Анализ факторов и условий развития российских ТНК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 19:10, контрольная работа

Описание

Развитие современной системы международных экономических отношений проходит под воздействием ускоряющейся глобализации экономики, а главной движущей силой этого процесса выступают транснациональные корпорации (ТНК). ТНК представляют собой наиболее мощную часть корпоративного бизнеса, действуют в международных масштабах и играют ведущую роль в развитии мирохозяйственных связей. Транснациональные корпорации предстают как непосредственные участники всего спектра международных связей.

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 119.87 Кб (Скачать документ)

В последнее  время всё более распространёнными  становятся транснациональные стратегические альянсы (ТСА) между компаниями разных стран, которые ряд учёных и исследователей как новый вид ТНК.

ТНК с момента  появления прошли в своем развитии несколько этапов:

    • Конец 19 века - ТНК 1-го поколения (колониально-сырьевые ТНК),
    • В период с I мировой войны по II мировую войну - ТНК 2-го поколении (тресты),
    • 60-е годы - ТНК 3-го поколения (технико-потребительские ТНК),
    • Начало 80-х - глобальные ТНК 4-го поколения,
    • 90-е годы - ТС А (транснациональные стратегические альянсы).

ТНК 1-го поколения  действовали в границах существовавших колониальных империй конца 19 - начала 20 века. Это колониально-сырьевые ТНК (картели, синдикаты, тресты), основной целью которых было получить доступ к дешёвым источникам сырья, которые  вовлекли в орбиту своих экономических  интересов сырьевую базу колоний, дополнили  отношения политической зависимости  колоний их экономической зависимостью, объединили своими связями многие страны и привели, в конечном счете, к  созданию мирового капиталистического хозяйства.

ТНК 2-го поколения  возникли на базе международного расцвета производства военно-технической продукции. Они существовали в период между  двумя войнами начала и середины 20 века. Их деятельность была связана  главным образом с производством  вооружения, боеприпасов, амуниции. Они  сохранили свою мощь и в настоящее  время.

ТНК 3-го поколения  появились в начале 60-х годов  с развитием НТР и ростом потребительского спроса - это технико-потребительские  компании. Их целями являлись - завоевание рынков сбыта, источников сырья, сфер приложения капиталов; они широко используют достижения НТР и преимущества межстрановой кооперации предприятий.

Становление данных ТНК происходило в условиях обострения мировой конкуренции  и начала западноевропейской интеграции. Резкий рост уровня жизни заставил их ориентироваться на массовый потребительский рынок. Под влиянием расширения деятельности монополий до масштабов мирового хозяйства международные союзы картельного типа сменились международными концернами и конгломератами.

 ТНК 4-го поколения формируются с 80-х годов это те корпорации, для которых основным источником прибыли становится внешнеэкономическая деятельность.

Стратегия «глобальных» ТНК характеризуется инновационной  агрессивностью и динамизмом, отходом  от одноотраслевой структуры, нацеленностью  на завоевание уже не отдельных сегментов  рынка, а ключевых мирохозяйственных  позиций в производстве и реализации продукции. В этот период зарубежные филиалы и предприятия международных  корпораций, работая по единым стандартам и принципам с материнской  компанией в сфере производства, сбыта, менеджмента превращаются в  комплекс международного производства, науки, капитала, товаропроводящей сети, новых форм маркетинга и менеджмента.

К ТНК 5-го поколения  причисляют обычно транснациональные  стратегические альянсы, предпосылкой появления которых явилось развитие сотрудничества между ТНК («стратегическая  интеграция»). Целью такого сотрудничества различны, но чаще всего это объединение  научного потенциала ТНК, производственное кооперирование, раздел рисков и раздел территорий мировых рынков.[14]

Итак, причиной возникновения ТНК является традиционное стремление предпринимателей снизить  издержки производства и получить сверхприбыль. Интернационализация фирм идет поэтапно после закрепления их на внутреннем рынке. По мере накопления опыта внешнеэкономической деятельности компании переходят от простых форм мирохозяйственных связей к сложным системам производственно-сбытовых цепочек. Сначала фирма превращается в постоянного участника внешней торговли, затем осваивает производство товаров и (или) услуг за рубежом, после чего постепенно начинает развитие самой разнообразной зарубежной деятельности, связанной преимущественно с инвестированием. Ведь при размещении предприятий за рубежом руководство компании учитывает больше факторов, нежели при экспорте, причем как из-за больших рисков (влияния курсов валют, погружения в другую правовую среду и т.п.), так и из-за наличия не только сбытовых, но и других мотивов осуществления ПИИ. Именно на этой стадии компания превращается в полноценную ТНК. Самые мощные ТНК вовлекаются уже в широкий спектр международных экономических отношений, включая операции на фондовом рынке.[16]

Можно сделать  вывод, что на протяжении всей истории  существования корпораций феномен  их появления и успешного функционирования напрямую связан с развитой внутренней социальной организацией - корпоративной культурой корпорации.[10]

    1. Типы ТНК

 

Существуют  следующие типы транснациональных  корпораций:

- горизонтально  интегрированные корпорации с  предприятиями, выпускающими большую  часть продукции. Например, производство  автомобилей в США или сеть  предприятий "Fast Food".

- вертикально  интегрированные корпорации, объединяющие  при одном собственнике и под  единым контролем важнейшие сферы  в производстве конечного продукта. В основном, в нефтяной промышленности  добыча сырой нефти часто осуществляется  в одной стране, рафинирование  - в другой, а продажа конечных  нефтепродуктов - в третьих странах.

- диверсифицированные  транснациональные корпорации, которые  включают в себя национальные  предприятия с вертикальной и  горизонтальной интеграцией. Таким  примером является шведская корпорации Nestle, имеющая 95% своего производства за рубежом, занимается ресторанным бизнесом, производством продуктов питания, реализацией косметики, вин и т.д.. Подобные компаний в последние годы быстро растет.

 

 

 

 

ГЛАВА2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ТНК

Одним из важнейших аргументов, подталкивающих российские компании к осуществлению  транснациональной деятельности, является постепенное исчерпание возможностей консолидации активов внутри страны (особенно актуально для сферы  энергетики и металлургии). Диверсификация инвестиционной деятельности в зарубежный реальный сектор экономики, с одной стороны, позволяет решать задачу по эффективной стерилизации свободных ресурсов, скопившихся в условиях благоприятной внешней ценовой конъюнктуры, с другой стороны, расширять производственные и сбытовые возможности, в том числе через укрупнение бизнеса вплоть до достижения глобального лидерства в производстве и реализации своей продукции.[20]

Стимулируют к осуществлению транснациональной  деятельности в инвестиционные проекты  и экономические выгоды, которые  получают российские компании за счет выстраивания законченной цепочки  создания добавочной стоимости, неоправданно уходившей ранее иностранным  компаниям, ориентируясь на производство не только технологически примитивной  продукции, но и на более глубокую ее обработку и доведение готовой  продукции до конечного потребителя. Показательным примером в этом смысле может являться, например, транснациональная  деятельность крупнейшей российской нефтегазовой компании "Лукойл", присутствующей за рубежом как в секторе "разведка и добыча", так и в секторе "переработка и сбыт". Российская компания последовательно скупает  не только зарубежные добывающие и  перерабатывающие нефтегазовые активы, но и является безусловным лидером  в освоении зарубежных розничных  рынков.[21]

Создавать товар с большей добавленной  стоимостью позволяет и покупка  зарубежных высокотехнологичных активов. Так, например, в 2006 году металлургическая группа "Евраз", приобретя американскую компанию "Stratcor", наряду с прочим, получила также и доступ к зарубежному технологическому оборудованию, превратившись из производителя и поставщика ванадиевого сырья (применяемого для обогащения стали) в крупного производителя высококачественной металлопродукции из ванадия.

Подталкивают крупные российские компании к активному инвестированию в зарубежный производственный сектор и различные торговые барьеры, препятствующие доступу отечественного экспорта на рынки ряда зарубежных стран. К таким  торговым ограничениям, например, следует  отнести введенные в странах  ЕС и США антидемпинговые пошлины  и квоты на ввоз российского проката. Приобретение производительных активов  за рубежом позволяет российским металлургическим компаниям обходить существующие торговые ограничения, обеспечивая  продвижение отечественной сталелитейной  продукции на товарные рынки этих стран. В основном именно этими соображениями  руководствовались, в частности, российские металлургические компании "Северсталь" и "Евраз". Первая, когда приобретала, например, в 2004 году крупного производителя металлопродукции в США компанию "Rouge Steel" и в 2005 году 62% акций одного из основных итальянских производителей стали компанию "Lucchini". Вторая, когда в 2006 году приобретала 75% долю крупного итальянского производителя стального проката компанию "Palini e Bartoli" и в конце 2006 года - первой половине 2007 года поглощала крупного американского производителя стальной металлопродукции компанию "Oregon Steel Mills".

Еще одним важным аргументом, стимулирующим  расширение российского бизнеса  за рубежом, является дефицит некоторых  видов сырья, используемого при  производстве готовой продукции. Так, например, в стремлении прежде всего укрепить свою сырьевую базу и как можно полнее обеспечить себя на перспективу имеющимися в очень ограниченном количестве на территории России бокситовыми месторождениями (необходимыми для производства алюминия) последовательно осуществляет покупку активов в добывающих отраслях промышленности ряда стран российская компания "Русал". В числе таких приобретений, в частности, покупка в 2006 году гвинейской компании Alumina Company of Guinea и в 2005 году 20% доли в австралийской компании Queensland Alumina [22].

В стремлении укрепить свою сырьевую базу скупаются добывающие активы и  другими крупными российскими компаниями. С географической точки зрения одним  из наиболее привлекательных направлений  для инвестирования традиционно  остается ближнее зарубежье. Являясь  ведущими инвесторами на рынках стран  СНГ, на долю российских компаний, по оценкам  специалистов, приходится около трети  всех прямых иностранных инвестиций, поступающих в страны этого региона. [22]

Рынок СНГ характеризуется сравнительно емкими рынками сбыта с низкой конкуренцией и достаточно лояльным отношением к инвесторам из России и их продукции. "Закаленные" за годы реформ российские компании не бояться вкладывать свои средства в находящиеся в стадии формирования рыночные экономики стран СНГ. Связанные со странами Содружества вековыми культурными, языковыми и историческими традициями, российские компании стремятся к налаживанию как новых, так и восстановлению нарушенных с распадом СССР жизненно важных производственных и сбытовых связей. [20]

Одной из характерных черт современной  мировой экономики является участие  каждой страны в системе международного производства. Активно вовлекая в  процесс инвестирования капитала широкий круг государств с различными политическими системами и неадекватным развитием, Российская Федерация может рассматриваться как государство, которое в последнее десятилетие совершило широкомасштабную трансформацию социально-экономических основ, связанную с развитием транснациональных корпоративных форм хозяйствования. В то же время в ряде исследований ученых-экономистов существует точка зрения, согласно которой России, стремящейся утвердить в экономике модель корпоративного развития, предстоит преодолеть ряд преград конституционно-законодательных правил и предпринять усилия для разработки концептуальных подходов на правительственном уровне для образования транснациональных структур и финансово-промышленных групп (ФПГ).

Корпоративный бизнес в России набирает определенные темпы, несмотря на тот факт, что российские ТНК совсем недавно появились на международной арене и начинают утверждаться как часть мирового экономического развития.

К внутренним благоприятным тенденциям развития транснациональной деятельности можно отнести следующие:

1)упразднение законодательных  рисков отмены приватизационных  сделок (10 лет со времени залоговых  аукционов);

2)значительное улучшение макроэкономических показателей в России. Компании получили возможность дешево занимать и размещать свои акции за границей (легкий доступ к мировому рынку капитала);

3)российские компании накопили  опыт работы в рыночных условиях, освоили современные модели корпоративного  управления и организационной структуры.[23].

Таким образом, на современном этапе  мирового экономического развития наглядно подтверждается тем, что ТНК полностью вписываются в стратегию международной интеграции со своей специализацией в различных странах мира. При этом через интеграционную стратегию определяется управление различными процессами - от производства до распределения товаров на мировых рынках. Подобного рода явления со стороны ТНК свидетельствуют о том, что международные экономические отношения на современном этапе развития следует рассматривать не только с точки зрения отношений в рамках группы государств или региональных объединений, но и как взаимосвязь между внутрикорпорационным разделением труда и его разделением на государственном уровне.

Роль и увеличение масштабов  деятельности ТНК в системе мирохозяйственных  связей становятся определяющим фактором развития того или иного государства. Иными словами, ТНК выступают субъектом не только экономического развития, но и политических процессов стран, определяющих в какой-то степени концепцию их государственной безопасности. В Российской Федерации при развитии секторов российской экономики требуется создание механизмов и методов повышения эффективности деятельности компаний и корпораций, которые не только могут оказывать благоприятное влияние на развитие внутреннего потенциала государства, но и реально вливаться в систему международного разделения труда, при этом отстаивая защиту наших народнохозяйственных интересов. Роль крупного корпоративного бизнеса при решении таких актуальных и насущных проблем будет постоянно возрастать.

В последние годы в Российской Федерации  вопрос корпорационной деятельности приобретает все большую актуальность, поскольку для эффективного развития национальной экономики требуется изыскивать прогрессивные формы и методы деятельности межотраслевых объединений, необходимых для развития многосекторальной российской экономики. Данный вопрос приковывает к себе все более пристальное внимание на государственном уровне. Политическое и экономическое значение транснациональных корпораций столь велико, что в обозримом периоде времени они останутся одним из важных факторов усиления воздействия промышленно развитых стран на многие регионы мира. Отсюда вытекает очевидный вывод, что забота о превращении ведущих отечественных корпораций в транснациональные стала осознанной целью внешней политики государств, стремящихся к усилению своего влияния в международном масштабе. С учетом этого обстоятельства разработанная, государствення стратегия развития экономики России и концепция основы правления деятельностью корпораций позволяют не только достичь мирового уровня развития организации производства, но и вывести российскую экономику на уровень мировой конкурентоспособности.

Информация о работе Анализ факторов и условий развития российских ТНК