Акцизы в налоговой политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 03:29, курсовая работа

Описание

В экономической литературе развитых стран вопросы акцизного налогообложения занимают значительное место, что дает основания полагать, что вопрос этот сложен, притом, что исследования в этой области востребованы.
Акцизы заключают в себе следующие задачи:
1. Обозначить основные положения законодательства об акцизах;
2. Выявить реального плательщика акцизов;
3. Конкретизировать действенный механизм акцизов и проблемы его совершенствования.

Содержание

Введение………………………………………………………………...стр. 3
Теоретические основы налогообложения………...……………….стр. 5
Становление и развитие налоговой системы в Р.К…………...стр. 5
Экономическая сущность налогов…………………………......стр. 9
Классификация налогов………………………………………...стр. 15
Акцизы в налоговой системе Р.К………………………………......стр. 20
Роль акцизов в налоговой системе Р.К………...…………........стр. 20
Действующий механизм исчисления и взимания акцизов…...стр. 26
Проблема налоговой системы Р.К. и пути их решения…………..стр. 32
Заключение……………………………………………………………...стр. 39
Список используемой литературы…………………………………….стр. 40
Источники……………………………………………………………….стр. 42

Работа состоит из  1 файл

Акцизы в налоговой политике.rtf

— 446.68 Кб (Скачать документ)

Очень важным сейчас является переход к реализации тех важных положений, которые заложены в новом кодексе. То есть насколько формирующаяся налоговая система будет удовлетворять потребностям как казахстанского бизнеса, так и частных лиц-налогоплательщиков, зависит не только от того, как эти принципы отражены в кодексе, но и от того, как будет работать вся система. Насколько эффективно будет администрироваться каждый налог и насколько быстро можно будет снизить административный пресс, связанный с оплатой налогов, проверками, апелляциями и другими аспектами управления налоговой системой.

Правительство страны направило на реформирование налогового администрирования значительные человеческие ресурсы. Есть понимание направления, в котором необходимо двигаться, есть четкие сроки реализации. Даже в крупных странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) кардинальное улучшение налогового администрирования шло несколько лет. Я не вижу особых причин, по которым Казахстан не сможет пройти этот путь.

Сейчас ведется разработка единой информационной системы, которая позволит перевести всю систему налогового администрирования на принцип работы виртуального офиса. Это позволит пользователям работать через Интернет с нужными подразделениями налоговых служб. Так будет постепенно происходить переход от территориального принципа организации к функциональному подходу и повышению качества услуг, оказываемых налогоплательщикам. В этом направлении важные шаги уже делаются, отрабатываются стандарты качества услуг, новая система апелляций. То есть какие-то принципы уже вступают в действие сейчас, кадры мобилизованы, и это вселяет уверенность, что Казахстан может добиться столь же впечатляющих успехов, как и другие страны - новые члены ЕС, которые решали эту проблему последние пять лет.

Разработка нового кодекса велась экспертной группой правительства. Проведенный Всемирным банком анализ налоговой политики и налогового администрирования - это фундаментальная работа в двух томах. Многие рекомендации детально обсуждались на протяжении нескольких лет. Отработка механизмов налогового администрирования - длительный процесс, и наше взаимодействие с экспертной группой правительства было долгим. К примеру, методику среднесрочного бюджетного планирования в странах с переходной экономикой эксперты Всемирного банка привнесли, описывая опыт стран ОЭСР, сейчас ряд стран СНГ и Восточной Европы прокладывают дорогу в этом направлении. Казахстан в некоторых сферах способен самостоятельно прокладывать дорогу и становиться примером для других стран.

Одна из проблем налоговой системы Казахстана, существовавшей в республике последние десятилетия, - очень большое количество налоговых льгот, специальных режимов, послаблений и исключений. Система очень сложная, по многим налогам имеется большое количество ставок, поэтому ею трудно управлять. Опыт эффективно управляемых налоговых систем, которые добиваются высокой прозрачности, собираемости налогов, показывает, что чем проще система, тем она предсказуемое и создает более позитивный климат для предпринимателей, как иностранных, так и отечественных. В скандинавских странах уровень налоговых ставок сравнительно высок, но система очень проста, некоторые операции налогоплательщик может осуществлять, посылая SMS со своего мобильного телефона. Простая система, которая содержит небольшое число понятных режимов, более выгодна для предпринимательской деятельности, сложная же создает поле для коррупции. Нынешний кодекс, двигаясь в сторону упрощений, отражает международную практику и закладывает благоприятную основу для бизнеса.

Миссия налоговой службы--обеспечение полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также осуществление налогового контроля за исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств.

Налоговый комитет - государственный орган с высокоэффективной системой управления, обеспечивающий максимальное поступление налогов и максимальную удовлетворенность общества его деятельностью. Миссия налоговой службы, как государственного органа, определяет в качестве стратегического направления обеспечение полноты поступления налогов. Для достижения Видения налоговой службы выделяются еще два стратегических направления: обеспечение удовлетворенности общества деятельностью органов налоговой службы и построение высокоэффективной налоговой службы.

  • Обеспечение полноты поступления налогов. Данное стратегическое направление деятельности органов налоговой службы является приоритетным и для его реализации необходимо сконцентрировать акцент на следующих направлениях: -повышение налоговой культуры: учитывая то, что перед государством стоит задача вхождения в 50 конкурентоспособных стран мира, уровень налоговой культуры развитых стран должен стать эталоном для дальнейшего развития казахстанского общества.

Увеличение эффективности налогового контроля: для достижения желаемых результатов от предпринимаемых мер по сокращению размеров теневой экономики и дисциплинирования налогоплательщиков по соблюдению налогового законодательства значимую роль в работе органов налоговой службы занимает эффективный налоговый контроль.

Упрощение налогового законодательства: для обеспечения полноты сбора налогов необходима оптимизация и упрощение действующей системы налогообложения

  • Обеспечение удовлетворенности общества деятельностью органов налоговой службы.

В настоящее время имеются проблемы в части налогового администрирования, выраженные в неудовлетворенности налогоплательщиков качеством оказания налоговых услуг и низкой информированности общества по вопросам налогового законодательства и исполнения налоговых обязательств.

В связи с этим, возникает необходимость активизации работы по следующим направлениям:

  • повышение информированности общества в налоговых вопросах: для достижения желаемых результатов от принимаемых мер и формирования позитивного имиджа налоговой службы необходимо постоянное взаимодействие с обществом через СМИ, семинары, круглые столы, издание брошюр и буклетов.
  • повышение качества предоставляемых налоговых услуг: качество предоставляемых налоговых услуг должно соответствовать международным стандартам.
  • Построение высокоэффективной налоговой службы.

Данное стратегическое направление деятельности налоговой службы, нацеленное на совершенствование системы управления, является основой для достижения поставленных целей.

Стратегические цели налоговой службы

Исходя из миссии и видения стратегического развития налоговой службы на ближайшие 5 лет стоят следующие цели и задачи.

1. Обеспечение полноты поступления налогов.

1. Повышение налоговой культуры.

Достижение данной цели будет осуществляться путем решения следующих задач. Внедрение обучения основам налогообложения в системе среднего образования. Освещение в СМИ о проводимой налоговой политике государства, ее значимости и приоритетных направлениях для развития общества. Распространение информации о действующей системе налогообложения посредством буклетов, справочных систем и профессиональных налоговых консультантов.

2. Увеличение эффективности налогового контроля.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач. Усовершенствование и упрощение процедур налогового контроля. Регламентация процедур налогового контроля. Повышение эффективности взаимодействия государственных, иных уполномоченных органов с компетентными налоговыми органами зарубежных государств. Автоматизация процедур налогового контроля. Выявление на системной основе новых способов и схем, использующихся для уклонения от налогообложения и дальнейшее внедрение мер по устранению причин, способствовавших их появлению.

3.Упрощение налогового законодательства.

Достижение данной цели будет обеспечиваться решением следующих задач. Упрощение исчисления налогов. Упрощение форм налоговой отчетности.

2. Обеспечение удовлетворенности общества деятельностью органов налоговой службы.

1.Повышение информированности общества в налоговых вопросах.

Создание информационно-пропагандистского пространства: пресс конференций, брифингов, встреч, теле - радиопередач, видеороликов; издание газет, журналов, брошюр, буклетов, памяток, календарей, содержащих разъяснительную информацию о возникновении и исполнении налогового обязательства. Обеспечение открытости административных процессов налогового органа и информирования налогоплательщиков о его услугах, образцах заполняемых форм документов, возможностях заполнения и подачи документов в электронной форме, порядке оборота документов, порядке оспаривания и обжалования решений. Создание специальных налоговых пресс-служб. Привлечение бизнес - структур и профессиональных налоговых консультантов по принципу «обратной связи» при подготовке внесения изменений и дополнений в нормативно-правовые акты в области налогообложения.

2.Повышение качества предоставляемых налоговых услуг.

Данная цель будет достигнута посредством решения следующих задач. Внедрение стандартов государственных услуг. Увеличение количества электронных налоговых услуг. Создание и развитие современных Центров приема и обработки информации по обслуживанию налогоплательщиков.

3. Построение высокоэффективной налоговой службы.

Совершенствование системы управления в органах налоговой службы.

Успех в реализации стратегии развития будет во многом определяться эффективностью системы управления и ее нацеленностью на решение стоящих перед органами налоговой службы задач. Упорядочение, оптимизация и реинжиниринг бизнес - процессов. Внедрение Системы сбалансированных показателей (ССП) в налоговых органах.

Внедрение процесса управления рисками. Внедрение принципов мотивации, направленных на достижение цели, ориентированных на результат. Внедрение принципов, прозрачности, объективности, карьерного роста при кадровых назначениях и перемещениях, а также при приеме на работу в налоговых органах. Обеспечение эластичного, целенаправленного и основанного на результатах планирования финансами и материально - техническими ресурсами. Повышение профессионального уровня работников, проведение обмена опытом с налоговыми службами стран СНГ и дальнего зарубежья, а также между работниками территориальных налоговых органов. Взаимодействие с ВУЗами РК в части подготовки будущих кадров органов налоговой службы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Нами изучена тема «Акцизы в налоговой политике Республики Казахстан»: действующий механизм взимания и исчисления, и пришли к выводу, что ставки акцизов утверждаются Правительством Республики Казахстан и устанавливаются в процентах (адвалорные) к стоимости товара и (или) в абсолютной сумме на единицу измерения (твердые) в натуральном выражении.

Фактически, акцизное налогообложение носит регрессивный характер, когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения и то, что более 20 % налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы - это очень тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося кризиса. Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет собирать прямые налоги.

Фискальная функция, выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов на столько к регулированию производства и потребления тех или иных товаров, сколько это приводит к пополнению бюджета. Фискальная направленность акцизов на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что повышение цен на бензин - один из факторов, влияющих на повышение издержек практически любого производства, следовательно, повышения общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом. Тем не менее, регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно благотворно в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции.

Спорными остаются величины ставок акцизов, а также способы индексирования величины специфических ставок. Применение адвалорных ставок приводит к серьезным трудностям при оценке объекта налогообложения. Специфические же ставки недостаточно оперативно корректируются в связи с инфляционными процессами.

Законодательная база в сфере акцизов еще не достаточно проработана. В частности это относится к большому объему документов, которые недостаточно систематизированы и трудны для восприятия. Исправление этого невозможно, так как в свою очередь зависит от множества политических факторов. Это позволяет предположить, что в ближайшие год-два в этом направлении ничего в положительную сторону не изменится.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Финансы: Учебное пособие /Под редакцией А. М. Ковалевой. - М.,1997г.

Жид Ш. Основы политической экономики. М., 1976г.

Исаев А.А. Лекции по науке о государственном хозяйстве. Ярославль. 1884г.

Исаев А.А. Очерк теории и политики налогов. Ярославль. 1887г.

Конрад И. Очерк основных положений политэкономии. М. 1898г.

Лебедев. Финансовое право. Т.1. СПб. 1882г.

Люсов А.Н. Налоговая система России. Налогообложение банков. М. 1994г.

Шаккнонелл К.Р. Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М.,1992г.

Налоги: Учебное пособие /Под ред. Д.Г.Черника. -М.,1995г.

Основы налоговой системы России: Нормативные документы. Комментарии. М.,1993г.

Основы предпринимательского дела /Под ред. Ю.М. Осипова. -М.,1992г.

Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения //Рикардо Д. Сочинения. Т.1. М.,1955г.

Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов Т.2. М.,1935г.

Информация о работе Акцизы в налоговой политике