Анализ осуществления финансового контроля на страховом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание

Объектом исследования курсовой работы является финансовый контроль на страховом рынке. Основная цель курсовой работы состоит в рассмотрение финансового контроля на страховом рынке, организации финансового контроля на страховом рынке Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть теоретические аспекты финансового контроля на страховом рынке, ее сущность, цели, а также основные методы регулирования;
- проанализировать основные особенности развития страхового рынка в РФ, выявить ее особенности и основные проблемы;
- рассмотреть перспективные направления развития финансового контроля на страховом рынке.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы финансового контроля
на страховом рынке РФ………….…………………………………………………6
1.1. Сущность финансового контроля на страховом рынке,
его функции………………………….…………………………..……..…………..6
1.2. Правовое регулирование финансового контроля
на страховом рынке……………………………………………………………….13
2.Анализ осуществления финансового контроля на страховом рынке……….20
2.1.Анализ современного состояния страхового рынка в РФ…………………20
2.2.Оценка финансового контроля на страховом рынке……………………….26
2.3. Перспективы и тенденции развития финансового контроля на страховом рынке……………………………………………………………………………….34
Заключение…………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………….39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по финансам.doc

— 384.00 Кб (Скачать документ)
 

Проанализировав данную таблицу мы видим, что на июль приходится больше всего проверок с выходом на место. Из-за того,что начался мировой кризис страховые компании отказывались выплачивать гражданам страховые выплаты. Увеличилось количество жалоб. Следовательно увеличилось количество проверок

Таблица 4.

Количество  предписаний, выданных субъектам страхового дела Инспекциями  страхового надзора  по федеральным округам 

Инспекция страхового надзора ИТОГО за 1 кв. ИТОГО за 2 кв. ИТОГО за 3 кв ИТОГО за 4 кв
Центральная 246 244 348 347
Северо-Западная 59 65 75 114
Южная 107 119 130 112
Приволжская 57 71 168 108
Уральская 54 77 68 89
Сибирская 79 56 55 68
Дальневосточная 12 46 19 34
ИТОГО 614 678 863 872
 

Изучив  таблицу мы видим.что больше всего  предписаний было выдано в 3-ем квартале Центральном Федеральном округе – 348 предписаний. Затем идет Приволжский Федеральный округ – 168 в 3-ем квартале. Меньше всего проверок в Дальневосточном Федеральном округе. Это свидетельствует о том, что страховые компании работают качественно. У них меньше проблем с финансовой отчетностью, и выплачивают страховые взносы в срок и в полном объеме. 

Таблица 5. 

Меры  страхового надзора 

 
Меры  ФССН
2008 г. 2009 г.
  Ограничено действие лицензий 4 5
  Приостановлено действие лицензий 85 91
  Отозвано лицензий 81 101
 

Согласно  таблице 7 Мы видим что в 2009 г.было ограничено действие лицензий у 5 страховых компаний по сравнению с 2008 г. Также в 2009 г.наблюдается динамика роста приостановления лицензий. Опять же в связи с кризисом это убытки большинства компаний,  невыплаты, а также наличием задолженности перед  коллегами-страховщиками.

В 2009 г. Росстрахнадзор участвовал в 68 судебных процессах, по которым судебными  инстанциями вынесено 21 решение, 20 из которых в пользу Росстрахнадзора.

Таблица 6.

Меры  инспекций страхового надзора

Меры  инспекций страхового надзора 2008 г. 2009 г.
  Дано предписаний, в том числе: 3 027 4 392
      - на основании обращений граждан 616 864
           из них по ОСАГО 419 540
      - по результатам проверок 168 347
           из них по ОСАГО 100 56
  Направлено запросов 12 432 19 566
  Проведено выездных проверок 214 229
  Направлено ходатайств о применении  санкций 203 224
 

     Проанализировав данную таблицу мы видим, что обращение граждан увеличилось в связи с несогласием с суммой страховой выплаты. Если смотреть по ОСАГО то мы видим что предписания увеличились вследствие того,что количество предписаний, выданных на основании жалоб, то их количество выросло примерно всего на 25%.Вследствии этого увеличились выездные проверки.

     Впрочем, проблемы с выплатами коснулись не только страховщиков, но и Российского союза автостраховщиков (РСА), расплачивающегося по долгам по ОСАГО ушедших с рынка компаний. Вообще, претензий клиентов, требующих вмешательства Российского союза автостраховщиков (РСА) или ФССН, мало, продолжает тему генеральный директор компании "РУКСО" Александр Кобец. "Подобные случаи носят единичный характер и чаще связаны с работой филиалов.

Количество жалоб увеличивается не только по мере роста портфеля, говорит директор департамента качества "РОСНО" Борис Голомысов, но и "по мере расширения каналов для обращений клиентов". "РОСНО" предоставляет клиентам возможность обратиться в компанию любым удобным способом"

     С одной стороны, большое количество жалоб по ОСАГО может свидетельствовать об отсутствии применения компанией искусственных механизмов селекции портфеля, а также о достаточно высоких показателях убыточности. 

     В конце года Инспекция, с целью осуществления контроля за финансовой устойчивостью, направила в адрес 60 страховых организаций запросы с предложением представить информацию о страховых резервах, собственных средствах и активах, принимаемых в их покрытие. Также необходимо было представить первичные бухгалтерские документы, позволяющие проверить наличие активов и исполнение структурных соотношений активов, резервов и собственных средств страховщика в периоде между отчетными датами.

     В результате рассмотрения представленных документов дополнительно были выявлены 6 страховщиков, которые, по состоянию на 30.09.2009 года, не имеют достаточного количества активов, соответствующих требованиям правил размещения страховщиками средств страховых резервов и требованиям, предъявляемым к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика.

У 3-х страховых организаций не хватает активов как на покрытие собственных средств, так и на покрытие страховых резервов.

     Выездных  проверок в 2009 г. больше, чем в 2008г. Это связано с тем, что страховые компании выплачивали небольшие суммы,т.е суммы меньшие чем в договоре. И как следствие увеличения обращений граждан.

В ходе проверки было выявлено, что некоторые страховые организации показывали в размещение страховых резервов и собственных средств депозиты (вклады) в банках с отозванными лицензиями, ценные бумаги, рейтинг которых в ходе проверки не подтверждался, недвижимое имущество, рыночная стоимость которого не подтверждалась независимым оценщиком, а также активы, которыми страховая организация вообще не обладала на момент составления отчетности. В данных случаях в страховые организации направлялись предписания с предложением привести отчетность в соответствие с требованиями законодательства, а в случае если после приведения отчетности в соответствие у страховой организации не хватало разрешенных активов, выдавалось предписание за нарушение требований.

      Результаты деятельности страховщиков адекватно оценили страхователи более чем 2-кратным ростом числа жалоб и обращений в ФССН. С учетом того факта, что главная функция надзора - это защита прав и законных интересов страхователей и государства, оценка также соответствующая.

      Подводя итоги 2009 года по работе с жалобами и обращениями определенно можно сказать, что ни одна жалоба не осталась без внимания и принятия соответствующих мер страхового надзора. Тем не менее, такое резкое увеличение их количества потребовало принятия быстрых и энергичных мер по организации работы с обращениями граждан, что в конечном итоге положительно сказалось и на сроках рассмотрения, и на глубине проработки. Санкции к страховщикам были соответствующие.

Без доверия граждан к страховому рынку и уверенности в том, что страховщик гарантированно на все 100% осуществит страховую выплату, динамичное развитие невозможно. 

      2.3 Перспективы и  тенденции развития  финансового контроля  на страховом рынке

      Страхование – одна из наиболее динамично развивающихся сфер российского бизнеса

      На  развитие страхования негативно  влияют:

  • существующий уровень платежеспособности и спроса граждан и юридических лиц на страховые услуги;
  • использование не в полной мере рыночного механизма в области страхования и, в частности – неразвитость обязательного страхования, без чего не может активно развиваться рынок добровольного страхования;
  • отсутствие надежных инструментов долгосрочного размещения страховых резервов;
  • ограничение конкуренции в некоторых секторах рынка страховых услуги на территориях, в частности, путем создания аффилированных и уполномоченных страховых организаций;
  • отсутствие системы мер по совершенствованию законодательства о налогах и сборах в сфере рынка страховых услуг;
  • низкий уровень капитализации страховых организаций, неразвитость национального перестраховочного рынка, приводящие к невозможности страхования крупных рисков без значительного участия иностранных перестраховочных компаний и необоснованному оттоку значительных сумм страховой премии за границу;
  • информационная закрытость рынка страховых услуг, создающая проблемы для потенциальных страхователей в выборе устойчивых страховых организаций;
  • несовершенство правового и организационного обеспечения государственного страхового надзора.

      Основными задачами развития страхового дела являются:

  • формирование законодательной базы рынка страховых услуг;
  • развитие обязательного и добровольного видов страхования;
  • создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью;
  • стимулирование перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;
  • поэтапная интеграция национальной системы страхования с международным страховым рынком[16,с.200].

      Таким образом, можно отметить, что наблюдаются  тенденции восстановления целостной  системы финансового контроля на страховом рынке в государственном секторе, сформулирована в данной области государственная политика и ведется разработка соответствующего нормативно-правового регулирования. Вместе с тем необходимо отметить, что сейчас мы находимся в самом начале пути, так как органы внутреннего контроля в государственном секторе будут создаваться практически с нуля.

      В области контроля в коммерческом секторе экономики государственные  органы ограничили свои функции регулированием внешней формы финансового контроля на страховом рынке - внешнего аудита как своеобразного гаранта достоверности информации о деятельности хозяйствующих субъектов для внешних пользователей, получаемой в виде бухгалтерской финансовой отчетности.

      Таким образом, обязательная автогражданская ответственность продолжает тянуть показатели рынка вниз – убыточность во многих регионах РФ уже давно преодолела критический уровень, и некоторые страховщики, в целях снижения числа договоров по этому виду переносят пункты продажи полисов ОСАГО в труднодоступные места, чтобы не привлекать внимание автовладельцев к возможности застраховаться по ОСАГО именно у них.

      Кризис, с одной стороны, усугубляет неблагоприятную ситуацию с возможностью получения инвестиционных доходов российскими страховщиками, а с другой сильно подрывает платежеспособный спрос, являющийся главным источником существования страхования в целом.

      Кризис  требует от страховщиков  большей  эффективности при меньших затратах, что достижимо в современных условиях лишь при одном условии – лояльности клиента. А эта лояльность достигается при возможности конструктивного диалога со страховщиком на всех этапах подготовки, заключения и реализации договора страхования,включая,конечно и урегулирование убытков. Этому конструктивному диалогу может способствовать взаимодействие с инфраструктурными элементами страхового рынка – оценщиками и аварийными комиссарами. Привлечение этих организаций на различных этапах составления договора страхования поможет существенно увеличить «прозрачность» страховых процедур и снизит недоверие клиента к страховщикам. Таким образом, страховщикам необходимо делать упор на качественное страховое обслуживание и своевременную и полную оплату убытков[26]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Анализ осуществления финансового контроля на страховом рынке