Бюджет государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:01, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является проанализировать особенности бюджетной системы в федеративном государстве на примере бюджетной системы Российской Федерации за период 2003-2005 гг. В настоящей работе были поставлены следующие задачи:
- проанализировать теоретические основы построения государственного бюджета;
- рассмотреть и проанализировать особенности бюджетной системы Российской Федерации за последние три года (2003-2005 гг.).

Содержание

1. Введение------------------------------------------------------------------------4.
2. Государственный бюджет. Обзор теоретического материала.------------5.
2.1. Определение государственного бюджета.------------------------------5.
2.2. Функции государственного бюджета.----------------------------------6.
2.3. Особенности государственного бюджета.------------------------------7.
2.4. Бюджетная система:------------------------------------------------------8.
2.4.1. составные части бюджетной системы;--------------------------8.
2.4.2. уровни бюджетной системы в федеративном государстве;---8.
2.4.3. принципы бюджетной системы.----------------------------------9.
2.5. Основные показатели государственного бюджета:------------------10.
2.5.1. доходы;------------------------------------------------------------10.
2.5.2. официальные трансферты;--------------------------------------13.
2.5.3. расходы;-----------------------------------------------------------13.
2.5.4. кредитование минус погашение (чистое кредитование);----16.
2.5.5. профицит и дефицит.---------------------------------------------17.
2.6. Этапы бюджетного процесса в РФ------------------------------------19.
3. Анализ бюджетной системы Российской федерации за период 2003-2005:----------------------------------------------------------------------------23.
3.1. Анализ структуры федерального бюджета
на период 2003-2005 г.----------------------------------------------23.
3.1.1. Структура федерального бюджета на 2003 г------------------23.
3.1.2. Структура федерального бюджета на 2004 г.---------------- 26.
3.1.3. Структура федерального бюджета на 2005 г.---------------- 29.
3.1.4. Анализ темпов роста доходов и расходов в федеральном бюджете за период 2003-2005 гг. с учетом инфляции.----------------31.
3.2.Анализ структуры консолидированного бюджета Российской
Федерации в 2005 г.------------------------------------------------------33.
3.2.1. Профицит консолидированного бюджета
Российской Федерации--------------------------------------------------34.
3.3. Анализ консолидированного бюджета Нижегородской области на 2005г.---------------------------------------------------------------------------35.
4.Выводы-------------------------------------------------------------------------37.
5. Заключение.-------------------------------------------------------------------38.
Список литературы.-----------------

Работа состоит из  1 файл

«Бюджет государства».doc

— 328.50 Кб (Скачать документ)

научно-техническому прогрессу, социально-экономическое и культурное развитие).

   Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации:

   1) Государственное управление и местное самоуправление

   2) Судебная власть

   3) Международная деятельность

   4) Национальная оборона

   5) Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

   6) Фундаментальные исследования и содействие научно-

       техническому прогрессу

   7) Промышленность, энергетика и строительная индустрия

   8) Сельское хозяйство и рыболовство

   9) Охрана  окружающей среды и природных ресурсов,

       гидрометеорология, картография и геодезия, стандартизация и

       метрология

  10) Транспорт, дорожное хозяйство,  связь и информатика

  11) Развитие рыночной инфраструктуры

  12) Жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство

  13) Предупреждение и ликвидация  последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

  14) Образование

  15) Культура и искусство

  16) Средства массовой информации

  17) Здравоохранение и физическая  культура

  18) Социальная политика

  19) Обслуживание и погашение государственного  долга

  20) Пополнение государственных запасов  и резервов

  21) Региональное развитие

  22) Утилизация и ликвидация вооружения, включая выполнение

       международных договоров

  23) Прочие расходы;

   Для большей части государственных расходов можно однозначно определить, к какой из функций государства они относятся. Для некоторых функций в связи с их обширностью требуется конкретизация (особенно это относится к задаче развития экономики страны).

   Функциональная классификация дополняется экономической классификацией расходов бюджета. В ней выделены три группы расходов:

   1) Текущие расходы (закупки товаров и оплата услуг, выплаты

       процентов, субсидии и текущие трансферты);

   2) Капитальные расходы (капитальные вложения в основные фонды,

       создание государственных запасов и резервов, приобретение

       земли и нематериальных активов, капитальные трансферты);

   3) Предоставление кредитов за вычетом погашения (платежи

       учреждений государственного управления, в результате которых

       у них появляются финансовые требования по отношению к

      другим экономическим единицам либо они приобретают долевое

       участие в акционерном капитале предприятий, минус

       поступления, уменьшающие объем подобных требований или

       долевого участия в акционерном капитале).

   В ведомственной классификации расходы бюджета группируются по ведомственному признаку. Первым уровнем ведомственной классификации является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Этот перечень содержит 168 адресов. Выделены все федеральные министерства и наиболее важные ведомства. Кроме того, как принято и в других странах, в качестве самостоятельных организационных компонентов показаны органы законодательной, судебной власти и исполнительный аппарат президента и правительства.

  Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует второй уровень ведомственной классификации и отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

   Третий уровень ведомственной классификации расходов

федерального бюджета детализирует направления финансирования по целевым статьям и по прямым получателям средств. 

2.5.4. Кредитование минус погашение (чистое кредитование).

   Кредитование минус погашение  (чистое кредитование) включает операции учреждений государственного управления с финансовыми требованиями к другим секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

   В статистике государственных финансов чистое кредитование объединяется с расходами и рассматривается как фактор, влияющий на бюджетный дефицит. Если кредитование осуществляется между различными структурами или уровнями государственного управления, то две стороны одной операции отражаются асимметрично: орган-кредитор показывает кредитование, объем которого определяет дефицит, а орган-заемщик — заимствование с целью финансирования дефицита. Следует отметить асимметричную трактовку в статистике государственного бюджета кредитования и заимствования. Кредитование рассматривается как статья расходов, оказывающая непосредственное влияние на расчеты дефицита в разные годы, тогда как заимствование не  включается в доходную часть бюджета, а рассматривается как источник финансирования дефицита.

   Дефицит (или превышение расходов над доходами) государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и «кредитования минус погашение».

2.5.5. Профицит и дефицит.

   Бюджет может быть сбалансированным  и не сбалансированным. В первом  случае бюджетные расходы равны  доходам, а во втором возможны  два варианта: превышение доходов  над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит).

   Существуют первичный и вторичный профицит бюджета. Первичный профицит бюджета это превышение бюджетных доходов над бюджетными расходами без учёта расходов на обслуживание государственного долга. Под вторичным профицитом понимается превышение бюджетных доходов над бюджетными расходами с учётом расходов на обслуживание государственного долга.

   Бюджеты различных уровней изначально  должны составляться и утверждаться без профицита. Если превышение бюджетных доходов над расходами прогнозируется при составлении проекта бюджета, правительство должно сбалансировать бюджет либо за счёт сокращения налогов, либо за счёт увеличения расходов на социальные нужды. Если профицит складывается в процессе исполнения бюджета, правительство может направлять дополнительные доходы на финансирование приоритетных в данном периоде направлений.

   Дефицит бюджета бывает запланированный  и кассовый. Запланированный дефицит  утверждается одновременно с  самим бюджетом на очередной  год, кассовый же складывается  в процессе исполнения бюджета.

   Бюджетный дефицит это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом.

   Общий объем финансирования дефицита (профицит) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансировании дефицит складывается из (Заимствование минус Погашение долга) плюс уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.

  В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг. Государственный долг это неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и остальным миром, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операции этих учреждений в будущем или переоформлена в бессрочный долг. В государственный долг не включаются внутриструктурные и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления, для которых составляется статистика, обязательства органов денежно-кредитного регулирования, связанные с эмиссией наличных денежных средств, и прочие обязательства этих органов, а также необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопределенный срок по договоренности между кредитором и должником или в одностороннем порядке, и любая текущая задолженность по неоплаченным обязательствам. Важно и то, каким образом покрывается дефицит государственного бюджета—инфляционным или не инфляционным, каково соотношение между внутренними и внешними источниками финансирования бюджетного дефицита. В Российской Федерации с 1995 г. Внутреннее финансирование дефицита федерального бюджета стало обеспечиваться не инфляционными способами, т. е. за счет операций с ценными бумагами, а также кредитов Центробанка. Во второй половине 90-х гг. финансирование бюджетного дефицита за счет внутренних и внешних источников осуществлялось примерно равными долями.

   Масштабы перераспределительных процессов посредством государственного вмешательства отражает показатель, определяющий отношение доходной части государственного бюджета к ВВП.   Принято считать финансовое положение страны нормальным, если отношение величины бюджетного дефицита к ВВП не превышает 3%. 

2.6. Этапы бюджетного процесса в РФ

   Существует четыре этапа бюджетного процесса:

   1) Составление проекта бюджета

   2) Рассмотрение и утверждение бюджетов

   3) Исполнение бюджета

   4) Составление отчета об исполнении  бюджета и утверждение

       его в законодательных  органах власти.

   Составление проекта бюджета осуществляется исполнительными органами власти. Этой работе предшествует разработка планов-прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс государства по территории России (СФБ). СФБ выражает финансовую программу в общем виде, отражает требования финансовой политики, структура доходов и расходов СФБ приближается к бюджету. Бюджет выражает финансовую программу конкретно. СФБ - позволяет органам исполнительной власти разрабатывать постепенно бюджетные расходы и делать расчеты для определения доходов бюджета. Непосредственная работа по составлению проектов бюджетов ведется Минфином РФ, а также налоговыми и таможенными органами.

При составлении  бюджета используются методы:

   1) метод  экономического анализа - определяет степень выполнения

       бюджета за прошлый год и устанавливает степень выполнения за

       текущий, выявляет причины отклонений;

   2) нормативный  метод - в основе норма определенной статьи 

       расхода. Умножением натуральной единицы на норму получают

       общую сумму расхода;

   3) экстраполяционный  метод - определяет финансовые показатели 

       на основе их динамики исходя из отчетных данных за

       предшествующие годы и распространяет полученные суммы на

       будущий год.

   Рассмотрение и утверждение бюджетов осуществляется законодательными органами (Федеральным Собранием (Парламентом) РФ, представительными органами субъектов федерации и местными органами самоуправления).

   Проект бюджета. Полученный Советом Гос. Думы направляется в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения. На основании заключения комитет решает вопрос о принятии проекта федерального закона «О федеральном бюджете» к рассмотрению в Гос. Думе. Все материалы передаются Президенту, Совету Федерации, Комитетам Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную Палату на заключение.

   Получив заключение от каждого комитета, Комитет Гос. Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам составляет сводное заключение по проекту и представляет его на рассмотрение в Гос. Думу, которая начинает его рассмотрение в нескольких чтениях.

Информация о работе Бюджет государства