Безработица в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 21:38, реферат

Описание

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………. ……………………………………………….3
1 Экономическая природа безработицы, её виды и формы……………..…………………………………………….…….……..….....4
1.1 Понятие безработицы….............................. ……………………………….……4
1.2 Виды и формы безработицы………………………………………………….....5
1.3 Методы измерения безработицы……….…………….….…………………….12
1.4 Факторы, влияющие на динамику безработицы……………………………..16
2 Социально-экономические последствия безработицы……………..18
2.1 Социальные последствия безработицы…………………….…………………18
2.2 Экономические последствия безработицы…………………………………...20
3 Специфика проявления безработицы в России………………………………….….…………………………………..23
3.1 Особенности рынка труда в России…………………………………………...23
3.2 Факторы, способствующие росту безработицы в России…………………...24
3.3 Состояние уровня безработицы в современной России…………...………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...31

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 57.52 Кб (Скачать документ)

      Еще один  из видов безработицы  застойная безработица.

Она характеризует ту часть  населения, которая постоянно лишена работы или  перебивается  случайными  заработками.  Эта  часть  людей,  потерявшая законный источник существования, как правило,  пополняет  ряды  преступного мира.

  Исходя из необходимости учета безработных и принятия  соответствующих государственных  мер  по  обеспечению  работой  всех  желающих,  различают:

    • зарегистрированную  безработицу,  которая  отражает  количество   незанятых граждан, ищущих работу, готовых  приступить  к  ней  и  взятых  на  учет  в государственной службе занятости;
    • скрытую безработицу, к которой  относятся работники,  занятые  на  производстве,  но  в  действительности  являющиеся “лишними”. Они, как правило,  либо  трудятся  не  по  своей  вине  неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в административные отпуска.

      Существует еще так называемая безработица по обследованию – оценочная величина, характеризующая реальное  положение на  рынке труда на  основе периодических специальных опросов трудоспособного населения.

 В соответствии  с  методикой   Федеральной  службы  занятости   России, подготовленной с учетом  международных норм, показатель  уровня  безработицы определяется  как отношение официально зарегистрированных  в  государственной службе  занятости  безработных   к   численности   экономически   активного населения,  выраженное  в  процентах.  Численность   при  этом  определяется службой  занятости за определенных период (месяц, квартал, полугодие и  год), знаменатель   является    показателем,    который    представляют    органы Государственного  комитета по статистике России  на основании  проводимого   с 1992 года обследования домашних  хозяйств по проблемам занятости  населения.

Скрытая безработица – характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, компания не увольняет работников, а переводит их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска; формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.       

    1. Методы измерения безработицы

 

В настоящее время в  мировой практике применяется два основных метода измерения безработицы: на основе данных соответствующих служб о зарегистрированных безработных и общенациональных выборочных обследований домохозяйств.

Предпочтение, как правило, отдаётся одному из методов. В США, Канаде, Японии, Австралии и большинстве  скандинавских стран преобладают  ежемесячные выборочные обследования, которые служат главным источником информации об уровне, динамике, структуре, длительности и других параметрах безработицы. В большинстве европейских стран  полагаются на данные о зарегистрированных безработных.

Каждый из методов имеет  свои достоинства и недостатки. Выборочное обследование населения позволяет  выявить практически все категории  безработных, в том числе и  те, которые по каким-либо причинам оказались вне поля зрения служб  занятости. Кроме того, данные обследований удобны для межстрановых сопоставлений. В то же время возможности применения названного метода ограничены.

Во-первых, для регулярного  и качественного проведения опросов  на основе репрезентативной (в том  числе по регионам) выборки и оперативной  обработки их результатов требуются  соответствующее технологическое  обеспечение, квалифицированные кадры  и немалые финансовые затраты. Во многих развивающихся странах это  стало серьёзной преградой на пути широкого распространения данного  метода. Россия также столкнулась  со значительными финансовыми и  технологическими трудностями при  организации и проведении общенационального  обследования рабочей силы.

Во-вторых, любое выборочное обследование в отличие от сплошного  наблюдения объективно предполагает наличие  статистической ошибки. В процессе дробления выборки (например, при  региональном анализе или дезагрегировании показателей) ошибка выборки становится всё более значимой. На определённом этапе выборка может потерять репрезентативность.

В-третьих, те или иные концептуальные положения, составляющие выборки, вопросы  анкеты периодически пересматриваются, что приводит к несопоставимости данных за различные периоды времени (Так, в США примерно раз в десять лет на основе переписи населения  проводится существенная корректировка  структуры выборки). В последний  раз она сопровождалась реструктуризацией  опросных листов и внесением изменений  в методологию сбора данных. В  результате возникла необходимость  пересчёта значительного числа  показателей. Тем не менее некоторые данные так и остались несопоставимыми.

Преимущества учёта безработицы  на основе данных регистрации заключается  в том, что при этом не требуется  значительных финансовых затрат, а  отчётность имеет сплошной и непрерывный  характер, что позволяет легко  отделит сезонные колебания занятости, безработицы и других параметров рынка труда от долговременных тенденций  их изменения. Сплошная статистика даёт возможность подробно анализировать  ситуацию в каждом регионе и положение  безработных по отдельным категориям, так как в этом случае дезагрегирование само по себе не снижает достоверность  показателей.

В России заложены основы международно-принятой комплексной системы учёта безработных. Однако её элементы разработаны в  неодинаковой степени. Единственным аккуратно  собираемым и доступным источником информации являются данные государственной  отчётности о зарегистрированных незанятых  и безработных. Информацию о параметрах и тенденциях роста безработицы  в России можно получить из данных общенационального обследования рабочей  силы Росстатагенства, а также менее  масштабных независимых обследований. В отличие от подробной информации, содержащейся в государственной  отчётности, предоставляющей широкие  возможности для детального анализа, обследования Росстатагенства вызывают ряд серьёзных нареканий, обусловленных нерегулярностью их проведения, запоздалыми сроками публикаций результатов, снижением качества выборки. До недавнего времени периодичность обследований не позволяла даже отделить долговременные тенденции от нормальных сезонных.  Кроме того, параметры безработицы, учитываемые обследованиями Росстатагенства, несут в себе искажения реальной ситуации. Во-первых, в силу недостатков выборки, во-вторых, из-за несовершенной адаптации международно-принятых определений к условиям России (В соответствии с рекомендациями МОТ в отношении критериев безработицы, принятыми Росстатагенством в их наиболее жёстком варианте, в число безработных не включаются лица, находящиеся в бессрочных, неоплачиваемых отпусках по инициативе администрации. К безработным не относятся также работающие, но не получающие зарплату. Классификация этой категории лиц в принципе не могла быть предусмотрена МОТ в виду их отсутствия в тех странах, практика которых была положена в основу рекомендаций. Однако лица, входящий в обе перечисленные категории, по существу, являются безработными и в принципе поддаются учёту (в отличие, например, от разочарованных безработных или избыточных работников, получающих зарплату, численность которых точно оценить сложно).). Перечисленные обстоятельства затрудняют комплексный анализ на рынке труда на базе данных Росстатагенства, почему и создаётся впечатление , что наиболее полна и объективна информация о регистрируемой безработице, основанная на сплошной отчётности. Явное предпочтение, отдаваемое этому показателю, связано также с тем, что в России в отличие от многих других стран уровень регистрируемой безработицы значительно ниже, чем выявляемой в результате выборочных обследований, опирающихся на международно-принятую методику. Подробное соотношение – уникальная особенность России (Регистрируемая безработица в тех странах, где этот показатель применяется, редко бывает ниже выявленной в результате обследования, а зачастую превышает её. Подобное превышение наблюдается, в частности, в Германии, Нидерландах, Польше и ряде других стран).

Тем не менее специфика искажений, присущих показателю общей безработицы, такова, что они сравнительно стабильны и в незначительной степени подвержены колебаниям под воздействием конъюнктурных факторов. Иными словами, показателем общей безработицы, получаемым на основе обследований, манипулировать значительно сложнее. Поэтому в качестве индикатора масштабов и в особенности развития безработицы в России следует использовать показатель общей безработицы.

На первый взгляд кажется, что данные государственной отчётности в России должны отражать масштабы реальной безработицы значительно  точнее, чем данные по европейским  странам, поскольку в соответствии с законом все обратившиеся в  службу занятости российские граждане, не имеющие работы и ищущие её (кроме  пенсионеров и учащихся дневных  отделений), обладают правом на получение  статуса безработного. В большинстве других стран это право ограничено. Кроме пенсионеров и учащихся, его лишены лица, впервые или после длительного перерыва выходящие на рынок труда, имеющие доход на члена семьи выше определённого уровня, а в ряде стран – добровольно уволившиеся с предыдущего места работы.

На самом деле ситуация не столь однозначна. Разобраться  в ней можно на основе анализа  специфики факторов, оказывающих  влияние на масштабы и динамику регистрируемой и общей безработицы в России.

На показатель регистрируемой безработицы воздействуют следующие  факторы:

1.Общая ситуация в регионе,  определяющая возможности трудоустройства;

2. Государственная политика  в отношении безработных (законодательно  определённый порядок регистрации  и условия предоставления пособий);

3.  Эффективность и  стиль работы территориальных  органов занятости;

4.  Особенности трудового,  в том числе пенсионного, законодательства;

5.  Законодательные инициативы  местных и региональных властей.

Перечисленные факторы существенным образом влияют как на стимулы  к регистрации безработных, так  и на объективные возможности  получения статуса безработного, а значит, способствует увеличению или сокращению доли безработных, получающих официальный статус. С 1996 г. перечисленные  факторы способствуют занижению  показателя регистрируемой безработицы  по сравнению с её реальными масштабами. Отсутствие средств в Фонде занятости и как следствие – проблемы с выплатой пособий и сокращение программ активной помощи безработным привели, с одной стороны, к ослаблению стимулов к регистрации у безработных, а с другой – к ужесточению её режима, появлению новых инициатив региональных властей, ставящих дополнительные преграды на пути получения статуса безработного.

 

 

    1. Факторы, влияющие на динамику безработицы

 

Среди факторов, влияющих на динамику безработицы, основополагающими  являются следующие:

    • Демографические факторы — изменение доли экономически активного населения в результате сдвигов в уровне рождаемости, смертности, половозрастной структуре населения, средней продолжительности жизни, в направлениях и объемах миграционных потоков.
    • Технико-экономические факторы — темпы и направления НТП, обуславливающие экономию рабочей силы. Разрушение наукоемких российских производств, проведение конверсии без учета экономических и социальных последствий на всех уровнях создали угрозу массового банкротства предприятий и лавинообразного высвобождения рабочей силы.
    • Экономические факторы — состояние национального производства, инвестиционной активности, финансово-кредитной системы; уровень цен и инфляции. По сформулированному А. Оукеном закону существует отрицательная связь между уровнем безработицы и объемом ВНП, каждый всплеск безработицы связан со снижением реального объема ВНП.
    • Организационно-экономические факторы — изменение организационно-правовых форм предприятий, происходящее в ходе приватизации государственной собственности, акционирование предприятий, структурной перестройкой, существенно влияет на безработицу, так как усиливает процессы выталкивания работников из данного предприятия и притяжения в другие производства, в другие местности, то есть колебания рынка труда [2]. 
  1. Социально-экономические последствия безработицы

 

    1. Социальные последствия безработицы

 

Безработица ставит людей  в нестандартные ситуации, она  не только деформирует сложившийся  экономический уклад, ухудшает финансовое положение, лишает возможности вести  привычный образ жизни. Она качественно  изменяет восприятие самих себя как  личностей, разрушает необходимый  уровень социальной стабильности. Безработица  стала реальным фактором бедности. Причем именно такой бедности, которая  охватывает группы трудоактивного населения, образованного и профессионально подготовленного.

Безработица, как социальное явление, приводит к обеднению населения. Этот процесс может стать устойчивым и перерасти в хроническую  бедность или, в случае защитных социальных мер со стороны государства, быть остановленным.

Информация о работе Безработица в России