Анализ осуществления финансового контроля на страховом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание

Объектом исследования курсовой работы является финансовый контроль на страховом рынке. Основная цель курсовой работы состоит в рассмотрение финансового контроля на страховом рынке, организации финансового контроля на страховом рынке Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть теоретические аспекты финансового контроля на страховом рынке, ее сущность, цели, а также основные методы регулирования;
- проанализировать основные особенности развития страхового рынка в РФ, выявить ее особенности и основные проблемы;
- рассмотреть перспективные направления развития финансового контроля на страховом рынке.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы финансового контроля
на страховом рынке РФ………….…………………………………………………6
1.1. Сущность финансового контроля на страховом рынке,
его функции………………………….…………………………..……..…………..6
1.2. Правовое регулирование финансового контроля
на страховом рынке……………………………………………………………….13
2.Анализ осуществления финансового контроля на страховом рынке……….20
2.1.Анализ современного состояния страхового рынка в РФ…………………20
2.2.Оценка финансового контроля на страховом рынке……………………….26
2.3. Перспективы и тенденции развития финансового контроля на страховом рынке……………………………………………………………………………….34
Заключение…………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………….39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по финансам.doc

— 384.00 Кб (Скачать документ)

     Федеральная инспекция по надзору за страховой  деятельностью рассматривает заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с момента получения всех документов, предусмотренных в п. 1 настоящей статьи.

 Основанием  для отказа юридическому лицу  в выдаче лицензии на осуществление  страховой деятельности может служить несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства Российской Федерации.

    Статья 939. Выполнение обязанностей по договору страхования страхователем и  выгодоприобретателем

  1. Заключение договора страхования в пользу выгодоприобретателя, в том числе и тогда, когда им является застрахованное лицо, не освобождает страхователя от выполнения обязанностей по этому договору,
  2. Страховщик вправе требовать от выгодоприобретателя, в том числе и тогда, когда выгодоприобретателем является застрахованное лицо, выполнения обязанностей по договору страхования, включая обязанности, лежащие на страхователе, но не выполненные им, при предъявлении выгодоприобретателем требования о выплате страхового возмещения по договору имущественного страхования либо страховой суммы по договору личного страхования.

      Также важным нормативным актом в сфере  финансового контроля страхового рынка  является ФЗ «Об организации страхового дела». Данный федеральный закон определяет: Настоящий Закон регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела[2, ст.1].

      Страховая деятельность (страховое дело) - сфера  деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых  актуариев по оказанию услуг, связанных  со страхованием, с перестрахованием.[2, cт.2].

      Гарантиями  обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; страховые  резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования, взаимного страхования; собственные средства; перестрахование. Минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 миллионам рублей, и следующих коэффициентов:

Страховые резервы  и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности.

      Особое  место среди источников правового  регулирования занимает Закон РФ от 9 февраля 2010 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), который определяет общие положения об организации страховой деятельности.

      Закон «О страховании» стал первым юридическим  актом, определяющим правовые границы (рамки) и основы страхового дела в России. Этот закон стал базой для разработки других специальных законов, указов, постановлений, подзаконных и нормативных документов, документов страховых фирм, охватывающих все направления развития страхового рынка и соответствующих ему экономических отношений. Закон дал трактовку содержания многих основных понятий страхового дела; он формулирует содержание и специфику договора страхования, страхового свидетельства (полиса, сертификата), заявления на страхование; определяет компетенцию и функции госстрахнадзора[14,c.210].

      В отличие, от гражданского законодательства страховое законодательство — более широкое по составу понятие. Оно включает не только федеральные законы, но и другие акты федерального уровня (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты).

      Констатируем  также, что сфера специального регулирования определяется совокупностью правовых норм, которые содержатся в федеральных законах, посвященных различным видам страхования:

  • Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. № 348-ФЗ «Об обязательном социальном страховании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральный закон от 11 июня 2008 г. № 86-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»;
  • Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 313-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральный закон от 22 апреля 2010 г. № 65-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями и дополнениями).

      Все вышеперечисленные федеральные законы определяют особенности финансового контроля различных сфер страхового дела.

      Достаточно  важную роль в регулировании страховой  деятельности, особенно в сфере контроля и надзора, играют ведомственные  нормативные акты. По своей форме ведомственные акты можно подразделить на положения, правила, письма, приказы, инструкции и др. (например, «Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями и дополнениями), утв. постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 263; письмо Федеральной службы страхового надзора от 21 марта 2007 г. № 1436/02 «О страховании договорной ответственности») [16,c.190].

      Таким образом, финансовый контроль осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями. Предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки, обращения, налог на добавленную стоимость, отчисления на различные цели и в фонды.

      Страховой контроль же выражается в изучении финансового положения страховщика  и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователями. Отсутствие средств у страховщика  для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и вообще к идее страхования. В случае не обеспечения финансовой устойчивости страховых операций ФССН – орган финансового контроля на страховом рынке - может потребовать от страховой организации повышения размера этих фондов в рублях и валюте в зависимости от видов, объема и валюты страховых операций. При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулировании лицензий Департамент руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензируемой организации. В случае выявления нарушений по результатам проверок отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности ФССН имеет право давать предписание страховым организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов, ставок, страховых взносов (премии), правил и условий страхования, характера вложений временно свободных средств.

     Однако  для осознания практического  значения страхового контроля в страховании  необходимо рассмотреть страховой рынок как вид финансового рынка и проведение финансового контроля на нем. Данные вопросы нашли свое отражение в следующее главе работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Анализ  осуществления финансового  контроля на страховом  рынке

      2.1 Анализ современного состояния страхового рынка в РФ

      Страховой рынок представляет собой социально-экономическое пространство, в котором действуют страхователи, нуждающиеся в страховых услугах, страховщики (страховые компании), удовлетворяющие спрос на них, страховые посредники и организации страховой инфраструктуры (консалтинговые фирмы и т. д.).

      Объективной основой формирования страхового рынка является необходимость обеспечения бесперебойности воспроизводственного процесса путем оказания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельств. В широком понимании страховой рынок представляет собой всю совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи страхового продукта.

      Страховой рынок РФ является молодым рынком по сравнению со страховыми рынками ведущих западных государств: его формирование пришлось на начало 90-х годов ХХ века. Данная незрелость и особенности страхового рынка РФ во многом и определяет необходимость финансового контроля в сфере страхования.

      Для определения приоритетных направлений финансового контроля и перспектив его развития на современном этапе проанализируем функционирование страхового рынка за период 2006-2009 гг.

     Тенденция сокращения численности участников страхового рынка заметна с 2004 года. Ее пик пришелся на кризисные 2008-2009 годы, когда рынок покинули 186 субъектов страхового дела (включая страховые организации, брокеры и общества взаимного страхования), при этом если в первые три квартала 2008 года уходили с рынка по 17 – 18 ССД за квартал, то, начиная с 4 квартала 2008 года, в среднем уже по 27 субъектов страхового дела в квартал.

      

            Рис.2.1.1 Количество страховых компаний в 2007-2009 г.[32]

      При этом рынок избавляется от слабых и недобросовестных компаний в равной степени во всех округах – как  видим, доля страховых организаций, сконцентрированных в Центральном и Приволжском федеральных округах, практически не изменилась, несмотря на значительное уменьшение количества страховых организаций в целом по России.

      Следует отметить, что ярко выраженная тенденция  последних лет, которая заключалась в непрерывном росте количества филиалов, к началу 2009 года несколько сбавила обороты и даже повернула вспять. Связано это было с отзывами лицензий у компаний, обладающих довольно развитой сетью филиалов: ООО «Генеральный страховой альянс», ОАО «Расо», ООО «Поддержка-Гарант» и др. Однако к концу 2009 года тенденция возобновилась, и в данный момент в Приволжском федеральном округе насчитывается количество филиалов иногородних страховых организаций на уровне конца 3 квартала 2008 года.

     Прямое  влияние количество страховых организаций  оказывают на динамику страховых  выплат и взносов.

Анализ  страховых выплат по отраслям: Если мы возьмем страховые выплаты по ОСАГО то мы увидим, что страховые выплаты растут. Согласно таблице 2 приложение 1.ели в 1квартале2006 г. было 7,4 млрд. руб., то в 2009 г.-11,2 млрд.руб. Другая динамика наблюдается с темпом роста. Если он к 1кв.2008г. достиг 127,9%,то в 2009 г. он снизился до 101,8%.Это связано с тем,что мировой финансовый кризис повлиял на темпы развития автострахования и через снижение объемов автокредитования, и через уменьшение покупательной способности населения. Число заключённых договоров ОСАГО снизилось по двум причинам. Первая – сокращение количества людей, пользующихся личным автотранспортом, которое привело не только к разгрузке дорог, но и к тому, что эти люди не продлили договоры ОСАГО. Часть из этой категории оставила машины в гараже или на стоянке по причине экономии, какая-то часть лишилась своих автомобилей в результате их взыскания банками в обеспечение кредитов. Вторая причина – рост числа отказников, не купивших полис на очередной год по финансовым или любым другим соображениям.

Наблюдается тенденция снижения в отрасли  страховании жизни.Если в 1кв.2006г. страховые  выплаты были 1,9 то в 1квартале 2009г.они снизились до 1,5 млрд.руб.Это связано с кризисом.Если темп роста в 1 квартале 2008г.достиг 100%,то в 2009 г. понизился до 83%.Кризис сделал людей более восприимчивыми к предложению программ страхования жизни. Сегодня потенциальные клиенты стали проявлять большее внимание к рисковой составляющей страхового продукта, поскольку отсутствие финансовой защиты в сложных рыночных условиях становится "непозволительной роскошью".

     Если  проанализировать страхование имущества, то наблюдается тенденция повышения страховых выплат. Так, если в 1 кв. 2006 г. они составляли 11,8 млрд. руб., то к 2009 г. они выросли до 33,4 млрд. руб. Констатируем, что кризис не повлиял на отрасль. Почти такая же тенденция наблюдается в обязательном медицинском страховании. Страховые выплаты в 1 кв. составили 37,6 млрд. руб. Уже в 1 кв. 2009 г. они выросли до 102,2 млрд. руб. Хотя темп роста снизился со 159,6% в 1 кв. 2006 г. до 127,3% в 2008 г.

Немного другая тенденция наблюдается и при рассмотрении динамики страховых выплат, что наглядно демонстрирует рисунок 2.1.2.

      

      Рис.2.1.2. Динамика основных показателей рынка, I кв. 2006 – I кв. 2009 гг. [25]

      Согласно  рисунку 2.1.2, вплоть до  2 квартала 2008 года наблюдалась тенденция роста страховых премий, однако в I квартале 2009 года появилась тенденция замедления общерыночного роста премий, темп составил 106,3% по сравнению с I кв. 2008 года. Ежеквартальный рост премий в целом по рынку в IV квартале 2008 года и в I квартале 2009 года составлял около 2%. Незначительное сокращение на 4% было характерно для III квартала 2008 года.

Информация о работе Анализ осуществления финансового контроля на страховом рынке