Банковские услуги предприятию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:59, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование услуг предоставляемых банками предприятиям.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Дать основные характеристика банковских услуг предприятиям;
2. проанализировать критерии и факторы влияющие на спрос банковских услуг.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основная характеристика и значение банковских услуг
предприятиям 5
1.1 Понятие и классификация банковских услуг 5
1.2 Свойства и сущность банковских услуг 10
Глава 2. Анализ банковских услуг предприятиям в России 15
2.1 Спрос на банковские услуги предприятий в 2005 году 15
2.2 Потребность в услугах кредитных организаций и
степень удовлетворенности спроса на услуги 17
2.3 Влияние факторов, изменяющих использование
предприятием банковских услуг 20
Заключение 29
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

работа.doc

— 272.00 Кб (Скачать документ)


31

 

Введение

 

Сейчас, когда в России складывается система рыночных отношений, банк становится если не главной, то одной из важнейших структурой. Если раньше банковское дело в России находилось на довольно низком уровне, как развития, так и по уделяемому вниманию в учебных заведениях, то сейчас это одна из наук, развивающихся наиболее быстрыми темпами.

В современной России осуществление любой фирмой своей осно­вополагающей финансовой функции — обслуживание платежей и рас­четов — невозможно без участия коммерческих банков. Даже элемен­тарные финансовые трансакции по осуществлению движения налич­ных денег, принадлежащих фирме, невозможны без их инкассации — сдачи наличности в обслуживающий фирму банк. С точки зрения по­вышения степени надежности перемещения денежных средств в лю­бой форме между субъектами экономических отношений такой поря­док в известной мере оправдан.

С появлением банков как специальных институтов профессиональ­ного управления денежными ресурсами резко возросли гарантии пере­мещения денежных средств в экономике. Банки как финансовые по­средники, обслуживающие платежи и расчеты в экономике, играют исключительно важную роль в организации и функционировании пла­тежной системы любой страны. Известны случаи, когда банкротство нескольких крупных банков страны становилось причиной сильней­ших потрясении всей ее финансовой системы.

В России к началу рыночных реформ функционировали десятки новых негосударственных банков, а с началом реформ их количество начало расти в геометрической прогрессии. Никаких серьезных пре­пятствий для образования новых банков и должного контроля за их работой со стороны Центробанка России не существовало. В началь­ный период рыночных реформ многие из коммерческих банков актив­но включились в новый, весьма выгодный, но грязный бизнес по вре­менному присвоению чужих денежных средств, и фирм прежде всего. Все чаще деньги клиентов терялись по пути от банка плательщика до банка получателя. Эти явления приняли массовый характер, и банки начали быстро терять доверие клиентов. В результате страна получила систему коммерческих банков, которую даже по прошествии шести лет реформ специалисты в области определения рейтингов, отказыва­ются оценивать на этот предмет. В очередной раз подтвердилось, что рейтинг банков не может быть выше рейтинга страны. Эти обстоятель­ства позволяют сделать вывод: современная отечественная банковская система должна быть реформирована, чтобы надежно выполнять свою ключевую функцию — обслуживание платежей и расчетов, что и доказывает актуальность исследования данной работы.

Целью работы является исследование услуг предоставляемых банками предприятиям.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

1. Дать основные характеристика банковских услуг предприятиям;

2. проанализировать критерии и факторы влияющие на спрос банковских услуг.

В ходе исследования были использованы специальная и нормативная литература различных авторов, которые представлены в списке используемой литературы работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основная характеристика и значение банковских услуг предприятиям

 

1.1 Понятие и классификация банковских услуг

 

Специфика банка определяется особенностями его деятельности. Результатом этой деятельности является создание банковского продукта. Банковским продуктом являются[5, с.89]:

1) создание платежных средств;

2) предоставление услуг.

Создание платежных средств проявляет себя на уровне экономики в целом (или, как говорят, на макроуровне). Известно, что обмен продуктами труда производится не в форме обмена одного про­дукта на другой, а в форме купли-продажи. Товаропроизводитель предлагает рынку свой товар. Покупатель в свою очередь может приобрести необходимый ему товар только в том случае, если он продаст свой собственный продукт. В рыночном хозяйстве для совер­шения акта купли-продажи нужны деньги как всеобщее платежное средство. Без их помощи обмен труда между товаропроизводителями может не состоятся. Банк в лице Центрального банка производит вы­пуск денег, необходимых для обращения, для приобретения и потреб­ления материальных благ и продолжения процесса воспроизводства [8].

Второй составной частью продукта банка являются предостав­ляемые им услуги. Их можно классифицировать следующим образом (таблица 1.1):

 

 

 

 

 

Таблица 1.1 [5]

Классификация банковских услуг

Критерии классификации

Тип предоставляемых услуг

1

2

В зависимости от соответствия специфике банковской деятельности

Специфические услуги

Неспецифические услуги

В зависимости от субъектов получения услуг

Юридические лица

Физические лица

В зависимости от способа формирования и размещения ресурсов банка

Активные операции

Пассивные операции

В зависимости от оплаты за предоставление

Платные услуги

Бесплатные услуги

В зависимости от связи с движением материального продукта

Услуги, связанные с движением материального продукта

Чистые услуги

 

Банковские услуги прежде всего можно подразделить на специфические и неспецифические услуги.  Специфическими  услугами  является все то, что вытекает из специфики деятельности  банка как особого предприятия. К специфическим услугам относятся  три  вида выполняемых ими операций:

1) депозитные операции,

2) кредитные операции.

3) расчетные операции.

Депозитные операции связаны с помещением  денежных средств клиентов в банк во вклады (депозиты). Исторически данной опера­ции предшествовала сохранная операция, когда люди  помещали  свои ценности на сохранение в банки, обеспечивающие надежность и безо­пасность сбережений. В последующем сохранность  денежных  средств  стала перерастать в сохранность от обесценения. Люди стали  поме­щать свои денежные ресурсы в банк не только как в наиболее  удобное, безопасное место, но и в целях получения дохода, их сохране­ния от обесценения,  инфляции.  За  помещение  денег  на  депозит клиенты банка получают ссудный процент.

Кредитная операция является  основной  операцией  банка.  Не случайно банк иногда называют крупным  кредитным  учреждением.  И это действительно так:  в  общей  сумме  активов  банка основной удельный вес составляют кредитные операции. Чаще  всего  за счет кредитования клиентов банк получает и  большую часть  дохода.  В современной структуре банковских операций кредитная операция  однако не является основной. В силу экономического кризиса,  инфляции и, следовательно, более  высокого  риска  коммерческие  банки предпочитают заниматься не только кредитованием, но и другими достаточно доходными и менее рискованными операциями (например, валютными операциями).

Расчетные операции, которые производит банк,  могут осуществляться как в безналичной, так и в наличной форме.  По  поручению клиентов банки могут открывать различные счета, с которых  произ­водятся платежи, связанные с покупкой или  продажей  товарно-материальных ценностей, выплатой заработной платы, перечислением  на­логов, сборов и других не менее  важных  платежей.  При  расчетах банк выступает посредником между продавцами и покупателями,  меж­ду предприятиями, налоговыми органами, населением,  бюджетом.  При производстве расчетов банки используют различное современное обо­рудование обеспечивающее быструю связь и  техническую обработку документации поступающей в банк.

Рассмотренные три типа банковских операций называют традиционными банковскими операциями. Оттенок традиционности   они приобретают прежде всего в том смысле, что исторически, на протя­жении длительного времени переходят как наследие от одного поколения банков к другому. Можно сказать, что эти операции являются самыми древними: их выполняли "старые" банкирские дома, выпол­няют и современные большие и малые банки [11].

Но дело не только в этом. Оттенок традиционности данные опе­рации приобретают и в том смысле, что создают условия сохранения статуса банка. Банками являются не вообще те или иные предприя­тия или организации, которые принимают вклады, выдают кредиты, или совершают расчеты между различными юридическими и физически­ми лицами. На практике довольно часто можно встретить фонды, ко­торые принимают вклады на определенный срок и под определенный процент, но от этого они не становятся банками. Известно, напри­мер, что кредиты могут предоставляться также торговыми организа­циями, вообще всеми субъектами, у которых есть свободные денежные средства, но от этого они также не превращаются в банки, а сохра­няют свой основной статус (положение). Почта проводит платежи по поручению клиента, но не смотря на расчетные операции, которые она выполняет, остается почтой, а не превращается в банк.

Данные операции в своей совокупности образуют то, что назы­вается банком. Юридически банк - это такое предприятие, которое осуществляет все три рассмотренные операции одновременно. Если какую-либо одну из трех чисто банковских операций та или иная организация не выполняет, то она по закону не может считаться бан­ком, а переходит в разряд других финансовых институтов (в законе "О банках и банковской деятельности" [6] они получили название "дру­гих кредитных учреждений").

К разряду традиционных банковских операций можно отнести и кассовые операции. В современном законодательстве они не включе­ны в состав базовых операций, из которых складывается банк, одна­ко по своему назначению они отражают суть банковской деятельнос­ти. Трудно себе представить, что банк занимаясь депозитами, осу­ществляя кредитование и расчеты, не ведет кассовых операций.

Промежуточное положение между традиционными и нетрадиционными операциями занимают дополнительные операции. В их состав вхо­дят валютные операции, операции с ценными бумагами, операции с золотом, драгоценными металлами и слитками. Эти операции банки могут и не выполнять.

В состав нетрадиционных банковских услуг входят все другие услуги. Их достаточно много, в том числе:

      посреднические услуги,

      услуги, направленные на развитие предприятия (внедрение на биржу, размещение акций, юридическая помощь, информационные услу­ги и т. п.),

      предоставление гарантий и поручительств,

      доверительные операции (включая консультации и помощь в управлении собственностью по поручению клиента),

      бухгалтерская помощь предприятиям,

      представление клиентских интересов в судебных органах,

      услуги по предоставлению сейфов,

      туристские услуги и др.

Банкам запрещено заниматься производственной и торговой деятельностью, а также страхованием.

В соответствии с рассмотренной классификацией и в зависимос­ти от субъектов получения, услуги предоставляются как юридическим, так и физическим лицам. Практически набор услуг тем и другим ли­цам может быть в тех или иных банках одинаков, неодинаковым мо­жет оказаться только их объем. В сводном перечне услуг российских коммерческих банков услуги, предоставляемые населению, занимают пока незначительный удельный вес, им еще предстоит увеличить ко­личество видов операций для физических лиц (в том числе по совер­шению платежей, кредитованию производственных и потребительских нужд, приему вкладов и др.). Бесспорным лидером по оказанию услуг физическим лицам является Сберегательный банк Российской Федерации [4].

Поскольку банки аккумулируют (собирают) свободные денежные средства и их перераспределяют, направляют на возвратной основе нуждающимся хозяйственным организациям, банковские услуги могут осуществляться в форме как пассивных, так и активных операций. С помощью пассивных операций банки формируют свои ресурсы (напри­мер, за счет депозитов, продажи сертификатов, кредитов, получен­ных у других банков, и т.п.). Осуществляя активные операции, бан­ки размещают привлеченные и собственные ресурсы на нужды различных хозяйственных организаций и населения.

В зависимости от платы за предоставление  банковские  услуги подразделяются на платные и бесплатные услуги. Это однако не  оз­начает, что какой-то определенный тип  услуг  полностью является платным либо бесплатным. Дело банка определить, за какую разновид­ность, например, расчетных операций необходимо взыскивать плату с клиентов, а за какую - плату не устанавливать. По ряду  соображе­ний отдельные операции в составе расчетных, кредитных и  депозит­ных могут осуществляться бесплатно.

По отношению к плате за услуги и, следовательно,  к  доходам банка могут быть применены и другие,  более  детальные  признаки. Нередко выделяются банковские услуги, приносящие и не  приносящие банковский доход, дорогостоящие и дешевые услуги.  Так,  большин­ство активных операций позволяет банку получить доход, в то  вре­мя как его пассивные операции предполагают выплату  процентов  по определенным видам вкладов. Некоторые банковские  услуги  требуют больших затрат труда, поэтому их цена дороже. Например,  обработ­ка аккредитива стоит в банке дороже, чем обычный перевод денег по платежному поручению клиента.

В зависимости от связи с  движением  материального  продукта банковские услуги подразделяются на два вида:

Информация о работе Банковские услуги предприятию