
об экономической политике в 1999 г. 
    Мобилизации значительных средств в бюджет 
способствовали улучшение финансового 
состояния предприятий, увеличение доходов 
экспортеров, дополнительное налогообложение 
экспорта, увеличение ставок косвенных 
налогов, улучшение налогового администрирования, 
а также перераспределение части налогов 
между федеральным и региональными бюджетами. 
    В 1999 г. Банк России проводил умеренно 
жесткую денежно-кредитную политику. В 
условиях роста спроса на национальную 
валюту объем денежной массы (агрегат 
М2, национальное определение) возрос на 
57% (в реальном выражении - на 15%) (рис. 3). 
    При этом произошли позитивные сдвиги 
в структуре денежной массы: при сокращении 
удельного веса наличных денег в обращении 
увеличилась доля банковских депозитов 
- менее ликвидного компонента денежной 
массы. 
    
     Опережающий 
рост средств на счетах предприятий 
и организаций был обеспечен 
позитивными тенденциями в 
    В условиях стагнации альтернативных 
секторов финансового рынка существенно 
возросший уровень ликвидности банковской 
системы оказывал давление на курсовую 
динамику. Официальный курс доллара к 
российскому рублю в номинальном выражении 
повысился за год на 30,8%. Индекс реального 
курса доллара к рублю, рассчитываемый 
с учетом инфляции, снизился на 1,5%. 
    Впервые за годы реформ в целом за 1999 г. 
достигнут рост инвестиций в основной 
капитал, объем которых составил к предыдущему 
году 104,5%. Это обусловлено увеличением 
капитальных вложений за счет собственных 
средств предприятий и иностранных инвестиций 
в российскую экономику. 
    Вместе с тем долгосрочные инвестиции 
продолжают сдерживаться высокими рисками 
и неприемлемой для большинства предприятий 
реального сектора стоимостью кредитных 
ресурсов. Несмотря на происходящий рост 
реального предложения денег в экономике, 
период активного инвестирования их в 
производство банками еще не наступил. 
В реальном выражении (с учетом инфляции) 
докризисный уровень кредитования банками 
производства не восстановлен. 
    Сложившаяся динамика инвестиций не обеспечивает 
простого воспроизводства основного капитала. 
Прогрессирует процесс старения основных 
фондов.
Информация о работе Развитие бюджетного процесса в послекризисный период