Бюджет государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является проанализировать особенности бюджетной системы в федеративном государстве на примере бюджетной системы Российской Федерации за период 2003-2005 гг. В настоящей работе были поставлены следующие задачи:
- проанализировать теоретические основы построения государственного бюджета;
- рассмотреть и проанализировать особенности бюджетной системы Российской Федерации за последние три года (2003-2005 гг.).

Содержание

1. Введение------------------------------------------------------------------------4.
2. Государственный бюджет. Обзор теоретического материала.------------5.
2.1. Определение государственного бюджета.------------------------------5.
2.2. Функции государственного бюджета.----------------------------------6.
2.3. Особенности государственного бюджета.------------------------------7.
2.4. Бюджетная система:------------------------------------------------------8.
2.4.1. составные части бюджетной системы;--------------------------8.
2.4.2. уровни бюджетной системы в федеративном государстве;---8.
2.4.3. принципы бюджетной системы.----------------------------------9.
2.5. Основные показатели государственного бюджета:------------------10.
2.5.1. доходы;------------------------------------------------------------10.
2.5.2. официальные трансферты;--------------------------------------13.
2.5.3. расходы;-----------------------------------------------------------13.
2.5.4. кредитование минус погашение (чистое кредитование);----16.
2.5.5. профицит и дефицит.---------------------------------------------17.
2.6. Этапы бюджетного процесса в РФ------------------------------------19.
3. Анализ бюджетной системы Российской федерации за период 2003-2005:----------------------------------------------------------------------------23.
3.1. Анализ структуры федерального бюджета
на период 2003-2005 г.----------------------------------------------23.
3.1.1. Структура федерального бюджета на 2003 г------------------23.
3.1.2. Структура федерального бюджета на 2004 г.---------------- 26.
3.1.3. Структура федерального бюджета на 2005 г.---------------- 29.
3.1.4. Анализ темпов роста доходов и расходов в федеральном бюджете за период 2003-2005 гг. с учетом инфляции.----------------31.
3.2.Анализ структуры консолидированного бюджета Российской
Федерации в 2005 г.------------------------------------------------------33.
3.2.1. Профицит консолидированного бюджета
Российской Федерации--------------------------------------------------34.
3.3. Анализ консолидированного бюджета Нижегородской области на 2005г.---------------------------------------------------------------------------35.
4.Выводы-------------------------------------------------------------------------37.
5. Заключение.-------------------------------------------------------------------38.
Список литературы.-----------------

Работа состоит из  1 файл

«Бюджет государства».doc

— 328.50 Кб (Скачать документ)

2.4.2. Уровни бюджетной  системы в федеративном  государстве.

   Уровни бюджетной системы, как  правило, соответствуют уровням государственной власти. В унитарном государстве, например, бюджетная система включает в себя центральный бюджет и бюджеты местных органов власти.

   В федеративном государстве, а  в частности в Российской Федерации,  как было сказано выше, бюджетная система строится по трём уровням.

   Стоит отметить, что бюджеты нижестоящих органов не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней. А бюджеты национально-государственных и территориально-административных образований совместно с местными бюджетами образуют территориальные бюджеты.

   Консолидированный бюджет образуют  Территориальный и Федеральный бюджеты. А совокупность консолидированного бюджета и бюджета внебюджетных фондов образуют сводный бюджет. 

2.4.3. Принципы бюджетной системы.

   Бюджетная система построена  на определённых принципах, к  которым принято относить:

   _ принцип самостоятельности бюджетов;

   _ принцип полноты отражения всех  расходов и доходов бюджета;

   _ принцип реальности бюджетных  показателей;

   _ принцип гласности результатов исполнения бюджетов.

   Принцип самостоятельности бюджетов  не однозначен. Он включает в  себя:

   1. закрепление за каждым уровнем власти и управления

      собственных источников доходов и право самостоятельно

      определять направление расходов;

   2. недопустимость изъятия в бюджеты вышестоящих уровней

       дополнительных доходов и дополнительно полученных или не

       истраченных средств;

   3. право на компенсацию расходов, возникающих в результате

       решений, принятых вышестоящими органами власти и

       управления;

   4. право предоставления налоговых  льгот только за счёт

       собственных доходов;

   5. законодательное разграничение бюджетной ответственности и

       расходных полномочий между федеральными, региональными и

       местными органами власти и управления;

   6. соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления

       выполняемым ими функциям (обеспечение горизонтального и вертикального выравнивания);

   7. нормативно-расчётные регулирования межбюджетных отношений

       и предоставления финансовой помощи;

   8. наличие специальных процедур предотвращения и разрешения

       конфликтов между различными уровнями власти и управления,

       достижение взаимосогласованных решений по вопросам

       бюджетно-налоговой политики. 
 

2.5. Основные показатели  государственного  бюджета

   К основным показателям государственного бюджета относятся:

   1) Доходы;

   2) Официальные трансферты;

   3) Расходы;

   4) Кредитование минус погашение  (чистое кредитование);

  5) Превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит).

2.5.1. Доходы

   Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы являются, с одной стороны, результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

   Доходы (как поступления в бюджет) это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Доходы подразделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относятся налоговые и неналоговые поступления.

Налоговые доходы.

   1. Налоги на прибыль (доход), прирост  капитала

   2. Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные

       сборы

   3. Налоги на совокупный доход

   4. Налоги на имущество

   5. Платежи за пользование природными  ресурсами

   6. Налоги на внешнюю торговлю  и внешнеэкономические операции

   7. Прочие налоги, пошлины и сборы

   Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство, влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

   Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

   Право вводить налоги на территории  Российской Федерации закреплено за Верховным Советом РФ; но он может делегировать право установления и отмены отдельных видов налогов другим законодательным и представительным органам власти. Уплата налогов производится в определенной очередности. Сначала плательщики вносят свои поимущественные налоги и пошлины. На сумму внесенных платежей уменьшается налогооблагаемый доход (прибыль) физических и юридических лиц, после чего плательщики уже во вторую очередь обязаны рассчитаться с бюджетом по местным подоходным налогам, если таковые взимаются. На сумму этих налогов снижается размер дохода (прибыли), с которого уплачиваются все остальные налоги.

   Неналоговые поступления:

   1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и

       муниципальной собственности, или от деятельности

  2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной

       и муниципальной собственности

   3. Доходы от реализации государственных  запасов

   4. Доходы от продажи земли и  нематериальных активов

   5. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных

       источников

   6. Административные платежи и  сборы

   7. Штрафные санкции, возмещение  ущерба

   8. Доходы от внешнеэкономической  деятельности

   9. Прочие неналоговые доходы

  10. Безвозмездные перечисления:

     а) нерезидентов и бюджетов других уровней,

     б) государственных внебюджетных фондов,

     в) государственных организации,

     г) наднациональных организаций.

   Также, доходы бюджета можно подразделить на три крупные группы:

   1. Закрепленные, т.е. предписаны к тому или иному уровню

       бюджета.

  2. Регулирующие или отчисления по регулирующим доходным

       источникам. Ежегодно расписывается процентное соотношение

       распределения тех или иных налогов по уровням бюджетов.

   3. Дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно

       территориальными органами власти, плюс дотации и субвенции

       (строго целевые дотации), которые поступают в нижестоящие

       бюджеты из вышестоящих.

   Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач.

2.5.2. Официальные трансферты

    Официальные трансферты (в государственном бюджете) это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления (имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репарации), полученные от других учреждении государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Поступления безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных

источников  включаются в категорию доходов (например, средства частных организаций, направляемых на строительство больниц).

  Необходимо иметь в виду, что при исчислении дефицита (или профицита) Международный валютный фонд рекомендует объединять полученные официальные трансферты с категорией «доходы» и рассматривать их как операции, которые сокращают, а не финансируют дефицит. В то же время категория «полученные официальные трансферты» выделяется в классификации в отдельный раздел, чтобы можно было осуществлять любую необходимую перегруппировку данных.

2.5.3. Расходы

   Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Расходы это все невозвратные платежи независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.

   Расходы государственного бюджета это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

   Категория расходов бюджета проявляется  через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

   Расходы в новой бюджетной  классификации распределяются в  соответствии с международными рекомендациями по функциональному, экономическому и ведомственному принципам группировки бюджетных расходов. Традиционные и приоритетные для конкретного исторического этапа направления деятельности государства вытекают из его основных функций. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направления финансов на выполнение основных функции государства (государственное управление, обеспечение внутренней и внешней безопасности, международная деятельность, содействие

Информация о работе Бюджет государства