Анализ осуществления финансового контроля на страховом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:42, курсовая работа

Описание

Объектом исследования курсовой работы является финансовый контроль на страховом рынке. Основная цель курсовой работы состоит в рассмотрение финансового контроля на страховом рынке, организации финансового контроля на страховом рынке Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть теоретические аспекты финансового контроля на страховом рынке, ее сущность, цели, а также основные методы регулирования;
- проанализировать основные особенности развития страхового рынка в РФ, выявить ее особенности и основные проблемы;
- рассмотреть перспективные направления развития финансового контроля на страховом рынке.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы финансового контроля
на страховом рынке РФ………….…………………………………………………6
1.1. Сущность финансового контроля на страховом рынке,
его функции………………………….…………………………..……..…………..6
1.2. Правовое регулирование финансового контроля
на страховом рынке……………………………………………………………….13
2.Анализ осуществления финансового контроля на страховом рынке……….20
2.1.Анализ современного состояния страхового рынка в РФ…………………20
2.2.Оценка финансового контроля на страховом рынке……………………….26
2.3. Перспективы и тенденции развития финансового контроля на страховом рынке……………………………………………………………………………….34
Заключение…………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………….39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по финансам.doc

— 384.00 Кб (Скачать документ)

      Все вышеперечисленные методы финансового  контроля используются Федеральной службы страхового надзора (далее ФССН), являющейся специальной службой осуществляющей финансовый контроль на страховом рынке. Отметим, однако, что в регулировании страхования в пределах своей компетенции участвуют также и другие государственные органы - налоговые, антимонопольные, Центральный банк Российской Федерации.

      Федеральная служба страхового надзора (ФССН) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства финансов.

      Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Федеральная служба страхового надзора образована в соответствии с Указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ № 330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора».

      Основными функциями ФССН, обуславливающие особенности финансового контроля на страховом рынке, являются:

  • принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;
  • выдача и отзыв квалификационных аттестатов;
  • ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела;
  • осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;
  • осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;
  • выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;
  • получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;
  • обращение в случаях предусмотренных законом в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела — юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела — физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
  • обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

      Однако  регулирующая и контрольная роль органов государственного страхового надзора предусматривает выполнение в основном трех функций, с помощью которых обеспечивается надежная защита страхователей:

а) регистрация и лицензирование;

б) обеспечение гласности;

в) поддержание правопорядка в страховой отрасли.

      Государственное регулирование начинается на этапе  допуска страховых компаний на рынок. Средством регулирования выступают  процедуры регистрации и лицензирования страховщиков. Регистрация страховых организаций принципиально отличается от обычной процедуры регистрации юридических лиц. Она проходит в два этапа: сначала страховая копания проходит регистрацию как предпринимательская структура. Затем она должна пройти регистрацию и быть внесена в реестр в органах страхового надзора, где параллельно с регистрацией производиться лицензирование.

      Лицензирование  деятельности страховых компаний - это процедура получения ими государственного разрешения на проведение страхования по определенным видам. Лицензирование страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, носит обязательный характер и осуществляется ФССН [7,c.108].

      Необходимым условием для получения лицензии является наличие у страховой  организации полностью оплаченного до начала деятельности уставного капитала.

      При обращении страховой организации  в ФССН за получением лицензии на проведение страховой деятельности необходимо документальное подтверждение того, что оплаченный уставный капитал и иные собственные средства будущего страховщика обеспечивает проведение планируемых видов страхования и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования. Минимальный размер уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическим лицом документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности должен быть не менее 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда — при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни; не менее 35 тыс. минимальных размеров оплаты труда — при проведении страхования жизни и иных видов страхования; не менее 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда — при проведении исключительно перестрахования.

     ФССН обязан выдать лицензию в течение 60 дней со дня получения всех необходимых документов или, в случае отказа в выдаче лицензии, в течение того же срока сообщить страховой организации о причинах отказа[15,c.60].

      В случае не обеспечения финансовой устойчивости страховых операций ФССН может потребовать от страховой организации повышения размера этих фондов в рублях и валюте в зависимости от видов, объема и валюты страховых операций. При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулировании лицензий Департамент руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензируемой организации. За выдачу лицензии со страховщика взимается специальный сбор.

      Для осуществления возложенных задач  ФССН имеет право:

      - проводить проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, касающихся действующего законодательства о страховании, установленных правил и предписаний;

      - получать от страховых организаций необходимые сведения, справки и иную информацию, подтверждающую достоверность получаемых сведений, а также обращаться за получением информации к банкам и другим учреждениям и организациям;

     - осуществлять контроль за создаваемыми в страховых организациях необходимыми резервами для обеспечения соответствия между принятыми страховыми организациями обязательствами и имеющимися у них средствами;

      - контролировать размещение страховыми организациями временно свободных средств с целью определения степени надежности капиталовложений и ликвидности активов этих организаций. В случае выявления нарушений по результатам проверок отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности ФССН имеет право давать предписание страховым организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов, ставок, страховых взносов (премии), правил и условий страхования, характера вложений временно свободных средств. Могут даваться также предписания о введении или изменении схемы перестрахования[13,c.200].

      Помимо  лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка, органы государственного страхового надзора в центре и на местах осуществляют контроль соблюдения прав и интересов страхователей.

      Следующая функция – обеспечение гласности.Каждый,кто профессионально  занимается страховой деятельностью, обязан опубликовать проспект, содержащий полную, правдивую и четкую информацию о финансовом положении страховщика. Принцип гласности проводится через положение законодательных актов о страховой деятельности. Чтобы недопускать ограничения конкурентной борьбы, орган государственного страхового надзора должен проверить, насколько достоверна представленная информация. Открытость информации о финансовом положении страховщиков способствует сохранению конкурентной борьбы.

      Третья функция – поддержание правопорядка в отрасли.Орган государственного страхового надзора может начать расследование нарушений закона, принять административные меры в отношении тех, кто действует вопреки интересам страхователей, или передать дело в суд. Орган государственного страхового надзора наделен многими полномочиями по проверке оперативно-финансовой деятельности страховщиков.  

      1.2. Правовое регулирование финансового контроля на страховом рынке

     Рынок страховых услуг является одним  из важнейших сегментов финансового  рынка, обеспечивающим стабильность экономического и социального развития общества. Рынок страховых услуг позволяет заинтересованным лицам минимизировать вредоносные последствия непредвиденных событий путем равномерного перераспределения рисков между многими лицами, что обеспечивает стабильность оборота.

      В развитой экономической системе  рынок страховых услуг занимает важное место, пронизывая все сферы  предпринимательской деятельности, гражданского оборота, быта и социальной сферы общественной жизни, внося  в них стабильность и планомерность, обеспечивая людям уверенность в будущем.

      В настоящее время  происходит процесс формирования и  страхового права как составной  части российской правовой системы, и страхового законодательства. Поэтому  в России пока нет стройной и иерархичной системы страхового законодательства.

      В Российской Федерации сложилась трехступенчатая система регулирования страхового рынка.

  • Первая ступень, включающая в себя Гражданский кодекс страны, некоторые законы и правовые акты, имеющие статус кодекса.
  • Вторая ступень - специальные законы по страховому делу.
  • Третья ступень - нормативные акты министерств и служб по страховому делу [10,c.68].

      На  страховом рынке наиболее защищенными  являются страховщики, а наименее защищенными  – страхователи, поэтому вся система  государственного права должна обеспечить равенство прав и обязанностей участников страховой сделки через приоритетную защиту интересов покупателей и потребителей страховых услуг. Правовая безопасность страховых фирм может быть обеспечена только хорошими законами, не противоречащими актам всех ступеней регулирования страховых отношений.

      Гражданское право является исходной основой (первой ступенью); оно выполняет функцию  генерального регулятора всех сфер жизни  общества и определяет регулировочные функции всех законодательных актов второй и третьей ступени.

Так, главная роль в регулировании общих вопросов заключения и исполнения договоров страхования принадлежит Гражданскому кодексу РФ (гл. 48 «Страхование»). Гражданский кодекс РФ определяет: В качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида.

Требования, которым должны отвечать страховые  организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании. Физическое лицо или индивидуальный предприниматель страховщиком быть не может.

     Ст. 6 Закона о страховании запрещает  страховым организациям непосредственно  самим заниматься производственной, торгово - посреднической и банковской деятельностью. Общие правила лицензирования страховой деятельности определены ст. 32 Закона о страховании. Ниже приводится ее текст:

"1. Лицензии  на осуществление страховой деятельности  выдаются Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью:

а) страховщикам на основании их заявлений с приложением:

  • учредительных документов;
  • свидетельства о регистрации;
  • справки о размере оплаченного уставного капитала;
  • экономического обоснования страховой деятельности;
  • правил по видам страхования;
  • расчетов страховых тарифов;
  • сведений о руководителях и их заместителях;
  • б) страховщикам, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование, на основании их заявлений с приложением:
  • учредительных документов;
  • свидетельства о регистрации;
  • справки о размере оплаченного уставного капитала;
  • экономического обоснования страховой деятельности;
  • сведений о руководителях и их заместителях.

Информация о работе Анализ осуществления финансового контроля на страховом рынке