Банковская услуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2011 в 15:52, реферат

Описание

Банковская услуга – это предоставляемые клиентам технические, финансовые, интеллектуальные и профессиональные виды деятельности банка, сопровождающие и оптимизирующие проведение банковских операций.

Работа состоит из  1 файл

факторинг и классификация.docx

— 22.91 Кб (Скачать документ)

     Банковская  услуга – это предоставляемые  клиентам технические, финансовые, интеллектуальные и профессиональные виды деятельности банка, сопровождающие и оптимизирующие проведение банковских операций.

     Банковская  операция представляет собой комплекс взаимосвязанных действий банка  и клиента, производимых от имени  банка, предусматривающих перемещение  средств и направленных на решение  конкретной экономической задачи.

     Банковские  услуги можно классифицировать по нескольким критериям:

     А) по направленности на удовлетворение потребностей клиента:

     Прямые  услуги, удовлетворяющие непосредственные пожелания клиента

     Платежные услуги;

     Коммерческие  услуги;

     Инвестиционные  услуги.

     Косвенные или сопутствующие услуги, облегчающие  или делающие более удобным предоставление прямых услуг без получения клиентом дополнительной прибыли

     Клиринговые услуги;

     Телефонное  управление счетом;

     Консультационные  услуги;

     Выдача  пластиковой карточки на базе депозитного  счета.

     Услуги, приносящие дополнительный доход или  снижение издержек при использовании  прямых услуг

     Инвестирование  текущих остатков по счетам в однодневные  депозиты – овернайты, услуги банка  при организации сделки под гарантию Агентства экспортного кредитования.

     Б) по степени сложности:

     Продукты  и услуги, которые могут быть востребованы большим количеством потребителей

     Открытие  счетов;

     Управление  денежной наличностью;

     Клиринговые услуги.

     Услуги, требующие специального уровня подготовки банковских кадров

     Управление  активами;

     Инвестиционные  услуги.

     Услуги, требующие профессиональных знаний в области использования услуг

     Услуги  в области корпоративных финансов;

     Управление  смешанными активами

     Услуги, требующие специальных знаний

     В сфере финансового планирования;

     В сфере финансового инжиниринга.

     В) по назначению:

     Платежные или корреспондентские услуги;

     Услуги  на рынке ссудных капиталов;

     Коммерческие  услуги корпоративным клиентам;

     Услуги  частным клиентам;

     Услуги  по банковскому обслуживанию внутренней и внешней торговли;

     Электронные банковские услуги;

     Услуги  по доверительному управлению активами.

 

Проблемы препятствующие развитию факторинга в Беларуси (значение законодательства по факторингу для Беларуси)

— проблемы, связанные  с правовым регулированием факторинговых операций;

— проблемы, связанные  с функционированием отечественных предприятий;

— проблемы, связанные  с деятельностью банков.

В настоящее время  факторинговые операции в Республике Беларусь регулируются статьей 772

Гражданского кодекса  Республики Беларусь (редакция от 8 июля 2008 г.), статьями 153—163 Банковского кодекса Республики Беларусь (редакция от 3 июня 2009 г.) и Правилами бухгалтерского учета финансирования под уступку денежного требования (факторинга) в банках Республики Беларусь, утвержденными постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 4 апреля 2002 г. № 112. Надо отметить, что белорусские банки сталкиваются с некоторыми законодательными ограничениями при осуществлении факторинговых операций. Например, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 4 января 2000 г. № 7 “О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций” сроки поступления денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) не должны превышать 90 дней со дня отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг. С 18 декабря 2002 г. по 9 сентября 2009 г. существовал запрет на уступку денежных требований при оптовой торговле алкогольной, спиртосодержащей продукцией и непищевым этиловым спиртом, что не позволяло банкам осуществлять факторинговое обслуживание предприяий, торгующих данной продукцией. Несмотря на некоторые ограничения, нормативно-правовая база, касающаяся факторинга в Республике Беларусь, в целом урегулирована и позволяет банкам развивать факторинговый бизнес. Например, ОАО “Белгазпромбанк” совместно с партнерами с 2005 г. успешно реализует проект “Рассрочка DELAY”. В рамках данного проекта торговое предприятие продает товары физическим лицам в рассрочку и в течение нескольких дней по договору факторинга уступает денежные требования ОАО “Белгазпромбанк”. В основе проекта “Рассрочка DELAY” лежит технология открытого факторинга без права регресса. Отсрочка платежа составляет 6, 12 и 18 месяцев, основными клиентами являются торговые предприятия, реализующие компьютерную и бытовую технику, а также мебель [15]. В 2008 г. в структуре розничного кредитного портфеля на его долю приходилось 18,5% [16]. Вторая группа проблем связана с функционированием отечественых предприятий. Так, значительная часть белорусских субъектов хозяйствования обладает неустойчивым финансовым положением. По данным статистики, на 1 августа 2009 г. 426 промышленных предприятий, или 20,5% от общего числа, были убыточными. Более 70% предприятий имели просроченную кредиторскую задолженность, в том числе 88 % из них — задолженность свыше трех месяцев [17]. В условиях мирового финансово-экономического кризиса существенно увеличивается риск неплатежа со стороны дебиторов, поэтому в расчетах отечественных предприятий преобладают предоплата и оплата по факту, что исключает возможность факторингового обслуживания данных поставок. Белорусские банки недостаточно активны в продвижении факторинговых услуг по ряду причин.

Во-первых, банки не готовы к инвестициям, необходимым для постановки факторингового бизнеса: покупки соответствующего программного обеспечения, подготовки кадров, разработки и внедрения современных технологий факторингового обслуживания клиентов и т. д.

Во-вторых, отсутствуют системы оценки рисков при осуществлении факторинговых операций, а также методики анализа и оценки дебиторской задолженности клиентов. Именно поэтому в настоящее время отечественные банки не могут предложить клиентам весь комплекс услуг, предсмотренный факторингом в его классическом понимании. Однако постепенно в Республике Беларусь создаются благоприятные условия для развития факторинга. Устранены разногласия в нормативных правовых актах, регулирующих операции внутреннего и международного факторинга. Большое внимание со стороны Правительства Республики Беларусь уделяется поддержке реального сектора экономики, развитию малого и среднего бизнеса. Вместе с тем значительный объем дебиторской задолженности промышленных предприятий (по состоянию на 1 августа 2009 г. — 17,7 трлн. бел. руб.) свидетельствует о высоком потенциальном спросе на факторинговые услуги со стороны субъектов хозяйствования [17].

Анализ отечественного и международного рынков факторинговых услуг показывает, что степень развития факторинга в отдельной стране определяется не столько уровнем ее экономического развития и совершенством нормативноправовой базы, сколько качеством предлагаемых факторинговых продуктов и активностью финансово-кредитных организаций. На рынке отдельной страны, как правило, функционирует лидер (банк-фактор или факторинговая компания), который формирует некую модель построения факторингового бизнеса, делая его привлекательным для других финансово-кредитных организаций. В свою очередь, уровень востребованности факторинга в стране зависит от того, насколько качество предлагаемых факторинговых продуктов соответствует потребнотям субъектов хозяйствования в решении их текущих задач.

 

Тенденции мирового рынка факторинга

 За 2005 г. рынок  вырос более чем на 18,7% и составил 1,0 трлн евро. Самые высокие темпы роста наблюдаются в странах Восточной Европы: Венгрии (59% ежегодные темпы роста за 2000-2005 гг.), Румынии (58%) и Польше (54%).

 Факторинг динамичнее  всего растет в странах с  развитой международной торговлей:  Япония, Тайвань, Англия. Темпы роста  международного факторинга (27%) выше  темпов роста внутреннего (17,4%), при том, что его доля —  менее 10%, по итогам 2005 г. На  внутреннем рынке сейчас происходит  снижение маржи, обусловленное  ростом числа компаний.

Основная  тенденция мирового рынка факторинга — стандартизация продукта. До конца XX века было очень мало сетевых факторинговых компаний, т.е. компаний которые имели бы в разных странах своих офисы. Сейчас крупные компании начали скупать более мелкие за рубежом и открывать свои филиалы. Соответственно, вслед за зарубежной экспансией из основных центров факторингового мира происходит распространение знаний и ноу-хау.

Факторинговый бизнес на сегодняшний день один из самых рентабельных, темпы роста по всему миру колоссальные. Факторинговые компании с мировыми именами сейчас активно осваивают рынки стран Восточной Европы. Эти компании большое внимание уделяет страновым рискам региона, в котором планируют создать дочернюю компанию.

 В России до  сих пор не сняты противоречия  в Гражданском Кодексе относительно  субъекта факторинговых операций. Россия не ратифицировала ни одну международную конвенцию о факторинге. Вряд ли  в ближайшем будущем иностранные факторинговые компании начнут осваивать российский факторинговый рынок. Причиной тому является отсутствие законодательного регулирования факторинговой деятельности и неразвитость судебной системы. Ряд российских банков с иностранным участием проводят факторинговые операции, но они носят единичный характер и в основном проводятся в интересах клиентов материнского банка.

 Другой тенденцией развития факторинга в мире является появление неких ответвлений от стандартного факторингового продукта. Рынок факторинга, в котором ключевой услугой является финансирование под уступку денежного требования, в Западной Европе, можно сказать, уже поделен. Поэтому дальнейшее развитие происходит в двух направлениях. Первое — финансирование под другие активы — это так называемый asset based landing. Это финансирование, например, под товары, оборудование, здания и так далее. Это отличается от кредитования тем, что здесь идет по-прежнему выкуп активов или покупка опциона на активы. А другое направление — это развитие других услуг, связанных с поставками товаров: страхование кредитных рисков, логистика.

 Факторинг применяется в разных странах мира, при этом степень его распространенности значительно колеблется. На Западную Европу приходится 70% факторингового рынка. В Восточной Европе факторинг развивается бурными темпами, но пока составляет всего 1,5% от Западной Европы. Рынок находится в начальной стадии развития. Наиболее конкурентоспособный из стран Центральной и Восточной Европы рынок в Польше и Чехии.

  В этом году  ЕБРР начал программу  по развитию факторинга  в разных странах  Восточной Европы. Организация финансирует  услуги консультантов.  На каждую страну  выделено по 200 тысяч  евро. Между консультантами  проводится тендер  за право консультировать  банк или того, кто хочет создать  факторинговую компанию. Для последних — это бесплатно, но они должны предоставить обоснование своего стремления развивать факторинг в своей компании. Однако деньги связанные, так если на Украину выделяются деньги голландского правительства, то, соответственно, консультантами должны быть голландцы, на Сербию — итальянского, соответственно, там должны быть итальянцы. Пока речь идет об Украине, Казахстане, Сербии. На очереди — Грузия, Молдавия, Россия.

В Соединенных Штатах Америки или Японии, которые являются экономически мощными  странами, факторинг  менее развит. Ситуация с факторингом  в разных странах  Западной Европы различается. Разные продукты и  услуги являются локомотивами, движущими силами. Есть страны, где  международный факторинг  превалирует над внутренним. Есть страны, где факторинг без регресса превалирует над факторингом с регрессом. В некоторых странах центральные услуги — страхование кредитов и рисков, в других, наоборот, центральные услуги — финансирование. Это связано с тем, что факторинг — молодая отрасль и во многом зависит от лидера рынка. В каждой из стран есть ярко выраженные одна-две-три компании, которые, в общем-то, ведут за собой всех остальных. В Великобритании — это Royal Bank of Scotland, Lloyds TSB, во Франции — Eurofactor, GE Factofrance. В нашей стране —НФК, "Еврокоммерц".

Информация о работе Банковская услуга