Бюджетирование и контроль затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 10:55, курсовая работа

Описание

Цели составления смет следующие:
• помощь планированию ежегодных операций;
• координация деятельности различных подразделений предприятия и обеспечение гармоничности их функционирования;
• доведение планов до руководителей различных центров ответственности;
• стимулирование (мотивация) деятельности руководства по достижению целей организации;

Содержание

Введение 3
1 Виды планирования 7
2 Бюджет, его содержание, функции бюджета 8
3 Составление главного бюджета 13
3.1 Разработка оперативного бюджета 13
3.2 Разработка финансового бюджета 19
4 Контроль за исполнением бюджета 23
Заключение 29
Список использованных источников 30

Работа состоит из  1 файл

Бюджетирование и контроль затрат.doc

— 171.00 Кб (Скачать документ)

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

     Федеральное агентство по образованию

     Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

     «Хабаровская  государственная академия экономики  и права»

     Факультет «Аудитор» 

     Кафедра_____________________________________________________________________________ 
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     по  теме: Бюджетирование и контроль затрат 
 
 
 
 
 
 
 

     Студент группы __________            ______________________ Е. В. Кульганова

                                                                  подпись, дата 

     Руководитель ____________________        ________________Т. А. Цалик

                              Уч. степень, уч. звание         подпись, дата 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Хабаровск 2005

     Содержание

Введение            3

1 Виды планирования          7

2 Бюджет, его  содержание, функции бюджета      8

3 Составление  главного бюджета        13

3.1 Разработка  оперативного бюджета       13

3.2 Разработка  финансового бюджета       19

4 Контроль за  исполнением бюджета        23

Заключение           29

Список  использованных источников       30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Различные виды деятельности любой компании должны координироваться путем подготовки программы действий на будущие периоды. Эти подробные программы обычно называют сметами.

     В курсовой работе я  сосредоточу внимание на процессе планирования деятельности предприятия и рассмотрю роль составления сметы в этом процессе.

     Что мы подразумеваем под планированием? Акоф (Аckoff 1981) считает, что "план — это проект желаемого будущего и путей его эффективного достижения". Затем было сформулировано понятие перспективного планирования, называемого также стратегическим, или корпоративным.

     Как отличить перспективное планирование от других видов планирования? Сайзер (Sizer, 1989) говорит, что перспективное планирование можно определить как систематичный и формализованный процесс, цель которого — управлять будущими операциями, чтобы достичь желаемой цели, в период свыше одного года.

     С другой стороны, краткосрочное (текущее) планирование, или составление сметы, должно отражать текущие условия и натуральные человеческие и финансовые ресурсы, которыми фирма располагает на данный период. Они в значительной степени определяются качеством перспективного планирования фирмы.

     Цели  составления смет следующие:

     •    помощь планированию ежегодных операций;

     •    координация  деятельности  различных  подразделений   предприятия   и обеспечение гармоничности  их функционирования;

     • доведение планов до руководителей различных центров ответственности;

     •  стимулирование (мотивация) деятельности руководства по достижению целей организации;

     •    управление производством;

     •    оценка эффективности работы руководителей.

       Рассмотрим каждую из этих целей.

     Планирование. Принятие основных решений по планированию — часть процесса перспективного планирования. Однако процесс составления годовой сметы ведет к конкретизации этих планов, так как руководители должны составлять подробные планы для проведения в жизнь перспективных планов. Если годовая смета отсутствует, проблемы повседневной деятельности могут склонить руководителя отказаться от планирования будущих операций. Составление же сметы гарантирует, что руководители будут планировать будущие операции, принимая во внимание возможные изменения условий деятельности в следующем году, и определять меры, которые необходимо принять сейчас, чтобы отреагировать на предстоящие изменения условий. Этот процесс заставляет руководителей предвидеть проблемы до того, как они возникнут, и вероятность поспешных решений, принимаемых экспромтом, которые определяются сиюминутной целесообразностью, будет сведена к минимуму.

     Координация. При помощи сметы действия различных подразделений организации могут быть согласованы и сведены воедино. При отсутствии общего руководства каждый менеджер может принимать свое решение, полагая, что оно в лучшей мере послужит интересам организации. Повторяем пример, приведенный в начале этой главы: отдел маркетинга может дать ход программе продвижения товара на рынок, предназначенный для повышения спроса до такого уровня, с которым производство справиться не может.

     В некоторых случаях интересы одного менеджера могут противоречить  интересам других руководителей, например, начальник отдела закупок может разместить крупные заказы, с тем чтобы получить большую скидку, начальник производственного отдела хочет избежать больших уровней запасов, а бухгалтер будет заинтересован в том, чтобы решения влияли на наличные средства предприятия. Целью составления сметы является урегулирование этих противоречий в пользу фирмы в целом, а не какого-то ее подразделения. Таким образом, составление сметы вынуждает руководителей изучать взаимоотношения своего подразделения с другими и в процессе изучения предусматривать и разрешать конфликты. Маловероятно, что первый же проект сметы обеспечит полное соответствие всех направлений деятельности организации. Например, можно спланировать закупку сырья в таком количестве и в такие периоды, которые не обеспечат равномерное производство продукции. Подробные несоответствия должны корректироваться до принятия окончательного варианта сметы. Качественно составленная смета поможет координировать различные виды деятельности организации и обеспечит согласованность действий всех ее подразделений.

     Информация. Организация будет функционировать эффективно только при четкой и полной информации. Это необходимо для того, чтобы подразделения предприятия имели полную информацию о планах, политике и организациях, которым будет подчиняться предприятие. Каждый работник предприятия должен четко понимать свою роль в исполнении годовой сметы. Это обеспечивает ответственность определенных лиц за исполнение сметы. При помощи сметы высшее руководство информирует о своих намерениях руководителей более низких уровней, с тем чтобы все сотрудники имели возможность понять эти намерения и могли координировать свою деятельность для их осуществления. Информация -передается не только через саму смету, много жизненно важных данных выдается в процессе ее подготовки.

     Мотивация. Смета может быть полезным средством воздействия на работу руководителей и побуждать их действовать в направлении достижения целей организации (предприятия). Смета представляет собой норму, в достижении которой при определенных обстоятельствах руководители могут быть заинтересованы. Однако сметы могут стать причиной неэффективности работы и конфликтов между руководителями. Если сотрудники фирмы принимали активное участие в разработке сметы, и смета используется как средство помощи руководителям в управлении их подразделениями, то она может оказаться мощным стимулятором соревнования. Однако если смета диктуется сверху и скорее представляет собой угрозу, нежели базу для соревнования, то приказ о ее исполнении может вызвать сопротивление работников и принести больше вреда, чем пользы.

     Управление. Смета помогает руководителям в управлении деятельностью и ее контроле в том подразделении организации (предприятия), за которое они отвечают. Сравнивая фактические результаты со сметными показателями различных категорий расходов, руководители могут установить, какие расходы не соответствуют первоначальному плану, и поэтому требуют их внимания. Данный процесс позволяет руководителям применять систему управления по отклонениям, когда внимание руководителя и его усилия концентрируются на показателях, которые имеют значительное отклонение от плановых. Изучая причины отклонений, руководители должны уметь распознавать такие недостатки, как закупка материалов низкого качества. По мере определения причин неэффективности должны предприниматься соответствующие контрольные действия для исправления ситуации.

     Оценка  эффективности. Работа руководителя часто оценивается его успехами в исполнении смет. Некоторые компании устанавливают своим сотрудникам вознаграждение в зависимости от их способностей достигать целей, намеченных в жесткой смете, или ставят их продвижение по службе в некоторой степени в зависимости от исполнения смет. Кроме того, руководитель может сам оценить свои способности. Смета, таким образом, представляет собой полезное средство информирования руководителей о том, насколько хорошо они исполняют свои обязанности по реализации задач, которые они раньше помогали ставить. 

 

    1 Виды планирования 

     Планирование  наряду с контролем является одной  из важных функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем.

     Планирование  представляет собой умение предвидеть цели организации, результат его  деятельности и ресурсы, необходимые  для достижения поставленных целей.

     Планирование  в зависимости от времени действия подразделяется на долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное, а по характеру преследуемой цели - на стратегическое, тактическое и оперативное.

     В рамках стратегического и долгосрочного  планирования (на срок 5-10 лет) разрабатывается  концепция перспективного развития организации. Она преследует достижение стратегических целей: сохранение стабильного положения на рынке; расширение доли рынка, повышение рентабельности, поддержание и обеспечение ликвидности (платёжеспособности), завоевание лидерства на рынке, расширение экспортных возможностей и др. По каждому из этих направлений определяют в какие сроки должны быть достигнуты цели, что для этого нужно сделать и кто несёт ответственность за решение проблемы.

     С помощью тактического и среднесрочного планирования (3-5 лет) осуществляется детализация стратегических целей и задач. В рамках такого планирования обеспечивается разработка конкретных программ по внедрению долгосрочных целей. В них предусматривается увязка целей развития с ресурсами и определяются пропорции между различными показателями.

     Система оперативного и краткосрочного планирования задаёт динамику и ритмичность работы в течение года. Такие планы  разрабатываются на основе программ, имеют узкую направленность, высокую  степень детализации.

     Принятый  план является стратегией, а конкретные меры по его осуществлению - тактикой.

 

    2 Бюджет, его содержание, функции бюджета 

     В управленческом учёте для планирования деятельности организации используется краткосрочное (или сметное) бюджетирование.

     Смета (или бюджет) представляет собой финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий, это прогноз будущих финансовых операций.

     Бюджет - это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определённого периода, показывающий планируемую величину доходов и (или) расходов, и капитал, который необходимо привлечь для достижения цели.

     Бюджет  может иметь бесконечное количество видов и форм, он не имеет стандартизированной формы.

     Структура бюджета зависит от того, что является предметом бюджета, размера организации, квалификации разработчиков.

     Бюджет    должен    представлять    информацию    доступно    и    ясно    для пользователей.

     Бюджет  может не содержать одновременно и доходы и расходы (например, бюджет использования материалов).

     Бюджет составляется на год с разбивкой на кварталы, месяцы и другие

периоды.

     Во  многих зарубежных фирмах осуществляется непрерывное планирование, при котором ежегодно конкретизируются планы предстоящего года и уточняются показатели следующих двух лет.

     Бюджеты разрабатываются как в целом для организации, так и для структурных подразделений или отделочных функций.

Информация о работе Бюджетирование и контроль затрат