Шпаргалка по "Менежменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:20, шпаргалка

Описание

Цели и задачи менеджмента различаются. Цель – это результат деятельности организации, заданная точка, которую необходимо достичь. Те цели, которые устанавливает менеджмент для развития организации, являются основными направляющими деятельности предприятия в целом. В основе целеполагания лежат гипотезы и прогнозы. От того, как точно будут сделаны прогнозы и обоснованы гипотезы, будет зависеть положительный результат в будущем.

Работа состоит из  1 файл

шпоры по менеджменту.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили известный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях (с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Велики заслуги в реформировании системы управления России П.А. Столыпина. С 1906 г. он совмещал две должности - министра внутренних дел и премьер-министра. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления. Построение социализма в СССР потребовало создания новой общественной организации управления социалистическим производством.

В первые годы Советской власти получают большую известность труды таких  ученых, как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов.

Известный советский ученый А.К. Гастев занимался вопросами совершенствования  теории и практики организации труда. Им сформулирована и обоснована концепция, получившая название «трудовые установки». Внедрением методики трудовых установок  в практическую деятельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС. Важнейшее место в осуществлении методики трудовых движений отводилось инструктажу.

Недостатком концепции трудовых установок  Гастева является слабая разработка самой методики трудовых установок, выбор слишком узкой базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.

Важная роль в развитии научной  организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значительный вклад в создание теории социалистической рационализации. Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике, но несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и практики организации труда значителен. Им обобщен большой практический материал хозяйственного строительства в СССР.

Проблемы научной организации  труда получили широкое освещение  в трудах П.М. Керженцева, который  распространил понимание научной  организации труда на все сферы  человеческой деятельности.

Особого внимания заслуживает дискуссия, развернувшаяся по проблемам развития научной организации труда и управления в СССР в период подготовки ко II Всесоюзной конференции по НОТ, За несколько недель до конференции были опубликованы две платформы по НОТ. Одна - от группы «Семнадцати» во главе с Керженцевым, другая - от ЦИТ во главе с Гастевым. Полемика между двумя течениями закончилась созданием центральной платформы, принятой на II Всесоюзной конференции по НОТ, в которую вошли положительные моменты обеих дискутировавших платформ.

Крупный вклад в развитие теоретических основ социалистической организации производственных процессов был внесен О.И. Непорентом. Все операции он классифицировал по признаку их сочетания в производственном процессе на три вида: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное, показал их влияние на длительность производственного цикла.

В 30-е гг. была проделана большая  научная и практическая работа по созданию науки об организации производства, труда и управления, результатом  которой был выход в свет первого советского учебника по организации производства. В эти же годы было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая для того времени специальность - инженер-экономист отраслевого профиля, которая вскоре стала ведущей среди экономических специальностей.

В годы Великой Отечественной войны  система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.

В послевоенный период времени возобновилась научная и практическая работа в области организации и управления производством. Вместе с тем, имело место сокращение исследований в области управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться. Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности.

К этому же времени  относится рождение такой важной самостоятельной ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руководством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления производством.

Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы.

Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в  стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся:

1.Реформа системы  управления экономикой 1965 г.

2.Реформа системы  управления 1979 г.

.Ускорение социально-экономического  развития (1986 г.) и переход к рыночным  отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).

В связи с  произошедшими серьезными изменениями  в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия  о механизме перехода к рынку. Специальная комиссии, возглавляемая  академиком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:

.внесение отдельных  элементов рынка в существующую  командно-административную систему  управления;

.быстрый переход  к рынку без какого-либо государственного  регулирования;

.создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики.

Этот вариант  совершенствования системы управления соответствовал предложениям правительства.

Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программа многими учеными рассматривалась как «шоковая терапия».

В настоящее время в России наблюдается  разбалансированность всего механизма  управления страной. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления.

Таким образом, история менеджмента - это история людей, людей планирующих, организующих, подбирающих кадры, руководящих  и контролирующих.

11. Подходы к менеджменту:

 1. Административный – в данном случае регламентируются функции, права, обязанности и элементы системы управления в различных нормативных документах.

2. Воспроизводственный – подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей рынка с наименьшими затратами.

3. Динамический – в данном случае объект управления рассматривается в постоянном развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненностях.

4. Интеграционный – устанавливаются взаимосвязи между подсистемами и элементами системы управления – субъектами управления.

5. Количественный – использование количественных оценок и экономико-математических методов при моделировании производства и управления.

6. Комплексный – учитываются производственные, технические, кадровые, экономические, маркетинговые марко системы управления.

7. Маркетинговый – предусматривает управляющий путь системы на потребителя, на продвижение товаров и услуг.

8. Нормативный – устанавливаются нормативы – регламенты в управлении, на основе которых проектируются составные элементы системы.

9. Поведенческий – заключается в помощи работнику осознать собственные возможности и узнать на практике теорию человеческих отношений.

10. Процессный – управление рассматривают как совокупность взаимосвязанных функций, задач и операций управления, требующих регламентации.

11. Системный – любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое.

12. Ситуационный – предполагает, что применение различных методов управления определяется конкретной ситуацией.

13. Стратегический – основой развития организации является стратегический план, определяющий модель и альтернативы принятия решений в будущем.

14. Функциональный – управление рассматривают как совокупность функций, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели.

12. Особенности современного менеджмента

На смену  традиционному менеджменту, применявшемуся в течении многих десятилетий, пришел современный менеджмент, более сложный  по сравнению с предыдущим.

Возникший на рубеже XIX-XX веков менеджмент явился результатом поиска путей и способов повышения конкурентоспособности, необходимой для выживания на рынке. Предприниматели понимали, что без эффективной внутренней политики, умения принимать взвешенные решения и правильного и своевременного реагирования на происходящие изменения на рынке невозможно сохранение и расширение своего влияния на рынке.

По сравнению  с традиционным менеджментом, включавшим в себя такие этапы как планирование, организацию, контроль за выполнением, функции современного менеджмента включают в себя более широкий набор функций, который, к тому же, постоянно пополняется и расширяется.

Новые функции  современного менеджмента включают в себя необходимость развития способностей, позволяющих быстро изменять стратегию  в случае возникновения внешних или внутренних угроз; развитие личной конкурентоспособности, продвигающей личностный рост и позволяющий повысит конкурентоспособность своего подразделения; расширение межличностных и сетевых коммуникаций посредством личного общения и с помощью современных компьютерных информационных сетей, позволяющих экономить время; постоянное самообучение и обучение новым методам и технологиям управления; осознание своей социальной ответственности и роли оказываемого влияния на подчиненных, необходимость придерживаться общечеловеческих ценностей при принятии любых управленческих решений, создания «теплой» дружественной атмосферы внутри подразделения, к примеру, организуя праздники и поздравления для подчиненных, различные корпоративные мероприятия, можно еще больше сплотить коллектив подразделения; необходимость комплексного обеспечения подчиненных всем необходимым в процессе труда – материалами, информацией, средствами труда; необходимость участия менеджера в различных проектах, основанных на применении новых интеллектуальных методов и технологиях, составляющих наиболее ценный нематериальный актив любой компании; включение в деятельность менеджера задачи по формированию положительного имиджа компании на рынке и своего собственного имиджа внутри компании, по совершенствованию взаимодействия с клиентами фирмы и по увеличению отдачи вложенных в деятельность компании инвестиций.

Основные зарубежные модели менеджмента.

Существуют  следующие различия в функционировании японских и американских фирм в экономике  своих стран:

1. В японской  фирме имеет место более низкая  степень специализации, по сравнению  с американской. Американская фирма  стремится к эффективности путем  высокой специализации и жесткого  разграничения обязанностей, в то  время как японская фирма акцентирует  внимание на способности групп рабочих самостоятельно решать локальные проблемы.

2. В американской  фирме задачи координации и  непосредственного управления производством,  как на цеховом, так и на  межцеховом уровнях четко разделены  и специализированы, в то время как в японской фирме эти две задачи имеют тенденцию интегрироваться в одну. Отсутствие централизованной службы для контроля и распределения потока материалов между цехами является отличительной чертой сборочного завода японской фирмы.

3. В американской фирме размер вознаграждения рабочего определяется категорией рабочего места. Японская фирма пытается стимулировать работников посредством системы заработной платы, которая учитывает трудовой стаж и заслуги последних; продвижением по службе отдельных работников на основе их индивидуальных заслуг; единовременными выплатами в момент выхода на пенсию (система стимулирования, объединяемая понятием «пожизненный найм»).

4. В японской  фирме поведение работника формируется  с учетом необходимости его  соответствия долгосрочной ориентации всей организации. Американская же фирма функционирует в социальной атмосфере, проповедующей равноправие. Соответственно рабочие здесь являются более мобильными, легко меняют место своей работы в поисках лучших индивидуальных возможностей.

5. Заключение  на рынке труда Японии контракта  о квазипостоянном найме отличается  значительно более высокой неопределенностью  относительно теории полноценных  трудовых контрактов, используемых  в США. Их продолжительность  может составлять несколько лет,  сама же работа по таким контрактам стандартизована под контролем со стороны профсоюза.

6. Количество  уровней управления в японской  промышленности более чем в  два раза меньше, чем в американской, что является одной из причин  более высокой производительности. Так в японской автомобильной промышленности имеется всего лишь пять уровней управления по сравнению с 11-12 уровнями управления в американском автомобилестроении. Таким образом, хорошее управление- причина ведущей роли Японии в области производительности труда.

Информация о работе Шпаргалка по "Менежменту"