Теоретические основы личности в правовом государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования состоит в том, что характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся гармонизировать отношения между отдельной личностью и обществом в целом, чьи интересы, и призвано представлять государство. Государство должно находить из приоритета прав человека, признание и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - вот главная обязанность государственной власти. В связи с этим особое значение имеют правовые нормы, посвящённые человеку, устанавливающие его правовое положение в обществе и государстве.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава I. Теоретические основы личности в правовом государстве
1.1.Понятие человека, гражданина, личности……..……………………………6
1.2.Правовой статус личности, понятие, виды………………………………...11
1.3.Государство и личность…………………………………………...………...19
Глава II. Роль государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина
2.1. Классификация прав и свобод человека и гражданина………………….23
2.2.Международно – правовые основы прав человека……………...………...37
2.3. Правовое положение личности в Российской Федерации……………….41
Заключение………………………………………………………………………48
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая марсель.doc

— 225.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3

Глава I. Теоретические основы личности в правовом государстве

1.1.Понятие человека, гражданина, личности……..……………………………6

1.2.Правовой  статус личности, понятие, виды………………………………...11

1.3.Государство  и личность…………………………………………...………...19

Глава II. Роль государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина

2.1. Классификация  прав и свобод человека и   гражданина………………….23

2.2.Международно  – правовые основы прав человека……………...………...37

2.3. Правовое  положение личности в Российской Федерации……………….41

Заключение………………………………………………………………………48

Список  используемой литературы……………………………………………..51

 

Введение

       Актуальность  темы исследования состоит в том, что характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся гармонизировать отношения между отдельной личностью и обществом в целом, чьи интересы, и призвано представлять государство. Государство должно находить из приоритета прав человека, признание и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - вот главная обязанность государственной власти. В связи с этим особое значение имеют правовые нормы, посвящённые человеку, устанавливающие его правовое положение в обществе и государстве.

       Проблема  взаимодействия государства и личности обуславливает необходимость анализа  государственной политики в обеспечении  прав, свобод и законных интересов  личности на современном этапе

       Государство представляет собой не только особым образом организованный разряд людей, которые систематически занимаются управлением и присуждением. Государство - это и внутренние устройство общества и в, частности, особый вид организации человеческого общества, как в территориальном, политическом, так и юридическом плане единения населения.

       Исходя  из принципа суверенности государственной  власти любой человек в пределах территории государства подпадает  под его юрисдикцию, а это означает, что человек становится адресатом исходящих от государства общеобязательных предписаний.

       Проблема  государства и личности в юридической  литературе постоянно является одной  из наиболее дискуссионных и исследуемых  тем. К сегодняшнему дню в истории  права по данной проблематике имеется определенный опыт, отраженный в политических трактатах средневековой и новой эпохи, в работах новейшего периода. В свое время проблема соотношения государства и личности уделяли внимание Платон и Аристотель, которые рассматривали государство как индивидуальную целостность и нравственную общность людей. Другие мыслители считали, что государство есть нечто божественное, некая мистическая сила, которая тяжелым грузом сдавливает волю поданных. Третьи видели государство в качестве источника всех людских зол, а четвертые, напротив - в виде источников всех благ.

       Следует отметить, что проблема взаимодействия государства и личности является недостаточно изученной и в этом проявляется тот факт, что работа, которую бы рассматривали данную тему в комплексе крайне мало. Немало важным фактором является и то, что проблема личности в государстве в большей степени изучаются психологией, социологией и в меньшей юридическими науками. Наибольший вклад в изучение проблематике личности был сделан в советский период, о чем говорят такие известные работы И.С. Кона "Личность как субъект общественных отношений", "Социология личности", где рассматриваются вопросы социализации личности, ее роли в обществе.

       Идеи  гармонизации отношений личности и  государства находят выражение, в частности, в теории и практике правовой государственности. Для правового государства характерны не только безусловная связанность всех социальных субъектов, включая государство, законом, но и идейные, законодательное и организационное признание государством незыблемости основных прав и свобод, их преимущества перед иными общественными и государственными установлениями. Для правовой государственности характерно также установление и строгое следование принципу взаимной ответственности государства и личности. В чем оно проявляется? Прежде всего, в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности. Государство принимает конкретные обязательства, которые направлены на обеспечение интересов личности. В свою очередь личность обязана соблюдать все правовые установления государства.

       Следует отметить, что государство не может  искусственно завышать или занижать объем прав и свобод личности, ибо  завышение делает право функцией, а ограничение ведет к разрушению государства.

       Курсовая  работа посвящена рассмотрению вопроса  касающихся непосредственно понятий  личности и государства, их взаимозависимости  и взаимоответственности.

       Основная  цель работы - раскрыть сущности личности в правовом государстве.

       Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

       Рассмотреть теоретические основы личности в правовом государстве

       Рассмотреть роль государства в обеспечении  прав и свобод человека и гражданина

       При написании данной работы были использованы как нормативные акты, так и учебная литература философской и юридической направленности, отражающая проблему взаимодействия государства и личности.

       Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка использований литературы.

 

Глава I. Теоретические основы личности в правовом государстве

    1. Понятие человека, гражданина, личности
 

     В современном мире общепризнанным является взгляд на права человека как универсальную  категорию, отражающую наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты  в области свободы личности. В этом плане права человека являются не государственно-правовой, конкретно-юридической категорией, а общесоциальным понятием. Их основные характеристики определяются тем, что: во-первых, они вытекают из природы самого человека и определяются уровнем развития человеческой цивилизации в целом; во-вторых, эти права складываются объективно в результате социально-экономического и политического развития общества, они не зависят от государственного признания; в третьих, права человека принадлежат индивиду от рождения, для обладания ими не требуется наступления каких-либо юридических факторов; в-четвертых, эти права являются неотчуждаемыми, они неотъемлемы от биосоциальной природы человеческой личности. Таким образом, права человека как общесоциальная категория представляют собой объективно складывающиеся в результате закономерного развития человеческой цивилизации и вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования человеческой личности в обществе и государстве. [4]

     Система прав и свобод человека имеет свою логику развития, распадаясь на ряд  последовательных этапов. В последнее  время ученые все чаще говорят  о так называемых «трех поколениях прав человека».[5]

     «Первым поколением» прав человека принято считать гражданские и политические права. Они были завоеваны в ходе буржуазно-демократических революций в Европе, а также в результате борьбы Соединенных Штатов Америки за свою независимость. Политические права были направлены в первую очередь на обуздание произвола государственной власти. В качестве программного требования была выдвинута идея об обязанности государственной власти, не вмешиваться в сферу, задевающую свободу и автономию человека. Это стало возможным только после свершившегося факта разделения властей и утверждения принципа формального равенства всех граждан перед законом независимо от их социального положения. Авторы французской Декларации прав и свобод человека и гражданина полагали, что первопричиной общественных действий и испорченности правительства является невежество и забвение прав человека или пренебрежение ими.

     «Второе поколение» прав человека формировалось  под действием ряда факторов объективного и субъективного свойства. В конце  девятнадцатого – начале двадцатого столетия стали происходить существенные сдвиги в экономической сфере многих промышленно-развитых стран.

     Демократизация  капитала, сопровождающаяся быстрым  ростом акционерных предприятий, концентрацией  производства и возрастанием роли рабочего (профсоюзного) движения стали главными причинами, в силу которых государственно-правовое закрепление получили социально-экономические права. Прежде всего, к ним относят право на труд, на приемлемый уровень жизни, право на образование и многие социальные гарантии: пособия по случаю полной, частичной или временной утраты трудоспособности, право на пенсию, пособие по безработице и т.д.

     Наконец «правами третьего поколения» принято  считать так называемые «права солидарности», имеющие надгосударственную и наднациональную природу и коллективный характер. По общему правилу в качестве таковых называют право на мир, на безопасную экологию, право пользования экономическим и культурным потенциалом человечества.

     Длительная  борьба человека за свою свободу, права  и интересы постепенно материализовалась в нормативно-правовых документах, ставших, по сути, внеисторическими и общечеловеческими. Среди них можно назвать такие, как Великая хартия вольностей (1215 г.); Петиция о праве (1628 г.); Декларация независимости США (1776 г.); Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) и другие.

     Говоря  о правах личности, человека, гражданина, субъекта, зачастую не проводится никакого различия. Между тем это не всегда означает одно и то же. Да и сами категории «Индивид», «Человек», «Личность», «Гражданин», «Субъект» отнюдь не идентичны. Между ними существует тесная взаимосвязь, и они действительно могут иногда заменять друг друга, не искажая при этом существа дела, но тождества, совпадения, здесь нет. Поэтому необходимо выяснить содержание и значение этих понятий.[6]

     Под индивидом понимается отдельный  организм или особь – живое  существо. Следовательно, не всякий индивид есть человек, хотя человек – всегда индивид. Поэтому если при употреблении слова «индивид» имеется в виду человек, то, чтобы быть строго точным, необходимо добавить: человеческий или социальный индивид.

     Человек есть разумное существо, обладающее даром мышления и речи. Этим он отличается от всех иных биологических индивидов. Человек – существо не только биологическое, но и социальное, он находится в сложной системе отношений с другими людьми, осознает и аккумулирует в себе окружающую его действительность, способен изменять ее или, по крайней мере, влиять на нее. Понятия «человеческий индивид» и «человек» совпадают. Необоснованным представляется предложение Кряжева П.Е. различать эти категории по принципу: первое понятие лишь природно-биологическое, а второе только социально-общественное.[7] На самом деле сущность человеческого индивида (человека) природно-общественна, она представляет собой сложную биосоциальную структуру, выступающую и функционирующую в единстве двух начал. Человек одновременно есть и «дитя природы», и «дитя общества», выступает в двух качествах: как биологическая особь и как социальный индивид.

     Не  всякий человек есть личность, хотя всякая личность – человек… Личностью  не рождаются, ею становятся. Ребенок  не личность, душевнобольной тоже. Первобытного человека вряд ли еще можно было назвать личностью. Раб также не рассматривался в качестве личности. Следовательно, личность – понятие несколько более узкое, чем человек, а тем более – чем индивид.

     Под личностью понимается не просто человек, а человек, взятый в совокупности всех тех свойств и качеств, которые формируются в прессе и под влиянием взаимоотношений человека с обществом. Человек становится личностью только благодаря обществу и своим многообразным связям с ним. «Нельзя безоговорочно всех людей без исключения считать личностями, - пишет известный советский философ Тугаринов В.П. Личность должна обладать чертами, которые свойственны лишь взрослому и психически нормальному человеку».[8] Если человек – продукт природы и общества, то личность – только продукт общества.

Информация о работе Теоретические основы личности в правовом государстве