Теоретические основы личности в правовом государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования состоит в том, что характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся гармонизировать отношения между отдельной личностью и обществом в целом, чьи интересы, и призвано представлять государство. Государство должно находить из приоритета прав человека, признание и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - вот главная обязанность государственной власти. В связи с этим особое значение имеют правовые нормы, посвящённые человеку, устанавливающие его правовое положение в обществе и государстве.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава I. Теоретические основы личности в правовом государстве
1.1.Понятие человека, гражданина, личности……..……………………………6
1.2.Правовой статус личности, понятие, виды………………………………...11
1.3.Государство и личность…………………………………………...………...19
Глава II. Роль государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина
2.1. Классификация прав и свобод человека и гражданина………………….23
2.2.Международно – правовые основы прав человека……………...………...37
2.3. Правовое положение личности в Российской Федерации……………….41
Заключение………………………………………………………………………48
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая марсель.doc

— 225.50 Кб (Скачать документ)

     К сожалению, такое право в действующей  Конституции РФ четко не обозначено. В ней лишь записано, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Из этого следует, что, указанные выше международные стандарты по данной важнейшей позиции не соблюдены. Причины: государство пока не в состоянии выполнить эти требования.

     Но  помимо необеспеченности и негарантированности прав они еще и грубо нарушаются как криминальными элементами, так и самой властью, ее представителями. Об этом, в частности, свидетельствует доклад, подготовленный Комиссией по правам человека при Президенте РФ «О соблюдении прав человека и гражданина в Российской Федерации за 2005 год.

     В докладе приводится большой перечень таких нарушений в различных  областях экономической, политической, социальной, исправительной системы, в  деятельности силовых структур. Именно поэтому в Президентском Послании Федеральному Собранию в 2005 году ставится задача создания эффективной системы защиты человека от произвола самого государства: «Сама власть не должна злоупотреблять имеющимися у нее административными рычагами. И она обязана открывать все новые возможности для укрепления в стране институтов реальной демократии.

     «Государственная  власть, - писал великий русский  философ Иван Ильин – имеет  свои пределы, обозначенные именно тем, что она есть власть, извне подходящая к человеку…. И все творческие состояния души и духа, предполагающие любовь, свободу и добрую волю, не подлежат ведению государственной власти и не могут ею предписываться… Государство не может требовать от граждан веры, молитвы, доброты и убеждений. Оно не смеет регулировать научное, религиозное и художественное творчество… Оно не должно вторгаться в нравственный, семейный и повседневный быт, и без крайней необходимости стеснять хозяйственную инициативу и хозяйственное творчество людей».

     И нам нужны такие правоохранительные органы, работой которых добропорядочный гражданин будет гордиться, а не переходить на другую сторону улицы при виде человека в погонах. Тем, кто ставит своей главной задачей собственную наживу, а не защиту закона – не место в правоохранительных структурах. И потому мотивация сотрудников этих органов должна быть, прежде всего, связана с качеством защиты прав и свобод граждан».

     Не  самым лучшим образом отразилась на правах человека «сплошная суверенизация», развернувшаяся в начале 90-х годов  на всем пространстве бывшего СССР, а затем и в границах Российской Федерации. Фактически идея прав человека объективно оказалась как бы принесенной в жертву идее суверенитета. Суверенитеты укрепили свободу и независимость отдельных наций и народов, но они не всегда сопровождались адекватным упрочнением социально-правового статуса личности, соблюдением ее естественных и неотъемлемых прав. В результате положение индивида ухудшилось.

     Во  многих регионах стали фактом широкомасштабные нарушения прав человека, дискриминация  людей по этническому признаку, беженцы в собственной стране, мгновенные превращения миллионов граждан помимо их воли в «иностранцев». Интересы территориальной целостности ныне суверенных государств, ставились выше всех иных нравственно-гуманитарных ценностей, в том числе и прав человека.

     Некоторые суверенитеты оказались окрашенными  оказались окрашенными кровью, Возникает  принципиальный теоретический и  практический вопрос о соотношении  прав человека и прав наций и народов  на самоопределение. Налицо острейшее трудноразрешимое противоречие современности.

     Конституция подчеркивает, что обеспечение прав личности не является исключительной прерогативой федеральных органов  государственной власти. Сегодня  ответственность за выполнение обязательств в сфере прав человека и гражданина в значительной мере ложится на республики и иные субъекты, входящих в состав Российской Федерации. Так, в Конституции РФ записано, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится защита прав и свобод человека и гражданина. Соответственно конституции и уставы субъектов РФ содержат разделы, посвященные правам и свободам человека и гражданина, гарантиям прав и свобод.

     В целом можно сказать, что главное  в рассматриваемой проблеме –  это не теоретическая разработка прав и свобод человека и гражданина, а создание необходимых условий, гарантий и механизмов для их реализации, то есть практическая сфера.

 

      Заключение 

     Рассматриваемая проблема взаимоотношений государства  и личности является неотъемлемой частью конституций многих стран мира, в том числе и Конституции РФ. Это основной документ, из которого вытекают все остальные законы, соответствующие конкретному периоду, переживаемому государством и обществом.

     Государство для регулирования общественных отношений во всех жизни, успешного выполнения внутренних и внешних функций формирует органы государственной власти и управления, правоохранительные органы, наделяет их соответствующими полномочиями и осуществляет законодательную деятельность.

     Наряду  с этим государство на конституционном уровне закрепляет права и свободы своих граждан, возлагает на них определенные обязанности. Гражданам создаются реальные возможности активно участвовать в государственной, общественной жизни, осуществлять предоставленные им социально-экономические права, политические, личные и другие права и свободы. Причем охрана интересов человека, защита его прав является главной функцией государства. Согласно Конституции РФ государство гарантирует в первую очередь защиту прав и свобод человека и лишь затем право каждого на самозащиту.

     Конституционные права и свободы обладают специфическим  набором средств и методов  своей защиты. К ним относятся:

     -конституционно-судебный  механизм;

     -судебная  защита;

     -административные  действия органов исполнительной  власти;

     -законная  самозащита человеком своих прав;

     -международно-правовая  защита.

     Позитивным  шагом по защите прав и свобод человека и гражданина РФ является созданный  в России институт Уполномоченного по правам человека, который осуществляет свои функции по защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

     Одним из важнейших направлений по созданию правового государства является борьба с коррупцией, которая в  настоящее время стала уже  не столько криминальной проблемой, сколько негативным общегосударственным  фактором, подрывающим экономическую безопасность в России.

     Коррупция является одновременно и причиной, и следствием слабости государства  как носителя государственной власти и гаранта социального благополучия общества.

     По  Конституции РФ Президент обладает огромной властью, но пока им недостаточно сделано для снижения криминальной обстановки в обществе и обеспечении прав россиян.

     При подлинной демократии права и  свободы не только признаются и юридически закрепляются государством, но и реально  обеспечиваются путем создания фактических и правовых условий для их действительного осуществления.

     Демократическое государство отличается именно тем, что его законодательство предусматривает  оптимальный исходный уровень благополучия своих граждан, то есть, гарантирует им права на достойную жизнь и свободное развитие. Однако для построения подлинно демократического государства необходимо время и упорный кропотливый труд всех граждан.

     Наше  общество переживает сложное и непростое  время, когда начатые в стране реформы во всех сферах общественной жизни еще не достигли ожидаемых результатов. Хотя Конституцией РФ провозглашено, что Россия уже сегодня является правовым государством, к сожалению, за время реформ для простых граждан страны мало, что изменилось к лучшему в этом направлении. Государство не только не смогло элементарно закрепить это положение, но зачастую само нарушало права человека. Об этом свидетельствуют нарушения гражданских, политических и особенно социально-экономических прав. Ярким подтверждением этому явился финансовый кризис в августе 1998 года, который резко дестабилизировал положение российской экономики. Миллионы россиян остались на грани выживания. И таких примеров можно привести множество.

     За  время реформ принята масса законов, указов, постановлений, программ, которые в большинстве не работают и в силу этого носят декларативный характер. Разрабатываемые законы не всегда хорошо продуманы с точки зрения претворения их в реальную жизнь, а это дает повод для нарушения прав и свобод граждан. Необходимо чтобы закон был востребован обществом, а общество было готово его выполнять. Только при этих условиях он будет приносить пользу гражданам.

     Бессилие  права вызывает протест, недоверие  россиян к власти. По данным МВД  РФ примерно половина всех граждан, подвергшихся преступным посягательствам (изнасилование, грабеж, причинение тяжких телесных повреждений и т. д.) не обращаются ни в милицию, ни в прокуратуру, ни в суд, так как не верят в их возможность защищать и наказывать. А невозможность осуществить свое право порождает у личности чувство отчуждения от него, правовую разочарованность, скептическое настроение.

     Не  смотря на это, в последнее время, граждане все чаще обращаются за защитой  своих гражданских, политических и социально-экономических прав.

     Главное в решении проблемы защиты прав человека на данный момент – не только теоретическая разработка и закрепление прав и свобод, а создание необходимых условий, гарантий и механизмов для их реализации. Важно также устранить прямые нарушения прав, причины их порождающие; поставить силу закона на пути злоупотреблений и произвола в отношении граждан; упрочить их защиту, ее организационное обеспечение.

 

      Список используемой литературы 

     Нормативно-правовые акты. 

     1.Конституция  РФ 12.12.93г. принята всенародным голосованием//Российская газета №237, декабрь 1993

     2.ФКЗ  «О референдуме РФ»//СЗ РФ. –  2004. - №27

     3.ФКЗ  «Об уполномоченном по правам  человека в РФ» от 26.02.1997//Российская  газета. –1997. – 4 марта

     4.ФКЗ  «О Конституционном Суде РФ»//СЗ  РФ. – 1994. - №13. – ст.1447

     5.ФЗ  «Об общественных объединениях»//СЗ РФ. – 1995. - №21. – ст.1930

     6.ФЗ  «О свободе совести и о религиозных  объединениях»//СЗ РФ. – 1997. - №39. – ст.4465

     7.ФЗ  «О гражданстве РФ» от 31.05.02//Российская  газета. – 2002. – 5 июня, СЗ РФ. –  2003. - №46. – ст.4447

     8.ФЗ  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»//Российская газета. – 2002. – 15 июня

     9.ФЗ  «Об основах государственной  службы в РФ» №199-ФЗ в ред.  От 18.02.1999г.//Российская газета. –  1999. – февраль 

     10.ФЗ  «Об оружии» от 13.12.96г.//СЗ РФ. – 1996

     11.ФЗ  «О защите прав потребителей»  в ред. ФЗ РФ от 25.10.07г. №234-ФЗ//Российская  газета, 27.10.07

     12.Закон  РФ «О праве граждан РФ на  свободу передвижения, выбора места  пребывания и жительства в  пределах РФ»//Ведомости съезда  народных депутатов РФ и ВС РФ. – 1993. - №32. – ст.1227

     13.Трудовой  кодекс РФ от 30 декабря 2001г.  – М.: Омега-Л, 2006г.

     14.КоАП  РФ от 30 декабря 2001//СЗ РФ. - 2001

     15.Уголовный  кодекс РФ от 13 июня 1996 года №63-ФЗ  в ред. от 30.12.2006 №283-ФЗ. – М.: ИНФРА-М, 2007 г.

     16.Устав  Московской области РФ от 4 декабря  1996г. №55/96-ОЗ//Газета «Родное Подмосковье», 1996 г.

     17.Всеобщая  декларация прав человека от 10.12.1948г.//Сборник  международных документов. Права  человека. – М., 1986 г.

     18.Постановления  Конституционного Суда РФ. – М.: Новый Юрист, 2006 г.

     19.Постановления  Конституционного Суда РФ. – М.: Новый Юрист, 2007 г.

     Научная и учебная литература.

 

     20.Ануфриев  В.А. Социальный статус и активность  личности. – М., 1984, с.178-179

     21.Баглай  М.В. Конституционное право РФ. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2005, с.191-192

     22.Венгеров  А.Б. Теория государства и права.  – М.: Новый Юрист, 2005, с.599

     23.Воеводин  Л.Д. Юридический статус личности  в России. – М., 1997, с.354

     24.Дмитриев  Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин  и власть. – М., 2005, с.15

     25.Комарова  С.А. Основы государства и права//Учебное  пособие. – М., 2000, с.90-91

     26.Королец  Е.А. Основы правового статуса  личности в РФ. – М., 2005, с.115-121

     27.Кряжев  П.Е. Некоторые социологические  вопросы формирования личности//Вопросы  философии, 1996, №7, с.14

Информация о работе Теоретические основы личности в правовом государстве