Теоретические аспекты системы развития персонала в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:02, дипломная работа

Описание

Цель исследования – на основе состояния и перспектив кадрового роста персонала в организации разработать комплекс мер повышения эффективно-сти кадровой политики.
Задачи:
1. Раскрыть сущность и задачи управления профессиональным ростом персонала;
2. Проанализировать особенности системы профессионального роста на современных российских предприятиях;
3. Выявить перспективы кадрового роста персонала в ООО СМП «Лен-строй»;

Работа состоит из  1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ.doc

— 490.50 Кб (Скачать документ)

Также важно определить способность сотрудника участвовать в кон­кретном курсе профессионального обучения, т.е. степень его подго­товленности. Косвенными индикаторами этого являются уровень обра­зования, профессиональный опыт, результаты аттестации. Довольно часто используется предварительное тестирование кандидатов для участия в курсе обучения. Присутствие в группе даже одного недостаточно (или слишком) подготовленного участника может значительно снизить эффек­тивность всего курса.

Специалисты в области обучения считают, что не существует одного универсального метода обучения - каждый имеет свои достоин­ства и недостатки. Поэтому большинство современных программ про­фессионального обучения представляют собой сочетание различных при­емов подачи материала - лекций, видеофильмов, деловых игр, моделирования и т.д. Сотрудники отдела профессиональной подготовки должны хоро­шо понимать сильные и слабые стороны каждого из методов и разраба­тывать программы с учетом этого

Программы могут быть разработаны и реализованы самой органи­зацией, или же она может прибегнуть к помощи внешних консультантов. Как уже отмечалось выше, сегодня многие крупные корпорации облада­ют мощными образовательными структурами, однако они же являются важнейшими потребителями услуг по профессиональному обучению. Выбор метода организации обучения зависит от таких факторов, как нали­чие необходимых ресурсов (инструкторов, материалов, помещений) внут­ри организации, уровень подготовленности инструкторов и т.д. Как и в любом случае, когда организация должна принять решение типа «производить или закупать на стороне», решающим фактором является анализ преимуществ и издержек (cost-benefits analysis).

Существует огромное количество методов развития профессио­нальных знаний и навыков. Все они могут быть разделены на две боль­шие группы - обучение непосредственно на рабочем месте и обучение вне рабочего места (в учебном классе). Основными методами обуче­ния на рабочем месте являются: инструктаж, ротация, ученичество и наставничество.

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию при­емов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специаль­но подготовленным инструктором. Инструктаж, как правило, ограничен во времени, ориентированным на освоение конкретных операций или процедур, входящих в круг профессиональных обязанностей обучаю­щегося.

Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с це­лью приобретения новых навыков. Ротация широко применяется предпри­ятиями, требующими от работников поливалентной квалификации, т.е. вла­дения несколькими профессиями. Помимо чисто обучающего эффекта, ротация оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника, по­могает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производствен­ными функциями, расширяет социальные контакты на рабочем месте.

Вместе с названными достоинствами ротация обладает одним серьезным недостатком, который необходимо учитывать при планировании профессио­нального обучения - высокими издержками, связанными с потерей производи­тельности при перемещении работника с одной должности на другую.

Ученичество и наставничество (коачинг) являются традиционными ме­тодами профессионального обучения ремесленников - с древних вре­мен, работая рядом с мастером, молодые рабочие изучали профес­сию. Этот метод широко распространен и сегодня, особенно там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалис­тов - медицине, виноделии, управлении.

Однако современные ученики не обязательно проводят все свое время, наблюдая за тем, как работает наставник, и оказывая ему помощь - они могут занимать ответственные должности и работать самостоя­тельно. Их ученичество заключается в наличии более опытного человека, постоянно следящего за их развитием, оказывающего помощь советами, подсказками и т.д.

Данный метод требует особой подготовки и склада характера от наставника, которым практически невозможно стать по распоряжению сверху (Таблица 1.1.)

Табл. 1.1.

Методы обучения на рабочем месте

Метод

Издержки (подготовка)

Издержки (реализация)

Область применения

Инструктаж

высокие

низкие

Простые операции, ручной труд, высококвалифицированные сотрудники

Ротация

средние

средние

Смежные профессии, подготовка руководителей

Наставни­чество

низкие

высокие

Сложные профессии, высокое мастерство, ручной труд, высокая степень риска

 

 

 

 

Обучение на рабочем месте отличается своей практической направ­ленностью, непосредственной связью с производственными функциями сотрудника, предоставляет, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного. В этом смысле данный вид обучения является оптимальным для выработки навыков, требуемых для выполнения текущих производственных задач. В то же время такое обу­чение часто бывает слишком специальным для развития потенциала сотруд­ника, формирования принципиально новых поведенческих и профессио­нальных компетенций, поскольку не дает ему возможности абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традицион­ного поведения. Для достижения таких целей более эффективны про­граммы обучения вне рабочего места              (Таблица 1.2.).

Лекция является традиционным и одним из самых древних методов профессионального обучения. В ходе лекции (которая сегодня может с успехом быть записана на видео и показана многим группам слушателей), представляющей собой монолог инструктора, аудитория воспринимает учебный материал на слух. Лекция является непревзойденным сред­ством изложения большого объема учебного материала в короткий срок, позволяет развить множество новых идей в течение одного занятия, сде­лать необходимые акценты. Лекции чрезвычайно эффективны с эконо­мической точки зрения, поскольку один инструктор работает с несколь­кими десятками, сотнями и даже тысячами учеников (если используется видео). Ограниченность лекций как средства профессионального обуче­ния связана с тем, что слушатели являются пассивными участниками про­исходящего - лекция не предполагает практических действий со стороны обучающихся, их роль ограничивается восприятием и самостоятельным осмыслением материала. В результате практически отсутствует обрат­ная связь, инструктор не контролирует степень усвояемости материала и не может внести коррективы в ход обучения.

 

 

Табл. 1.2.

Методы обучения вне рабочего места

 

Издержки (подготовка)

Издержки (реализация)

Область применения

Лекция

низкие

низкие

болшой объем материала, множество концепций, большое число слушателей, ограниченные ресурсы

Практическая ситуация

средние

средние

иллюстрация концепций, принятие решений, рассмотрение альтернатив

Деловые игры

высокие

высокие

практические навыки, иллюстрация концепций, виденье организации, подготовка руководителей

Самообучение

низкие-высокие

низкие-средние

теоретические и практические навыки, концепции

 

Рассмотрение практических ситуаций (кейсов) позволяет в определен­ной мере преодолеть этот недостаток. Данный метод обучения пред­полагает анализ и групповое обсуждение гипотетических или реальных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофиль­ма и т.д. В основе рассмотрения практических ситуаций лежит дискуссия, групповое обсуждение, в котором обучающиеся играют активную роль, а инструктор направляет и контролирует их работу. Использование дан­ного метода позволяет участникам программы обучения познакомиться с опытом других организаций (содержание конкретной ситуации), а так­же развить навыки анализа принятия решений, разработки стратегии и тактики. Для успешного использования метода практических ситуаций от обучающихся требуется определенный уровень профессионализма и те­оретических знаний, которые должны быть развиты на рабочем месте или с помощью других методов обучения.

Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близ­кий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Преиму­щество деловых игр состоит в том, что, являясь моделью реальной орга­низации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и тем самым продемонстрировать участникам, к ка­ким конечным результатам приведут их решения и действия. Деловые игры бывают как глобальными (управление компанией), так и локальны­ми (проведение переговоров, подготовка бизнес-плана). Использова­ние этого метода позволяет обучающимся исполнять различные профес­сиональные функции и за счет этого расширить собственное представление об организации и взаимоотношениях ее сотрудников.

Например, исполняющий во время деловой игры роль дирек­тора по продажам директор завода может гораздо лучше понять, под влиянием каких факторов складывается спрос и цена на про­дукцию компании, отношения с заказчиками и т.п., а следова­тельно, по-другому посмотреть на свои функции и на производи­мую его заводом продукцию. Инструктор может усилить данный момент, задавая участникам игры определенный тип поведения, т.е. моделируя его. Деловые игры достаточно полезны с точки зрения выработки прак­тических, управленческих (составления планов, проведения совещаний, пе­реговоров) и поведенческих навыков (удовлетворение потребностей клиентов, ориентированности на качество, сотрудничество). Они менее эффективны для усвоения теоретических знаний и овладения новыми профессиями. Деловые игры дорогостоящи, поскольку для их подго­товки требуются специальные навыки и довольно много времени; эф­фективный разбор деловой игры, имеющий чрезвычайное значение для эффективности этого вида обучения, также требует участия специально подготовленных инструкторов.

Французская фармацевтическая компания использует компью­терную симуляцию для обучения руководителей и специалистов по маркетингу. В ходе игры конкурирующие между собой команды имеют возможность управлять такими параметрами, как цена, затраты на рекламу и продвижение товара, уровень и система стимулирования агентов по продажам, выбирать различные стра­тегии маркетинга. Компьютер симулирует реакцию рынка на дей­ствие компаний, которые могут преуспеть или разориться. Игра позволяет в течение одного дня смоделировать события, занимаю­щие в реальной жизни несколько лет.

Самостоятельное обучение является наиболее простым видом обуче­ния - для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время, - обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно. Организации могут извлечь значительную пользу из самообуче­ния при условии разработки и предоставления сотрудникам эффектив­ных вспомогательных средств - аудио- и видеокассет, учебников, задач­ников, обучающих программ.

Основной чертой самостоятельного обучения является его индиви­дуальный характер. Обучающийся может определять темп обучения, число повторений, продолжительность занятия, т.е. контролировать важные параметры процесса обучения, являющиеся заданными при других ме­тодах. В то же время индивидуальный характер лишает самостоятельное обучение одного из важнейших условий эффективности - обратной свя­зи, - обучающийся предоставлен самому себе. Развитие персональных компьютеров и их мультимедиа приложений позволяет в значительной мере преодолеть этот недостаток.

В продающихся сегодня компьютерных программах обучение про­исходит в режиме постоянного диалога обучающегося с компьютером, причем этот диалог ведется с помощью различных средств общения - компьютерной клавиатуры, голоса, видеоизображений, графических ма­териалов и рисунков. При сохранении преимуществ индивидуального обучения (контроль скорости, повторение, доступность), использование средств мультимедиа дает возможность поддержания постоянной об­ратной связи и корректировки процесса обучения, что значительно по­вышает его эффективность. Исследования американских ученых показа­ли, что компьютеризированное обучение с использованием средств мультимедиа обеспечивает более высокую степень усвояемости мате­риала (на 30%) и более высокий процент запоминания, чем традицион­ные методы.

В отличие от традиционных методов профессионального обучения при компьютеризированном обучении основные издержки связаны с разработкой, а не с реализацией программ обучения - сегодня подго­товка обучающей программы продолжительностью один час стоит око­ло 100 000 долларов. Однако после того, как программа разработана, обучение практически ничего не стоит организации, т.к. для ее использо­вания не нужно ни инструкторов, ни помещений, ни учебных материа­лов. Поэтому при большом числе обучающихся компьютеризирован­ные программы становятся экономически очень выгодными.

Информация о работе Теоретические аспекты системы развития персонала в организации