Бюджетное и внебюджетное финансирование учреждений физической культуры и спорта: проблемы и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение и определение сущности бюджетного и внебюджетного финансирования учреждений, выявление проблем и нахождение путей их решения.
Задачи работы:
1) раскрыть сущность, методы и принципы бюджетного финансирования;
2) рассмотреть формы бюджетного финансирования;
3) изучить механизм финансирования социальной сферы;
4) провести анализ финансирования учреждений физической культуры и спорта;
5) проанализировать проблемы финансирования социальной сферы и выявить пути их преодоления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. Понятие и сущность бюджетного финансирования
1.1 Понятие, принципы и методы бюджетного финансирования
1.2 Формы бюджетного финансирования
ГЛАВА 2. Механизм финансирования расходов на развитие социальной сферы
2.1 Источники финансирования отраслей социальной сферы
2.2 Система финансирования через органы казначейства
2.3 Финансирование учреждений физической культуры и спорта
2.4 Проблемы финансирования социальной сферы и пути их решения
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

KURSOVAYa_fbu.doc

— 215.00 Кб (Скачать документ)

Метод финансирования на покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены продукции (услуги), широко используется в отношении зрелищных учреждений, услуги которых являются платными. Это театры, кинотеатры, художественные галереи и т.п. Поскольку эти учреждения имеют особую социальную значимость, цены на их услуги не могут быть установлены на уровне, позволяющем возмещать все затраты. Поэтому государство дотирует их деятельность из бюджета, но не в полном объеме, а в объеме тех средств, которых недостаточно для покрытия затрат. Объем этих дотаций определяется исходя из реальной разницы доходов и затрат, возникающих на конец текущего финансового года.

Финансирование капиталовложений – это предоставление денежных средств на создание новых, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Как метод бюджетного финансирования широко используется в различных отраслях народного хозяйства. При финансировании капиталовложений средства выделяются на ограниченный круг объектов, вошедший в специальный перечень строек, утвержденных Правительством РФ. Именно правительство определяет приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка за счет средств федерального бюджета. Эти средства могут предоставляться на безвозвратной и возвратной основах.

1.2 Формы бюджетного финансирования

 

Для того чтобы охарактеризовать сущность осуществления государством бюджетных расходов, необходимо их классифицировать по определенным признакам. До 1 января 2008 г. БК РФ содержал легальное разделение всех бюджетных расходов, исходя из их экономического сущности, на текущие и капитальные. Предполагалось, что капитальные расходы представляют собой средства на решение инвестиционных вопросов, которые обладают долгосрочным эффектом, текущие – обеспечивают базовые потребности бюджетного сектора и обладают краткосрочным эффектом. Однако данные статьи Бюджетного Кодекса РФ утратили силу с 01.01.2008 г. (ФЗ №63-ФЗ от 26.04.07).

В настоящее время бюджетные расходы классифицируются в зависимости от формы их осуществления. С 1 января 2008 г. бюджетное финансирование осуществляется посредством бюджетных ассигнований, которые согласно ст. 69 БК РФ они признаны единственной формой расходов бюджетов. Под ассигнованиями понимаются четко определенные суммы денежных средств, выделяемые из централизованных и децентрализованных фондов денежных средств на определенные цели. Бюджетное ассигнование представляет собой установленную бюджетной росписью на данный финансовый год предельную сумму денежных средств, направляемую из бюджета различным получателям бюджетных средств (бюджетным учреждениям и прочим), которые могут использовать данные финансовые ресурсы на определенные цели. При этом, согласно ст. 69 БК РФ существует закрытый перечень видов бюджетных ассигнований. Данная норма означает, что расходование средств бюджета как основного финансового фонда может осуществляться только в формах прямо установленных БК РФ. Выделяются следующие виды бюджетных ассигнований, направленных на:

- оказание государственных  (муниципальных) услуг, включая  целевые ассигнования на оплату соответствующих контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

- социальное обеспечение населения;

- предоставление бюджетных  инвестиций юридическим лицам,  не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

- предоставление субсидий  юридическим лицам (за исключением  субсидий государственным (муниципальным)  учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг;

- предоставление межбюджетных  трансфертов;

- предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений  субъектам международного права;

- обслуживание государственного (муниципального) долга;

- исполнение судебных  актов по искам к Российской  Федерации, субъектам Российской  Федерации, муниципальным образованиям  о возмещении вреда, причиненного  гражданину или юридическому  лицу в результате незаконных  действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Рассмотрим более подробно некоторые формы предоставления бюджетных средств.

1. Бюджетные ассигнования на оказание государственных муниципальных услуг.

Согласно ст. 6 БК РФ государственные (муниципальные) услуги – это услуги, оказываемые физическим и юридическим  лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной  власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления).

Ассигнования, которые  выделены бюджетным учреждениям  на обеспечение выполнения их функций согласно ст.70 БК РФ, расходуются исключительно на: оплату труда и денежное содержание работников этих учреждений; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; командировочные и иные выплаты работникам в соответствии с трудовыми договорами. Кроме того, бюджетные учреждения могут расходовать выделенные им бюджетные средства на оплату товаров, работ и услуг как по заключенным ими государственными контрактами, так и на основе обычных договоров гражданско-правового характера. Также производится финансирование уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации; финансирование возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается, при этом каждое бюджетное учреждение имеет свою смету, которая устанавливает объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделенных из бюджета.

Здесь также следует отметить, что бюджетные ассигнования в виде субсидий предоставляются автономным учреждениям, некоммерческим организациям, которые оказывают государственные (муниципальные) услуги. При этом для того, чтобы получить ассигнования данные учреждения должны заключить договор (соглашение) на оказание данной организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.

Бюджетные ассигнования выделяются также закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд. Данные ассигнования расходуются в следующих целях: оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам; осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий); разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа; закупки товаров в государственный материальный резерв.

2. Бюджетные ассигнования  на социальное обеспечение населения. 

Социальное обеспечение  населения является одним из самых  значимых сегментов государственных расходов, т.к. согласно ст.7 Конституции РФ: Россия является социальным государством.

Предыдущая редакция БК РФ предусматривала трансферты населению (бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий и т.п.).

В соответствии с новой  редакцией БК РФ финансирование данной функции государства осуществляется посредством бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения, а именно на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения. Расходные обязательства, предусматривающие выплаты на социальное обеспечение населения, содержатся в составе бюджета на данный финансовый год (плановый период).

Социальное обеспечение  населения также может осуществляться посредством принятия публичных нормативных обязательств. Публичные нормативные обязательства – публичные расходные обязательства публично-правового образования перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации. В отличие от обычных расходных обязательств, бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.

3. Бюджетные инвестиции  в объекты государственной и  муниципальной собственности. 

В новой редакции БК РФ была преобразована ст.79 в ней предусмотрено выделение бюджетных ассигнований в виде инвестиций государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на создание новых объектов государственной (муниципальной) собственности, а также установлен порядок использования данных инвестиций. Государственные (муниципальные) услуги оказываются в рамках государственного (муниципального) задания, представляющего собой документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг. Объектами бюджетных инвестиций могут выступать основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий. Положения, регламентирующие порядок формирования, утверждения и исполнения государственного (муниципального) задания, определены ст. 69.2 БК РФ.

 

2. Механизм финансирования расходов на развитие социальной сферы

2.1 Источники финансирования  отраслей социальной сферы

 

В современном обществе многие отрасли социальной инфраструктуры предоставляют населению бесплатные услуги за счет общественных фондов потребления, формирующихся в основном из бюджетных средств.

К социальным гарантиям, обеспечение которых возлагается  на отрасли социальной сферы, относятся, прежде всего, гарантии в области социального обслуживания, здравоохранения, образования и культуры.

Основными источниками  финансирования социальных расходов являются средства бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов социального значения. Также существуют внебюджетные источники в виде доходов получаемыми учреждениями социальной инфраструктуры в результате предпринимательской и иной деятельности приносящей доход.

Специфика финансирования объектов социальной инфраструктуры заключается  в ее дифференциации на два типа:

- отрасли, работающие  и развивающиеся за счет собственных  ресурсов и ориентированные на  хозрасчет и получение прибыли  как основной цели своей деятельности. К ним относятся торговля, общепит,  бытовое обслуживание;

- отрасли, осуществляющие свою деятельность за счет централизованных, территориальных и коллективных общественных фондов потребления. Эти отрасли полностью или частично ориентированы на бюджетные средства.

Большая часть средств  общественных фондов потребления состоит из бюджетных ассигнований, которые поступают населению по каналам федерального, региональных и местных бюджетов. Большая часть бюджетных расходов поступает через территориальные бюджеты, в основном через местные бюджеты, которые в финансировании учреждений образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства занимают главенствующее положение. Таким образом, эти бюджеты играют значительную роль в социальной защите населения, а федеральный бюджет – в финансировании искусства, средств массовой информации, высших учебных заведений, науки.

Доходы от предпринимательской  деятельности в отраслях социальной сферы в отдельных случаях  замещают недостающие бюджетные  ассигнования, в других бюджетные  средства дополняются новыми источниками.

Специфика предпринимательской деятельности в социальной сфере в основном определяется характером собственности. Являясь некоммерческими организациями, они в процессе своей деятельности вступают в экономические отношения с другими хозяйствующими субъектами и населением, осуществляют различные сделки и получают доход.

Согласно Бюджетному Кодексу РФ бюджетное учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнений функций  которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг  физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. [2. Ст.6]

Из определения видно, что основные цели деятельности бюджетных  учреждений – это оказание государственных услуг. Учреждения не должны создаваться для получения прибыли – ведь услуги ими оказываются бесплатно или по утвержденным тарифам. Но эти тарифы тем не менее формируют доходную часть бюджета.

Гражданский кодекс РФ допускает, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ). Но это возможно в той мере, в какой помогает достижению целей, ради которых они созданы. Предпринимательская деятельность должна соответствовать основным целям создания некоммерческой организации. Следовательно, такая деятельность может быть только факультативной и никак не основной.

Наряду с возможностью вести предпринимательскую деятельность в некоторых случаях законодательство содержит прямой запрет на нее.

Например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 запрещает всем федеральным службам по надзору  оказывать платные услуги. [9. п.4]

Эта норма права получила развитие и в других нормативных  актах в отношении конкретных федеральных служб. Так, например, Федеральное казначейство не вправе оказывать платные услуги (п. 7 Положения о Федеральном казначействе).

Аналогичная норма установлена  постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 и для Федеральной  таможенной службы.

Некоторым бюджетным  учреждениям разрешено осуществлять деятельность, приносящую доход. Это, например, учреждения здравоохранения и образования.

Предпринимательская деятельность может осуществляться учреждением, если в учредительных документах это специально отражено. В этом случае доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Такое правило установлено статьей 298 Гражданского кодекса РФ.

Информация о работе Бюджетное и внебюджетное финансирование учреждений физической культуры и спорта: проблемы и пути их решения