Роль бюджета в социальной политике государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 22:27, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ роли бюджета в финансовом обеспечении социальной сферы и осуществлении социальной политики Российского государства.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных задач:
– рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ и принципы ее построения;
– выделить федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ
– раскрыть характер социальной политики в РФ;
– рассмотреть формирование государственного бюджета в перспективе на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 гг.

Содержание

Введение
1. Бюджет и бюджетная система РФ
Социально-экономическая сущность бюджета и его функции
1.2 Бюджетная система РФ и принципы ее построения
2. Роль бюджета в социальной политике государства
2.1 Формы и направления социальной политики
2.2 Реализация социальной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

кр бюджет.docx

— 82.76 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1.   Бюджет и бюджетная система РФ

    1. Социально-экономическая сущность бюджета и его функции

1.2  Бюджетная система РФ и принципы ее построения

2.    Роль бюджета в социальной политике государства

2.1  Формы и направления социальной политики

2.2 Реализация социальной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

В формировании и развитии экономической структуры  любого современного общества ведущую  роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью политики.

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих  государству осуществлять экономическое  и социальное регулирование, является финансовая система, главное звено  которой – бюджетная система, представленная совокупностью бюджетов всех уровней и бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

Центральное место в бюджетной системе  любого государства занимает федеральный  бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Именно в нем аккумулируется основная масса налоговых поступлений  и других доходов, необходимых для  воздействия на экономическое развитие страны и реализации социальной политики на всей ее территории.

Федеральный бюджет, будучи экономической категорией, выражает экономические отношения  в обществе – отношения между  социальными слоями и группами и  государством. В этой связи важно, чтобы налоговые и неналоговые  поступления, зачисляемые в федеральный  бюджет, были не слишком обременительны для населения и хозяйствующих  субъектов и наряду с этим обеспечивали государство оптимальным объемом  денежных ресурсов, необходимых ему  для решения экономических, политических и социальных задач.

По материальному  содержанию бюджет – это сам централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом аспекте государственный  бюджет выступает в форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны.

Политическое  значение бюджета многогранное, и  в частности, оно состоит в  том, как законодательный орган  утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый год, а тем  самым народные представители реализуют  волю народа.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления».

Актуальность  данной темы не вызывает никаких сомнений, поскольку без принятия данного  документа не будут выделены основные направления использования денежных средств государства.

Целью работы является анализ роли бюджета  в финансовом обеспечении социальной сферы и осуществлении социальной политики Российского государства.

Поставленная  цель требует решения ряда взаимосвязанных  задач:

– рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ и принципы ее построения;

– выделить федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ

– раскрыть характер социальной политики в РФ;

– рассмотреть формирование государственного бюджета в перспективе на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 гг.

Объект  исследования – бюджет государства.

Предмет исследование – динамика структуры  доходов и расходов государственного бюджета и ее влияние на социальную политику. 
 

 

1. Бюджет и бюджетная  система РФ 

    1. Социально-экономическая  сущность бюджета  и его функции
 

Существуют  различные подходы к трактовке  понятия «бюджет», что обусловлено  многогранностью бюджета как  явления.

Под бюджетом традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том  или ином уровне для обеспечения  функций и задач соответствующих  органов власти (государственной, местной). Эта трактовка в наибольшей степени  раскрывает содержание бюджета как  социально-экономического явления, его  роль в общественном производстве. Бюджет в этом смысле – основа функционирования государства в целом, его национально-государственных  и административно-территориальных  образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в  полном и непосредственном распоряжении органов государственной и муниципальной  власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредотачивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.

С развитием  общества существенно меняется и  социально-экономическая роль бюджета. В условиях планово-директивной  экономики бюджет государства был  единственным источником финансового  обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная экономика изменила соотношение  между централизованными (прежде всего  – бюджетными) и децентрализованными  денежными фондами в пользу последних.

С сущностных позиций как экономическая категория, бюджет рассматривается как система  экономических (денежных) отношений  между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования общего централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества. Такой подход находит развитие а трактовках более прикладного характера. Так, в бюджетном кодексе РФ (ст. 6) с позиции хозяйственной практики бюджет трактуется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В этом случае бюджет интерпретируется со стороны источников его формирования и тех конкретных форм, в которых осуществляется движение (расходование) бюджетных средств, а также со стороны отношений, составляющих суть этих процессов.

В ряде исследований под термином «бюджет» понимается совокупность доходов и  расходов, приведенная в определенную систему и приуроченная к определенному  периоду времени. Так, известный  финансист дореволюционной России Л.В. Ходский писал: «Под государственным бюджетом… разумеют бюджетную роспись, то есть роспись (со всеми приложениями) государственных расходов и предлагаемых для покрытия их доходов на определенный период времени, составленную (как проект) финансовым управлением, рассмотренную в законодательном учреждении и скрепленную (утвержденную) представителе верховной власти». Этот подход характеризует бюджет как финансовый план страны, который формируется и исполняется в установленном порядке, представляет собой юридически оформленный документ (имеет силу закона), где в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов. Составление и контроль за исполнением бюджета находятся в исключительной компетенции государственных органов власти.

Таким образом, бюджет – это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного  фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и  задач государства и его территориальных  подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования.

Сущность  государственного бюджета как экономической  категории реализуется через  распределительную (регулирующую), контрольную  и фискальную функции.

Содержание  распределительной функции (или  функции экономического регулирования) бюджета реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета  и их использования для проведения экономической политики государства. Аккумулированные в бюджетной системе финансовые ресурсы посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан затем в соответствии с проводимой государством социальной и инвестиционной политикой перераспределяются как в сферы материального производства, имеющие приоритетное значение для экономики страны, так и в сферу нематериального производства, находящуюся на содержании бюджета.

Контрольная функция бюджета заключается  в том, что бюджет объективно через  количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.

Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать»  о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы  от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его  потребностей, достаточно ли эффективно «работают» в экономике прямые государственные  инвестиции и т.п. При этом в бюджетном процессе «высвечиваются» слабые места, «болевые точки» в экономике страны, и Правительство РФ имеет возможность посредством корректировки направления движения централизованных финансовых ресурсов воздействовать на активизацию деятельности тех или иных производств и сфер экономики.

Фискальная  функция бюджета предполагает, с  одной стороны, обеспечение финансовыми  ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, то есть тех государственных услуг, которые на него возложены обществом.

С другой стороны, фискальная функция бюджета  не ограничивается только предоставлением  государственных услуг. Для того чтобы повышать эффективность государственных  услуг, недостойно только наращивать их объемы. В равной степени необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного  уровня экономической активности. Поэтому фискальная функция непосредственно связана с распределительной функцией бюджета, однако она имеет свои специфические формы реализации, ибо фискальная политика государства – это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь, обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых государством услуг. Только в этом случае услуги власти приобретают смысл платного служения всему обществу. 
 

     
    1. Бюджетная система РФ и принципы ее построения
 

Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе:

– формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

– составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.

Правовой  статус участников бюджетных отношений  в Российской Федерации регламентируется:

1) Бюджетным  кодексом РФ (принят Государственной  Думой 17 июля 1998 г., введен в действие с 1 января 2000 г.); это базовый законодательный акт;

2) соответствующими  специальными законами федеральных  органов, субъектов Федерации  и нормативными правовыми актами  представительных органов местного  самоуправления;

3) указами  Президента РФ;

4) нормативными  правовыми актами Правительства  РФ;

5) соответствующими  актами федеральных органов исполнительной  власти.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

– федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

– бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов. Всего в РФ 83 субъектов, из них: 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, 6 бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

– местные бюджеты.

Федеральный (государственный) бюджет есть форма  образования и расходования денежных средств, предназначенная для обеспечения  задач и функций, отнесенных к  предметам ведения Российской Федерации. Соответственно бюджет РФ (региональный бюджет) предназначен для обеспечения  задач и функций, отнесенных к  предмету ведения субъекта Российской Федерации. Местный бюджет, или бюджет муниципального образования, представляет собой форму образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления. Федеральный  бюджет и бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме законов соответствующего уровня, местные бюджеты – в  форме правовых актов представительных органов местного самоуправления.

Информация о работе Роль бюджета в социальной политике государства