Бюджетирование и контроль затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 10:55, курсовая работа

Описание

Цели составления смет следующие:
• помощь планированию ежегодных операций;
• координация деятельности различных подразделений предприятия и обеспечение гармоничности их функционирования;
• доведение планов до руководителей различных центров ответственности;
• стимулирование (мотивация) деятельности руководства по достижению целей организации;

Содержание

Введение 3
1 Виды планирования 7
2 Бюджет, его содержание, функции бюджета 8
3 Составление главного бюджета 13
3.1 Разработка оперативного бюджета 13
3.2 Разработка финансового бюджета 19
4 Контроль за исполнением бюджета 23
Заключение 29
Список использованных источников 30

Работа состоит из  1 файл

Бюджетирование и контроль затрат.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

     Задача  предварительного контроля финансовых средств — обеспечить платежеспособность предприятия, проведение эффективной политики по привлечению заемных средств, размещению свободных денежных средств и оптимизации их остатка в кассе и на расчетных счетах.

     Особую  сложность представляет предварительный  контроль предполагаемых инвестиций. Это связано со многими причинами:

     •  инвестиционные решения являются решениями  стратегического характера, при их принятии и осуществлении необходимо учитывать множество факторов, в том числе требования гражданского, налогового, экологического законодательства;

     •  оценка рациональности инвестиций предполагает обязательное использование специального инструментария, связанного с анализом рисков;

     •  производственные инвестиции требуют  значительного отвлечения финансовых средств, что может негативно отразиться на финансовом положении предприятия.

     В ходе предварительного контроля предполагаемых инвестиций сопоставляют и анализируют различные инвестиционные решения. Их выбор осуществляется на основе использования общей комплексной информации, позволяющей объективно оценить достоинства и недостатки каждого проекта. Только после этого они включаются в бюджет инвестиций.

     Основными средствами проведения предварительного контроля является соблюдение определенных правил и процедур, которые существуют на предприятии при формировании системы бюджетов.

     В результате предварительного контроля количественные и качественные показатели всех бюджетов должны быть увязаны между собой, проверены по ограничениям и оптимизированы.

     Широкое использование компьютерных технологий позволяет сделать это достаточно полно и оперативно и тем самым создать наиболее эффективную прогнозную модель финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

     Текущий бюджетный контроль осуществляется непосредственно в ходе исполнения бюджета. Его задача заключается в сопоставлении фактических и бюджетных показателей, выявлении отклонений и осуществлении корректирующих действий. Текущий контроль базируется на обратной связи через систему учета, которая по своему характеру может быть непрерывной и периодической.

     Непрерывная связь позволяет повседневно  контролировать исполнение бюджетов. Особенно это актуально при осуществлении проектов по созданию нового продукта и при решении задач, связанных со значительным привлечением материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Периодическая связь позволяет оценить достигнутые результаты по исполнению бюджета на определенном этапе его реализации.

     Обратная  связь в системе текущего бюджетного контроля осуществляется в виде отчетов, периодичность подготовки и подробность которых зависят от уровня менеджмента, для которого они предназначены, вида центров ответственности и ситуационных потребностей управления. Например, менеджеры но производству и коммерческой деятельности нуждаются в ежедневной информации. Чем дальше руководитель находится от операционного уровня производства, тем большим может быть временной интервал между последовательными отчетами. Если возникают серьезные проблемы по исполнению бюджета и выявляются негативные тенденции, подготавливают специальные отчеты, в которых приводится подробная информация об отдельных продуктах, программах, секторах рынка сбыта, выявляются и анализируются отклонения, даются рекомендации. При возникновении неожиданных обстоятельств составляются чрезвычайные отчеты. В любом случае критерием временного интервала отчета в текущем контроле исполнения бюджета должна быть возможность вмешательства с целью изменения возникшей неблагоприятной ситуации.

     Весьма  важно для текущего контроля в  бюджетировании определить состав показателей, которые поддаются корректировке, методику и последовательность ее осуществления. Здесь полезными могут быть методы стандарт- и директ-коста, нормативного учета и контроля издержек производства и сбыта.

     Бюджетный текущий контроль может осуществляться путем наблюдений и на основе документальной первичной информации. Контроль через наблюдение за исполнением бюджетов осуществляется путем общения менеджера или контроллера со всеми участниками хозяйственной деятельности. Этот вид контроля позволяет выявить многие отклонения, неподдающиеся учету, более глубоко анализировать их причины и виновников. Он более оперативен, значит, более действенен и предпочтителен для текущего контроля.

     Документально-информационный способ контроля позволяет точнее определить разрыв между бюджетными и фактическими показателями, обеспечить оценку, согласованную с данными финансового учета, устранить субъективный фактор при анализе причин и виновников отклонений.

     Следует отметить, что эти две формы  контроля взаимно дополняют друг друга и востребованы в большей  или меньшей мере в зависимости  от складывающейся ситуации.

     В конечном итоге основная задача и роль текущего бюджетного контроля заключается в том, чтобы осуществить корректирующие действия на показатели исполнения бюджета до того, когда они сформируются окончательно.

     Заключительный  бюджетный контроль осуществляется либо сразу по завершении деятельности, для которой определяется бюджет, либо по истечении определенного заранее периода времени. В том и другом случае контроль осуществляется путем сопоставления фактических результатов и бюджетных показателей. Последующий бюджетный контроль, в отличие от текущего, не обладает оперативным корректирующим действием, но выполняет другие функции и задачи:

     •  способствует получению целостной  информации, на основе которой корректируются будущие бюджеты с учетом экономических реалий прошлого;

     •  позволяет производить более  точный расчет фактических показателей бюджетов с учетом временных факторов, что, в свою очередь, дает возможность более объективно оценивать деятельность менеджеров и руководимых ими центров ответственности.

     Организационной формой результатов текущего и последующего контроля являются отчеты по исполнению бюджета, которые сводят воедино информацию по планированию и фактическому выполнению бюджетных показателей. В таких отчетах должно отражаться три вида информации: о фактических результатах, о планируемых показателях и данные об отклонениях между фактическими и бюджетными показателями, сопровождающиеся пояснениями.

     Кроме основной информации в отчетах необходимо выделять показатели, подконтрольные менеджеру данного центра ответственности, приводить для сравнения данные предыдущих периодов и аналогичных подразделений. В отчетность об исполнении бюджетов могут включаться дополнительные показатели о количестве работающих и числе отработанных ими человеко-часов, степени загрузки производственных мощностей, изменениях в структуре и способах продаж, их объемах и т.д. Данные в отчетах обычно выражаются не только в стоимостных, но и в натуральных измерителях, в относительных величинах.

     Отчетность  играет роль сигнальной системы, обеспечивающей аппарат управления информацией об исполнении бюджета, поэтому она должна соответствовать международным критериям качества, быть понятной. Для наглядности в отчетах желательно использовать графическое представление информации, выделять важную информацию, фокусируя внимание руководства на относительно небольшом количестве статей, в которых фактические значения существенно отличаются от бюджетных. Это позволяет эффективнее реализовать принципы управления по отклонениям.

     Под особым контролем должно находиться ограниченное число факторов, играющих решающую роль в достижении целей организации или того или иного центра ответственности. Эти ключевые показатели (обычно не более пяти) могут изменяться быстро и непредсказуемо, существенно влияя на результаты деятельности, поэтому система отчетности должна быть построена таким образом, чтобы уделять им особое внимание. 

 

    Заключение 

     В данной курсовой работе была рассмотрена тема «Бюджетирование и контроль затрат».

       Основное   внимание было сосредоточено на процессе планирования деятельности предприятия и рассмотрена роль составления сметы в этом процессе.

     Кроме того, указаны цели составления смет и виды планов, которые в зависимости от времени действия подразделяется на долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное, а по характеру преследуемой цели - на стратегическое, тактическое и оперативное.

   Далее описывается бюджет, его содержание и функции. Освещены основные принципы составления главного бюджета, который  включает в себя оперативный и  финансовый бюджеты. При подготовке бюджета необходимо начать с ясно сформулированного его названия или заголовка и периода, для которого он составляется. Реальную форму представления бюджета выбирает его разработчик. Организация может создать свои собственные формы бюджета, которые она будет постоянно использовать. Но если в бюджете необходима информация о новом продукте или услуге, то может потребоваться иная структура и форма этого документа. Однако всегда нужно следовать основному правилу: информация, содержащаяся в бюджете, должна быть настолько точной, определенной и значащей для ее получателя, насколько это возможно.

   Описаны применяемые на практике методы контроля за исполнением бюджетов, что несомненно является важной частью планирования на любом предприятии. Под особым контролем должно находиться ограниченное число факторов, играющих решающую роль в достижении целей организации или того или иного центра ответственности.

 

       Список использованных источников

     1. Аврова И. А. Управленческий  учет / И. А. Аврова. – М.: Бератор Пресса, 2003-176 с.

     2. Вахрушева О. Б. Бухгалтерский  управленческий учет: Учебное пособие / сост. О. Б. Вахрушева. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2003 – 164 с.

     3. Вахрушина М. А. Бухгалтерский  управленческий учет: Учебник для вузов 2-е изд. доп. и пер. – М.: Олига-Л, 2003. – 528 с.

     4. Головизина А. Т., Архипова О.  Н. Бухгалтерский управленческий  учет: Учебное пособие. – М.: ТК  Велби; Изд-во Проспект, 2003. – 184 с. 

     5. Друри К. Введение в управленческий  и производственный учет: Учебное пособие для вузов / Пер. с англ. Под ред. Н. Д. Эриашвили; Предисловие проф. П. С. Безруких. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.-783 с.

     6. Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 2003 – 618 с.

     7. Каверина О. Д. Управленческий учет: Системы, методы, процедуры / О. Д. Каверина. – М.: Финансы и статистика, 2003 – 352 с.

     8. Карпова Т. П. Управленческий  учет: Учебник для вузов. –  М.: ЮНИТИ, 2003. – 350 с. 

     9. Керимов В. Э. Управленческий  учет: Учебник. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство – Торговая корпорация «Дашков и Ко»; 2003. – 416 с.

     10. Шеремет А. Д.: Учебное пособие  / под ред. А. Д. Шеремета. –  2-е издание, испр. – М.: ИД ФБК  ПРЕСС, 2004. -512 с.

Информация о работе Бюджетирование и контроль затрат