Теоретические основы личности в правовом государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования состоит в том, что характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся гармонизировать отношения между отдельной личностью и обществом в целом, чьи интересы, и призвано представлять государство. Государство должно находить из приоритета прав человека, признание и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - вот главная обязанность государственной власти. В связи с этим особое значение имеют правовые нормы, посвящённые человеку, устанавливающие его правовое положение в обществе и государстве.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава I. Теоретические основы личности в правовом государстве
1.1.Понятие человека, гражданина, личности……..……………………………6
1.2.Правовой статус личности, понятие, виды………………………………...11
1.3.Государство и личность…………………………………………...………...19
Глава II. Роль государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина
2.1. Классификация прав и свобод человека и гражданина………………….23
2.2.Международно – правовые основы прав человека……………...………...37
2.3. Правовое положение личности в Российской Федерации……………….41
Заключение………………………………………………………………………48
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая марсель.doc

— 225.50 Кб (Скачать документ)

     Различают следующие виды правового статуса:

  • общий или конституционный, статус гражданина;
  • специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан;
  • индивидуальный статус;
  • статус физических и юридических лиц;
  • статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев;
  • статус российских граждан, находящихся за рубежом;
  • отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.
  • профессиональные и должностные статусы (статус депутата, милиционера, судьи, прокурора);
  • статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).

     Набор правовых статусов велик, но в теоретическом  плане наиболее существенное значение имеют первые три вида.

     Общий правовой статус – это статус гражданина государства, члена общества. Он определяется, прежде всего, Конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех. Содержание такого статуса составляют, главным образом, те права и обязанности, которые представлены и гарантированы всем и каждому Основным Законом страны. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого конкретного лица.

     Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности данного общества.

     Специальный, или родовой, статус отражает особенности  положения определенных категорий  граждан (пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.) Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные настоящим законодательством. Совершенствование этих статусов – одна из задач юридической науки.

     Индивидуальный  статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Четкое знание каждым своего личного статуса, своих прав, обязанностей, ответственности, возможностей – признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен. Он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.

     Рассмотренные три вида статуса соотносятся  между собой как общее, особенное  и единое. Они тесно взаимосвязаны  и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах – гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенной группе и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, то есть имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов – много, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.

     Специальные, индивидуальные и все прочие статусы  не могут противоречить общему (конституционному) статусу. Они должны соответствовать ему как базовому, первичному, исходному.

     Но  может возникать разрыв между  правовым статусом и реальным положением лица. Например, по своему статусу судья  независим и подчиняется только закону. Однако в известные периоды отечественной истории фактически действовало «телефонное право», когда «партийное» давление становилось возможным из-за партийности судьи (как правило, члена КПСС), а «советское» давление основывалось на финансовой и материально-технической зависимости суда от горисполкома, райисполкома. Конечно, формальная независимость оказалась иллюзорной.[14]

     Правовой  статус – сложная, собирательная  категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят следующие элементы:

  • правовые нормы, устанавливающие данный статус;
  • правосубъектность;
  • основные права и обязанности;
  • законные интересы;
  • гражданство;
  • юридическая ответственность;
  • правовые принципы;
  • правоотношения общего (статусного) типа.

     При этом, как уже отмечалось, права  и обязанности, особенно конституционные, их гарантии образуют основу правового  статуса. Данное положение закреплено статьей 64 Конституции Российской Федерации.

     Категория правового статуса – сравнительно новое понятие в юридической науке. До 60-х годов, она отождествлялась с правоспособностью и не рассматривалась в качестве самостоятельной. Ведь оба эти свойства возникают и прекращаются у субъекта одновременно, оба в равной мере неотчуждаемы. В этом их сходство, служившее основанием для отождествления.[15]

     Лишь  в последующий период, с развитием  юридической мысли, в 70-80-х годах, категория правового статуса  получила достаточно широкую разработку в трудах известных ученых: Витрука  Н.В., Воеводина Л.Д., Лукашевой Е.А., Матузова Н.И. и др.

     Было  установлено, что правоспособность и правовой статус – разные явления  и категории. Они соотносятся  как часть и целое. Правовой статус базируется на правоспособности, но к  ней не сводится. Он шире, богаче, структурно сложнее, выступает обобщающим, собирательным понятием.

1.3.Государство и личность

       Понять  современное общество и современного человека невозможно без изучения многообразных  отношений людей с государством. В повседневном и научном языке  часто встречаются термины "человек", "личность". Понятие "человек" употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает в мире такой особой исторически развивающейся общности как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

       Личность - это индивидуально определенная совокупность социально значимых свойств  человека, проявляющихся в отношениях между людьми.

       Человек как личность оказывается включенным в различные социальные группы и в общество в целом. Он находится в неизбежной связи с государством. Взаимодействие отдельной личности и государства характеризуется их взаимными многочисленными связями и отношениями. Отношения личности и государства различны на разных этапах человечества.

       Характер  отношений личности и государства  в историческом развитии зависит  от принадлежности личности к определенному  классу, социальной группе. В связи  с этим государство или подавляла  личность, ограничивая ее свободу, или представляло привилегии. И только через столетия государство стало, относится ко всем личностям как к равным.

       Фактическое положение человека, масштаб его  свободы выражается, прежде всего, в  материальных и духовных возможностях и обязанностях, количество, качество и пределы которых составляют содержательную характеристику состояния конкретной личности.

       В государственно-организованном обществе в системе факторов определяющих положение человека именно государству  принадлежит исключительно важная роль. Такое значение государство обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает.

       Вместе  с тем личность так же оказывает  влияние на государство, которое  проявляется как в опосредованных формах, через институты гражданского общества (партии, движения), так и  непосредственно. В последнем случае личность, обладая политическими  правами, участвует в формировании органов государства путем выборов, контроля и критики деятельности государства, обжалованием действий и решений должностных лиц.

       Здесь степень воздействия на государство  зависит от политической, гражданской  активности самой личности. Очевидно, что государство обладает большими возможностями влияния на личность чем отдельная личность на государство. Поэтому, роль государства здесь может проявляться в признании и юридическом закреплении прав и свобод личности.

       Отношение между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости. Поэтому, демократическое правовое государство должно закреплять не только равные права, но и равные обязанности, обеспечивать не только правовую, но и социальную защищенность личности. Определяя законодательно меру свободы личности, государство в этих пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение обязанностей. Обязанность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями (отзыв депутата), ответственность правительства перед представительными органами, дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.

       На  тех же правовых началах строится ответственность личности перед  государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы  личности, соответствовать тяжести  совершенного правонарушения.

       Таким образом, правовой характер взаимной ответственности  государства и личности - это важная составная часть объективно складывающегося  в обществе права, а не продукт  волеизъявления государства. Соблюдение правовых требований - юридическая обязанность всех и, прежде всего государства. Этим подчеркивается не отчуждаемость естественных прав человека в правовом государстве

 

     

     Глава II. Роль государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина 

     2.1. Классификация прав и свобод человека и  гражданина 

     В общей шкале гуманитарных ценностей  права человека, как и сам человек, занимают центральное место и  доминируют над всеми остальными. Их приоритет и значимость неоспоримы, роль, назначение очевидны.[16]

     Декларация  прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ исходят из того, что государство признает приоритете прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека – главная обязанность государства.

     В соответствии с указанными положениями  государство на конституционном уровне закрепило права, свободы человека и гражданина, определило систему их гарантий, методы и способы защиты, предусмотрело взаимную ответственность государства и личности.

     Принцип взаимной ответственности государства  и личности выражает их связь, состоящую в том, что государство выступает как носитель власти, а гражданин как субъект, подчиненный политическому авторитету (власти) государства.

     Государство как носитель политической власти обладает особыми полномочиями, направленными на упорядочение своих отношений с гражданами, на обеспечение прав и интересов личности. Прежде всего, государство на основе познания объективных потребностей общественного развития законодательно закрепляет объем прав и обязанностей, составляющих правовой статус личности. Основные параметры связей государства и личности обозначены в системе конституционных прав граждан. Однако набор прав и обязанностей личности не исчерпывается ее конституционным статусом, а развивается и конкретизируется в настоящем законодательстве.

     Определение объема и характера прав и свобод граждан – важное направление  законотворческой деятельности государства.

     Правильное  отражение в системе прав и  свобод достигнутого уровня развития общества, законодательное обеспечение  социальных возможностей личности – политическая, юридическая и социально-нравственная обязанность государства.

     Провозглашая  права и свободы личности, государство  берет на себя и юридические обязательства  гарантировать эти права не только правовыми, но и экономическими, политическими, идеологическими, социально-культурными средствами.

Информация о работе Теоретические основы личности в правовом государстве