Роль бюджета в социальной политике государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 22:27, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ роли бюджета в финансовом обеспечении социальной сферы и осуществлении социальной политики Российского государства.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных задач:
– рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ и принципы ее построения;
– выделить федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ
– раскрыть характер социальной политики в РФ;
– рассмотреть формирование государственного бюджета в перспективе на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 гг.

Содержание

Введение
1. Бюджет и бюджетная система РФ
Социально-экономическая сущность бюджета и его функции
1.2 Бюджетная система РФ и принципы ее построения
2. Роль бюджета в социальной политике государства
2.1 Формы и направления социальной политики
2.2 Реализация социальной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

кр бюджет.docx

— 82.76 Кб (Скачать документ)

Каждый  бюджет обеспечивает финансирование мероприятий  соответствующего уровня; вместе с  тем вышестоящий бюджет выступает  своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящих  территорий. И если последний не обеспечивает финансирование такого минимума, то средства должны выделяться из вышестоящего бюджета. Иными словами, бюджеты всех уровней взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Каждый  субъект РФ и соответствующие  местные органы власти на основе федерального законодательства самостоятельно устанавливают  свою бюджетную систему, исходя из государственного и административно-территориального устройства (деления) своей территории.

Бюджеты, действующие на соответствующих  территориях, объединяются в консолидированные  бюджеты. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Например, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Консолидированные бюджеты используются для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при  бюджетном планировании и при  анализе эффективности распределения  и использования бюджетных средств. Показатели консолидированных бюджетов являются также основанием для предоставления субвенций из федерального бюджета.

Утверждаются  бюджеты ежегодно и действуют  в течение финансового года. В  России финансовый год совпадает  с календарным.

Ведущее звено бюджетной системы РФ –  федеральный (государственный) бюджет; с его помощью перераспределяются до 40% национального дохода страны и  финансируются основные экономические  и социальные программы.

Бюджетная система РФ основана на ряде принципов.

Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, логики бюджетного процесса, санкций за нарушение  бюджетного законодательства РФ, а  также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и  ведения бухгалтерского учета бюджетных  средств.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы  РФ означает закрепление соответствующих  видов доходов (полностью или  частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти РФ, ее субъектов и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов предполагает:

– право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

– наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, определяемых в соответствии с законодательством РФ;

– законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию соответствующих бюджетов;

– право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

– право использования доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

Принцип полноты отражения доходов и  расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов означает, что  все доходы и расходы этих бюджетов, а также иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным  законодательством РФ и законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в соответствующих  бюджетах в обязательном порядке  и полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и  исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов предполагает покрытие всех бюджетных  расходов общей суммой доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита, которые не могут  быть увязаны с определенными  расходами бюджета, за исключением  доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации  средств из бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ.

Принцип гласности означает:

– обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

– обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета

Принцип достоверности бюджета предусматривает  обеспечение надежности показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичности расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что  бюджетные средства выделяются в  распоряжение конкретных получателей  бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к  нарушению адресности предусмотренных бюджетных средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Важнейшей составляющей устройства бюджетной  системы является бюджетная классификация, представляющая собой группировку  доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов, составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости их характеристик. Ввиду исключительной сложности бюджета как экономической  категории используются различные  виды классификации. 

 

2. Роль бюджета в  социальной политике  государства

2.1 Формы и направления  социальной политики 

Социальная  политика – одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношении, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем, проявляя свои свойства: универсальности (всеохватывающий характер воздействия социальной политики на все стороны социального воспроизводства людей); включенности (возможность проникать во все сферы жизнедеятельности) и атрибутивности (способность сочетаться с любыми общественными отношениями, общественными феноменами и сферами).

Целью социальной политики является повышение  благосостояния населения, обеспечение  высокого уровня и качества жизни, характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология.

Поэтому задачами социальной политики являются:

– распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения.

– ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства,

– обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает,

– предоставление медицинских и образовательных услуг,

– расширение сети и улучшение качества транспортных услуг,

– оздоровление окружающей среды.

Социальная  политика исходит из того, что непременным  условием поддержания благосостояния каждого человека, должно быть его  посильное участие в этом.

Реальная  социальная политика определяется свойствами, сложившимися в истории, конкретными  условиями эпохи, особенностями  экономического, политического и  культурного развития общества, вероятностными и информационными факторами  ее формирования.

С течением времени социальная политика расширяла  как объекты своего влияния, так  и содержание. Росли масштабы государственного вмешательства в общественные процессы. Теперь она не ограничивается отдельными категориями населения. Прямым объектом социальной политики выступают жизненные  условия практически всех социальных и демографических групп. Она  все больше стремится не просто корректировать негативные социальные последствия  экономического развития, но предотвращать  их, сосредоточивая свое внимание на выполнении конструктивной функции, связанной  с социальной профилактикой и  позитивным совершенствованием отдельных  элементов и всей господствующей системы. При этом политические силы стремятся, в интересах достижения своих целей, маневрировать, поддерживая  баланс между желаемым и возможным.

Теоретическую и правовую основу социальной политики составляет положение Конституции  Российской Федерации, принятой в декабре 1993 год, где в 7 статье записано, что  Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека. Это положение Основного Закона РФ перекликается с положением Хартии прав человека, принятой Генеральной  Ассамблеей ООН в 1948 году. В ней записано, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, здоровье, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Реализация этих прав человека определяет содержание социальной политики.

Общество  законодательным путем гарантирует  минимум всех благ, необходимых для  жизни человека, семьи. Величина этого  минимума неодинакова во времени  и для разных стран. Она определяется особенностями данной страны: территория, климат, величина населения, характер общественной системы, идеология и  практическая деятельность правящих групп, политическая ситуация, уровень экономического развития, национальная специфика, сложившиеся  культурные стереотипы поведения.

Социальная  политика оказывает влияние на денежные доходы населения, а также на производство благ и услуг в достаточном  количестве, адекватном спросу, объему и структуре потребностей населения. Основными ее направлениями являются: регулирование заработной платы, доходов, занятости, совершенствование трудовых качеств работников, поддержание  здоровья, культурного и образовательного уровня, развитие социальной инфраструктуры, социальное обеспечение.

Денежные  доходы трудоспособных граждан регулируются посредством политики заработной платы  путем установления минимальной  заработной платы или основных параметров оплаты труда на государственных  предприятиях. Покупая блага и услуги на товарном рынке социальная политика косвенно (для частных предприятий) и прямо (для государственных) участвует в первичном распределении вновь созданной стоимости.

Денежные  доходы нетрудоспособных групп населения  прямо определяются социальной политикой. И здесь решающее значение приобретает  ее участие во вторичном перераспределении  первичных доходов. Механизм перераспределения  заключается в изымании государством доли первичных доходов в виде различного рода налогов, а также  принудительных страховых взносов  и финансировании социальных программ. Налогообложение и социальные выплаты  осуществляются дифференцированно, в  зависимости от величины первичного дохода. При этом в основе налогообложения  лежит принцип прогрессивности. Чем больше размер дохода, тем выше размер налогов. В основе социальных, выплат – обратная зависимость.

В центре общественного механизма поддержки  денежных доходов нетрудоспособных граждан находится система социального  обеспечения. Она состоит из двух подсистем: социальное страхование  и общественное вспомоществование. Они различаются между собой  по объектам, размерам социальных выплат и источникам финансирования.

Обязательное  социальное страхование предназначено  для возмещения материальных потерь, вызванных временным или постоянным прекращением работы в связи с  возрастом, болезнью, производственной травмой (выплата пенсий, оплата больничных, пособий по безработице и т.п.). Основу социального страхования  образуют специально предназначенные  для этой цели взносы. Они выплачиваются  работодателями и самими работающими, представляют собой часть заработанных средств, выделенных для социального  страхования. Это проявление самопомощи. Система государственного вспомоществования  предусматривает регулярные денежные выплаты, разнообразную натуральную  помощь и индивидуальные социальные услуги. Ее объектами являются экономически неактивное население и участники  общественного производства, не имеющие  достаточного с точки зрения общепринятого  стандарта дохода. Основу финансирования общественного вспомоществования составляют поступления из государственного бюджета.

Информация о работе Роль бюджета в социальной политике государства