Шпаргалка по "Менежменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 07:20, шпаргалка

Описание

Цели и задачи менеджмента различаются. Цель – это результат деятельности организации, заданная точка, которую необходимо достичь. Те цели, которые устанавливает менеджмент для развития организации, являются основными направляющими деятельности предприятия в целом. В основе целеполагания лежат гипотезы и прогнозы. От того, как точно будут сделаны прогнозы и обоснованы гипотезы, будет зависеть положительный результат в будущем.

Работа состоит из  1 файл

шпоры по менеджменту.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

1.Менеджмент – это система принципов, методов, форм управления организацией, которые призваны повысить эффективность производства и увеличить прибыльность предприятия. Менеджмент применим к управлению хозяйственной деятельностью любого предприятия или фирмы сферы производства товаров и услуг. Чаще всего менеджмент изучается как дисциплина, которая призвана сформулировать основные принципы управления. Но менеджмент – это также и область профессиональной деятельности, и даже область научного исследования. В связи с этим различают цели и функции менеджмента, различные его виды и конкретные задачи.

Цели и задачи менеджмента различаются. Цель – это результат деятельности организации, заданная точка, которую необходимо достичь. Те цели, которые устанавливает менеджмент для развития организации, являются основными направляющими деятельности предприятия в целом. В основе целеполагания лежат гипотезы и прогнозы. От того, как точно будут сделаны прогнозы и обоснованы гипотезы, будет зависеть положительный результат в будущем. Чем больше временная составляющая прогноза, тем сложнее делать предположения и выдвигать гипотезы, тем неопределённее будущее.

Общие цели менеджмента – это прогнозирование, планирование и достижение запланированных результатов. Основополагающая цель менеджмента любой организации – обеспечение прибыльности этой организации. Также выделяют такие цели, как управление производством, раскрытие кадрового потенциала и его использование, повышение уровня квалификации персонала и его стимулирование. Цель менеджмента – управление, которое ориентируется на конечный положительный результат и успешную деятельность всей организации.

Задача менеджмента – это разработка и апробирование научных подходов, которые призваны обеспечивать стабильную и эффективную работу организации, на практике. Помимо этого, выделяют такие задачи как:

- формирование производства товаров  и услуг, ориентированных на  спрос потребителей.

- привлечение к работам высококвалифицированных  специалистов.

- мотивация сотрудников к эффективному  исполнению своих обязанностей с помощью улучшения условий труда, повышения оплаты.

- определение стратегии развития  предприятия;

- разработка целей и планов  их достижения.

- определение требуемых ресурсов  и методов их обеспечения.

- осуществление функции контроля.

2. Принципы менеджмента реализуются через сознание, интеллект, волю (напористость) и целеустремленность человека. Важно обеспечить такие условия труда, чтобы в максимальной степени использовать эти человеческие качества.

Основные принципы менеджмента  включают в себя:

- принцип научности (важно понимать причины несовпадения целей и результатов, видеть противоречия между теорией и практикой, знать свойства больших систем и методы работы в них);

- принцип системности  и комплексности (важно видеть наиболее значимый комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, входящих в организацию, например, как в Японии: "подсистема пожизненного найма", "подсистема подготовки на рабочем месте", "подсистема ротации кадров", "подсистема репутаций", "подсистема оплаты труда", которые взаимодополняют друг друга и обеспечивают рост производительности труда, жизненного уровня и мотивированности персонала, экономический рост всей страны);

- принцип единоначалия и коллегиальности в выработке решений (за реализацию коллегиально принятого решения персональную ответственность несет руководитель организации);

- принцип демократического  централизма (означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении, соотношение прав и ответственности между руководством и коллективом, нарушение данного баланса ведет либо к автократии в управлении, либо к охлократии (власти толпы));

- принцип баланса власти (основной закон: уровень влияния руководителя на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя);

- принцип оптимального сочетания отраслевых (интересов организаций) и территориальных интересов (экология, занятость населения, социальные, культурно-этнические и экономические проблемы регионов);

- принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ;

- принцип оптимального сочетания положительной синергичности в деятельности организации (через общую заинтересованность в результатах труда) и здоровой состязательности (конкуренции) между ее членами;

постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию.

3. Современный менеджмент имеет следующие характерные черты:

- отказ от рационализма классической школы управление. Стало очевидным, что успех компании зависит прежде всего не от рациональной организации производства продукции, развития специализации, снижения издержек, а всемерного использования гибкости и приспособления к регулярным изменениям внешней среды, которая из себя представляет все те переменные, которые находятся за пределами предприятия им не включены в область непосредственного влияния со стороны менеджмента предприятия. Кроме этого, в рамках внешней среды – социальные условия и факторы, которые предопределяют большинство стратегически важных решений, принимаемых предприятием. Tут ключевая роль принадлежит политическим, экономическим, социально-культурным, правовым, технологическим, экологическим и другим обстоятельствам. Внешние факторы по возрастающей диктуют тактику и стратегию предприятий.

- использование в управленческой  деятельности теории систем, которые  существенно облегчают изучение  деятельности предприятия в единстве  ее составных частей, связанных  тесно с внешним миром. Организация  рассматривается в качестве открытой системы, которой присущ ряд особенностей: структурная связи и взаимовлияние разных компоненты системы друг на друга, наличие определенного числа компонентов, возникновение новых явлений, обновленных процессов, концептуальный характер системы, идентификация системы, которая позволяет отличать ее составные элементы от иных явлений, которые не входят в систему.

- внутренняя обстановка предприятия  формируется под влиянием явлений,  которые оказывают непосредственное  воздействие на процесс по  производству товаров или услуг. Структура предприятия, его ресурсы и культуры, в составе которых первостепенное значение имеет персонал, его способности, знания, искусство взаимодействия – все данные факторы имеют место в рамках предприятия.

Применение ситуационного подхода управления персоналом, в основе которого лежит понятие, что организация предприятия является ответом на разнообразные влияния извне. Все решают определенные особенности – совокупность обстоятельств, которые влияют на деятельность предприятия в конкретный отрезок времени. В связи с этим довольно важно вычленить те приемы и возможности, применение которых может активно содействовать процессу достижения стратегических целей.

- признание социальной ответственности  управленческой деятельности, как перед обществом, так и перед сотрудниками предприятия. В связи с этим характерно повышенное внимание к таким факторам, как демократизация управления, организационная культура (наличие у сотрудников общих целей, непосредственное их участие в достижении данных целей, заинтересованность в конечных результатах предприятия), участие работающих при распределении прибыли, в управлении, собственности. Наиболее важной характеристикой современного менеджмента является ориентация на знания, интеллект, высокую культуру, использование информации, что представляет уже на сегодняшний день ключевой ресурс.

Менеджер и требования, предъявляемые к нему

      Термин  “менеджер”   имеет    довольно   широкое   распространение   и

употребляется применительно к:

     . организатору конкретных видов работ в рамках отдельных  подразделений

       или программно-целевых групп;

     . руководителю предприятия в целом  или его  подразделений  (управлений,

       отделений, отделов);

     . руководителю по отношению к  подчиненным;

     .  администратору  любого  уровня  управления,  организующего   работу,

       руководствуясь современными методами  и др.

      К менеджеру любого  уровня  предъявляются  высокие  требования.  Можно

выделить несколько  ролей, в которых выступает менеджер:

- Менеджер-дипломат.

- Менеджер-инноватор.

- Менеджер-управляющий.

Важнейшие функции менеджера

      Все же важнейшим  требованием к менеджеру любого  уровня является умение

управлять  людьми.  Что  значит  управлять  людьми?   Чтобы   быть   хорошим

менеджером вам  надо  быть  психологом.  Быть  психологом  –  значит  знать,

понимать людей и отвечать им взаимностью. В  этом  во  многом  поможет  язык

жестов и телодвижений. Изучив  этот  язык  менеджер  сможет  лучше  понимать

людей, их действия, чем они обоснованы, сможет добиться взаимного  согласия,

доверия людей, а это самое главное.  Это  способствует  заключению  выгодных

сделок и многому другому.

      Кроме того,  хороший  менеджер должен быть и организатором,  и другом, и

учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером,  и  человеком,  умеющим

слушать  других...  и  все  это  только  для  начала.  Он  должен  знать   в

совершенстве  своих  прямых  подчиненных,  их  способности   и   возможности

выполнения конкретной поручаемой им работы. Менеджер должен  знать  условия,

связывающие предприятие и работников, защищать  интересы  тех  и  других  на

справедливой основе, устранять  неспособных  с  целью  удержания  единства  и

правильности функционирования фирмы.

4. В развитие менеджмента модно выделить несколько этапов.

 

Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями.

 Именно под воздействием  учения Тейлора чуть позже  появляются научные работы по  менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.

Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предоложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.

Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апрбируется социологическая концепция групповых решений.

Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940-1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.

Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д. Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции - 1950-1960 г.)

Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970-1980 гг. Учеными - управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация - это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла просходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И.Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г.Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера и т.д.

Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры" как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.

Информация о работе Шпаргалка по "Менежменту"