Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:58, курсовая работа
Актуальность темы исследования состоит в том, что характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся гармонизировать отношения между отдельной личностью и обществом в целом, чьи интересы, и призвано представлять государство. Государство должно находить из приоритета прав человека, признание и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - вот главная обязанность государственной власти. В связи с этим особое значение имеют правовые нормы, посвящённые человеку, устанавливающие его правовое положение в обществе и государстве.
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава I. Теоретические основы личности в правовом государстве
1.1.Понятие человека, гражданина, личности……..……………………………6
1.2.Правовой статус личности, понятие, виды………………………………...11
1.3.Государство и личность…………………………………………...………...19
Глава II. Роль государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина
2.1. Классификация прав и свобод человека и гражданина………………….23
2.2.Международно – правовые основы прав человека……………...………...37
2.3. Правовое положение личности в Российской Федерации……………….41
Заключение………………………………………………………………………48
Список используемой литературы
К сожалению, такое право в действующей Конституции РФ четко не обозначено. В ней лишь записано, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Из этого следует, что, указанные выше международные стандарты по данной важнейшей позиции не соблюдены. Причины: государство пока не в состоянии выполнить эти требования.
Но помимо необеспеченности и негарантированности прав они еще и грубо нарушаются как криминальными элементами, так и самой властью, ее представителями. Об этом, в частности, свидетельствует доклад, подготовленный Комиссией по правам человека при Президенте РФ «О соблюдении прав человека и гражданина в Российской Федерации за 2005 год.
В докладе приводится большой перечень таких нарушений в различных областях экономической, политической, социальной, исправительной системы, в деятельности силовых структур. Именно поэтому в Президентском Послании Федеральному Собранию в 2005 году ставится задача создания эффективной системы защиты человека от произвола самого государства: «Сама власть не должна злоупотреблять имеющимися у нее административными рычагами. И она обязана открывать все новые возможности для укрепления в стране институтов реальной демократии.
«Государственная власть, - писал великий русский философ Иван Ильин – имеет свои пределы, обозначенные именно тем, что она есть власть, извне подходящая к человеку…. И все творческие состояния души и духа, предполагающие любовь, свободу и добрую волю, не подлежат ведению государственной власти и не могут ею предписываться… Государство не может требовать от граждан веры, молитвы, доброты и убеждений. Оно не смеет регулировать научное, религиозное и художественное творчество… Оно не должно вторгаться в нравственный, семейный и повседневный быт, и без крайней необходимости стеснять хозяйственную инициативу и хозяйственное творчество людей».
И
нам нужны такие
Не самым лучшим образом отразилась на правах человека «сплошная суверенизация», развернувшаяся в начале 90-х годов на всем пространстве бывшего СССР, а затем и в границах Российской Федерации. Фактически идея прав человека объективно оказалась как бы принесенной в жертву идее суверенитета. Суверенитеты укрепили свободу и независимость отдельных наций и народов, но они не всегда сопровождались адекватным упрочнением социально-правового статуса личности, соблюдением ее естественных и неотъемлемых прав. В результате положение индивида ухудшилось.
Во многих регионах стали фактом широкомасштабные нарушения прав человека, дискриминация людей по этническому признаку, беженцы в собственной стране, мгновенные превращения миллионов граждан помимо их воли в «иностранцев». Интересы территориальной целостности ныне суверенных государств, ставились выше всех иных нравственно-гуманитарных ценностей, в том числе и прав человека.
Некоторые суверенитеты оказались окрашенными оказались окрашенными кровью, Возникает принципиальный теоретический и практический вопрос о соотношении прав человека и прав наций и народов на самоопределение. Налицо острейшее трудноразрешимое противоречие современности.
Конституция подчеркивает, что обеспечение прав личности не является исключительной прерогативой федеральных органов государственной власти. Сегодня ответственность за выполнение обязательств в сфере прав человека и гражданина в значительной мере ложится на республики и иные субъекты, входящих в состав Российской Федерации. Так, в Конституции РФ записано, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится защита прав и свобод человека и гражданина. Соответственно конституции и уставы субъектов РФ содержат разделы, посвященные правам и свободам человека и гражданина, гарантиям прав и свобод.
В целом можно сказать, что главное в рассматриваемой проблеме – это не теоретическая разработка прав и свобод человека и гражданина, а создание необходимых условий, гарантий и механизмов для их реализации, то есть практическая сфера.
Заключение
Рассматриваемая проблема взаимоотношений государства и личности является неотъемлемой частью конституций многих стран мира, в том числе и Конституции РФ. Это основной документ, из которого вытекают все остальные законы, соответствующие конкретному периоду, переживаемому государством и обществом.
Государство для регулирования общественных отношений во всех жизни, успешного выполнения внутренних и внешних функций формирует органы государственной власти и управления, правоохранительные органы, наделяет их соответствующими полномочиями и осуществляет законодательную деятельность.
Наряду с этим государство на конституционном уровне закрепляет права и свободы своих граждан, возлагает на них определенные обязанности. Гражданам создаются реальные возможности активно участвовать в государственной, общественной жизни, осуществлять предоставленные им социально-экономические права, политические, личные и другие права и свободы. Причем охрана интересов человека, защита его прав является главной функцией государства. Согласно Конституции РФ государство гарантирует в первую очередь защиту прав и свобод человека и лишь затем право каждого на самозащиту.
Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К ним относятся:
-конституционно-судебный механизм;
-судебная защита;
-административные
действия органов
-законная самозащита человеком своих прав;
-международно-правовая защита.
Позитивным шагом по защите прав и свобод человека и гражданина РФ является созданный в России институт Уполномоченного по правам человека, который осуществляет свои функции по защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Одним из важнейших направлений по созданию правового государства является борьба с коррупцией, которая в настоящее время стала уже не столько криминальной проблемой, сколько негативным общегосударственным фактором, подрывающим экономическую безопасность в России.
Коррупция
является одновременно и причиной,
и следствием слабости государства
как носителя государственной власти
и гаранта социального
По Конституции РФ Президент обладает огромной властью, но пока им недостаточно сделано для снижения криминальной обстановки в обществе и обеспечении прав россиян.
При подлинной демократии права и свободы не только признаются и юридически закрепляются государством, но и реально обеспечиваются путем создания фактических и правовых условий для их действительного осуществления.
Демократическое государство отличается именно тем, что его законодательство предусматривает оптимальный исходный уровень благополучия своих граждан, то есть, гарантирует им права на достойную жизнь и свободное развитие. Однако для построения подлинно демократического государства необходимо время и упорный кропотливый труд всех граждан.
Наше общество переживает сложное и непростое время, когда начатые в стране реформы во всех сферах общественной жизни еще не достигли ожидаемых результатов. Хотя Конституцией РФ провозглашено, что Россия уже сегодня является правовым государством, к сожалению, за время реформ для простых граждан страны мало, что изменилось к лучшему в этом направлении. Государство не только не смогло элементарно закрепить это положение, но зачастую само нарушало права человека. Об этом свидетельствуют нарушения гражданских, политических и особенно социально-экономических прав. Ярким подтверждением этому явился финансовый кризис в августе 1998 года, который резко дестабилизировал положение российской экономики. Миллионы россиян остались на грани выживания. И таких примеров можно привести множество.
За время реформ принята масса законов, указов, постановлений, программ, которые в большинстве не работают и в силу этого носят декларативный характер. Разрабатываемые законы не всегда хорошо продуманы с точки зрения претворения их в реальную жизнь, а это дает повод для нарушения прав и свобод граждан. Необходимо чтобы закон был востребован обществом, а общество было готово его выполнять. Только при этих условиях он будет приносить пользу гражданам.
Бессилие права вызывает протест, недоверие россиян к власти. По данным МВД РФ примерно половина всех граждан, подвергшихся преступным посягательствам (изнасилование, грабеж, причинение тяжких телесных повреждений и т. д.) не обращаются ни в милицию, ни в прокуратуру, ни в суд, так как не верят в их возможность защищать и наказывать. А невозможность осуществить свое право порождает у личности чувство отчуждения от него, правовую разочарованность, скептическое настроение.
Не смотря на это, в последнее время, граждане все чаще обращаются за защитой своих гражданских, политических и социально-экономических прав.
Главное в решении проблемы защиты прав человека на данный момент – не только теоретическая разработка и закрепление прав и свобод, а создание необходимых условий, гарантий и механизмов для их реализации. Важно также устранить прямые нарушения прав, причины их порождающие; поставить силу закона на пути злоупотреблений и произвола в отношении граждан; упрочить их защиту, ее организационное обеспечение.
Список используемой
литературы
Нормативно-правовые
акты.
1.Конституция РФ 12.12.93г. принята всенародным голосованием//Российская газета №237, декабрь 1993
2.ФКЗ «О референдуме РФ»//СЗ РФ. – 2004. - №27
3.ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ» от 26.02.1997//Российская газета. –1997. – 4 марта
4.ФКЗ
«О Конституционном Суде РФ»//
5.ФЗ «Об общественных объединениях»//СЗ РФ. – 1995. - №21. – ст.1930
6.ФЗ
«О свободе совести и о
7.ФЗ «О гражданстве РФ» от 31.05.02//Российская газета. – 2002. – 5 июня, СЗ РФ. – 2003. - №46. – ст.4447
8.ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»//Российская газета. – 2002. – 15 июня
9.ФЗ
«Об основах государственной
службы в РФ» №199-ФЗ в ред.
От 18.02.1999г.//Российская
10.ФЗ «Об оружии» от 13.12.96г.//СЗ РФ. – 1996
11.ФЗ
«О защите прав потребителей»
в ред. ФЗ РФ от 25.10.07г. №234-ФЗ//
12.Закон
РФ «О праве граждан РФ на
свободу передвижения, выбора места
пребывания и жительства в
пределах РФ»//Ведомости
13.Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001г. – М.: Омега-Л, 2006г.
14.КоАП РФ от 30 декабря 2001//СЗ РФ. - 2001
15.Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года №63-ФЗ в ред. от 30.12.2006 №283-ФЗ. – М.: ИНФРА-М, 2007 г.
16.Устав
Московской области РФ от 4 декабря
1996г. №55/96-ОЗ//Газета «
17.Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948г.//Сборник международных документов. Права человека. – М., 1986 г.
18.Постановления Конституционного Суда РФ. – М.: Новый Юрист, 2006 г.
19.Постановления Конституционного Суда РФ. – М.: Новый Юрист, 2007 г.
20.Ануфриев
В.А. Социальный статус и
21.Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2005, с.191-192
22.Венгеров
А.Б. Теория государства и
23.Воеводин
Л.Д. Юридический статус
24.Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. – М., 2005, с.15
25.Комарова
С.А. Основы государства и
26.Королец Е.А. Основы правового статуса личности в РФ. – М., 2005, с.115-121
27.Кряжев
П.Е. Некоторые
Информация о работе Теоретические основы личности в правовом государстве