Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:40, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является освоение методики проведения маркетингового исследования.
Задачами курсового проектирования являются:
1) Разработка товарной стратегии фирмы;
2) Проведение рыночного исследования, сегментация рынка по типам и сортам продукции, по характеристикам покупателей-пользователей;
3) Выбор стратегии маркетинга и определение ожидаемой эффективности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВЫБОР И ОПИСАНИЕ ТОВАРА 4
1.1. ОЦЕНКА ТОВАРА ПО ПАРАМЕТРАМ 4
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТОВАРА В ПОТРЕБЛЕНИИ 5
1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ 6
2. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА ПО ПОТРЕБИТЕЛЯМ И ТОВАРУ 7
2.1. МОДЕЛЬ ГРАФИЧЕСКОЙ СЕГМЕНТАЦИИ РЫНКА 7
2.2. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА ПО ПАРАМЕТРАМ ПРОДУКЦИИ 9
2.3. ВЫБОР ЦЕЛЕВОГО СЕГМЕНТА РЫНКА 9
3. МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТОВАРА И ЗАПРОСОВ ПОТРЕБИТЕЛЯ 11
4. ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ТОВАРА 16
5. ЭТАПЫ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ 25
5.1. УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ 25
5.2. УПАКОВКА 25
5.3. СКЛАДИРОВАНИЕ 26
5.4. ОТГРУЗКА И ТРАНСПОРТИРОВКА 27
5.5. ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ 27
6. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РЕКЛАМЫ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Рис. 3. Схема позиционирования нового товара относительно цены и наличия функции Surround
Так как, согласно результатов опроса, для потребителей немаловажно наличие функции Surround, предлагается ввести новую технологию производства компонентов телевизора, обеспечивающих данную функцию, которая позволяет снизить их себестоимость, а, следовательно, и цену на новый товар. Причем, внедряемая технология к тому же позволяет делать описанные компоненты более отказоустойчивыми, что может привести к уменьшению затрат потребителей на ремонт (которые тоже очень важны для потенциальных пользователей), откуда вытекает следующая схема:
Наличие ф-ции Surround |
||||
есть |
Новая модель |
«LG» |
||
нет |
«HYUNDAI» , «MECHEL» |
|||
низкие |
средние |
высокие |
Затраты на ремонт |
Рис. 4. Схема позиционирования нового товара относительно затрат на ремонт и наличия функции Surround
Последний шаг в совершенствовании разрабатываемого товара - позиционирование его относительно цены и наличия дополнительных сервисных функций («Teletext», «Картинка в картинке», игры и т. п.):
Наличие дополнительных сервисных функций |
||||
есть |
Новая модель |
«LG» |
||
нет |
«HYUNDAI» |
«MECHEL» |
||
низкая |
средняя |
высокая |
Цена |
Рис. 5. Схема позиционирования нового товара относительно наличия дополнительных сервисных функций и цены
Дополнительные сервисные функции, в нашем случае, являются необходимым элементом оснащения телевизора, разрабатываемого для сегмента с повышенными требованиями к многофункциональности. Теперь мы сможем предложить им желанный товар за относительно меньшую цену (которую можно достичь, например, за счет оптимизации процесса товародвижения).
Далее для каждого из выбранных изделий необходимо получить оценки уровня конкурентоспособности (F). Такая оценка получается с помощью агрегирования характеристик и свойств изделия:
Fe = S Vigie ;
где e - номер (модель) изделия.
Значения критериев элементарных свойств (характеристик) изделия (Lie) берутся из паспортных данных, результатов устного опроса специалистов, анкетирования пользователей или из личного опыта.
Если Lie имеют количественное выражение, то их значения нормируются по следующей формуле:
gie = Lie / Lin ;
где Lin = max Lie.
Для качественных свойств за критерии принимают оценку меры уверенности в том, что данное свойство присутствует в изделии в той или иной мере, то есть принимается:
0 < gie < 1.
Система критериев построена на основе «прямых». Те характеристики, которые являются обратными (вес, габаритные размеры, цена, затраты на эксплуатацию, затраты на ремонт) переводятся в прямые. Прямыми критериями считаются такие, с увеличением которых увеличивается глобальный критерий.
Результаты расчетов коэффициентов Vi и gie сводятся в таблицу 4.
Таблица 4
Многофакторная модель
сегментирования рынка и
Факторы выделения сегментов по товару |
Целевой потребительский сегмент |
Исследуемые модели изделия | |||
MECHEA |
HYUNDAI |
LG | |||
1. Технические характеристики |
0,27 |
||||
1.1 Количество запоминаемых |
0,07 |
1,0000 |
1,0000 |
1,0000 | |
1.2 Четкость и яркость изображения |
0,24 |
1,0000 |
0,6600 |
1,0000 | |
1.3 Мощность динамиков |
0,15 |
1,0000 |
0,5000 |
1,0000 | |
1.4 Вес |
0,05 |
0,6600 |
0,6600 |
1,0000 | |
1.5 Габаритные размеры |
0,17 |
0,6600 |
0,6600 |
1,0000 | |
1.6 Количество функций, |
0,23 |
0,6250 |
0,6250 |
1,0000 | |
1.7 Количество входных и выходных разъемов для подключения дополнительной аппаратуры |
0,11 |
0,2857 |
0,8571 |
1,0000 | |
2. Удобство в эксплуатации |
0,24 |
||||
2.1 Наличие понятной и подробной инструкции на русском языке |
0,08 |
0,0000 |
0,0000 |
1,0000 | |
2.2 Наличие таймера включения/ |
0,11 |
1,0000 |
1,0000 |
1,0000 | |
2.3 Наличие экранного меню на русском языке |
0,21 |
0,0000 |
0,0000 |
1,0000 | |
2.4 Наличие антенны в комплекте с телевизором |
0,03 |
0,0000 |
1,0000 |
1,0000 | |
2.5 Возможность автоматической настройки каналов |
0,14 |
1,0000 |
1,0000 |
1,0000 | |
2.6 Возможность подключения наушников |
0,06 |
0,0000 |
0,0000 |
1,0000 | |
2.7 Наличие функции |
0,19 |
0,0000 |
0,0000 |
1,0000 | |
2.8 Наличие дополнительных |
0,18 |
0,0000 |
0,0000 |
1,0000 | |
3. Стоимостные характеристики |
0,19 |
||||
3.1 Затраты на эксплуатацию |
0,20 |
1,0000 |
1,0000 |
1,0000 | |
3.2 Цена |
0,45 |
0,8333 |
1,0000 |
0,0000 | |
3.3 Затраты на ремонт |
0,35 |
1,0000 |
0,9750 |
0,0000 | |
4. Дизайн |
0,10 |
||||
4.1 Цвет |
0,20 |
1,0000 |
1,0000 |
1,0000 | |
4.2 Материал облицовки |
0,45 |
1,0000 |
1,0000 |
1,0000 | |
4.3 Современность конструкции** |
0,35 |
1,0000 |
0,5000 |
0,7000 | |
5. Гарантийные обязательства |
0,14 |
||||
5.1 Гарантийный срок |
0,63 |
1,0000 |
1,0000 |
1,0000 | |
5.2 Наличие поблизости ремонтных мастерских |
0,37 |
1,0000 |
1,0000 |
1,0000 | |
6. Каналы сбыта |
0,06 |
||||
6.1 Фирменный магазин |
0,36 |
1,0000 |
1,0000 |
1,0000 | |
6.2 Специализированный магазин по продаже видео и аудио техники |
0,32 |
0,8300 |
0,5000 |
1,0000 | |
6.3 Специализированный отдел в универсальном магазине |
0,21 |
1,0000 |
0,6600 |
0,6600 | |
6.4 Личная продажа (по объявлениям |
0,11 |
1,0000 |
1,0000 |
1,0000 |
* Четкость и яркость изображения оценена основе опроса экспертов
** Современность конструкции определена на основе анализа соответствия дизайна рассматриваемых телевизоров дизайну последних моделей ведущих фирм-изготовителей.
После того, как рассчитаны
коэффициенты предпочтительности характеристик
и свойств, пронормированы и агрегированы
показатели всех уровней дерева оценки
потребительских свойств
F (LG) > F (MECHEL) > F (HYUNDAI) (см. данные на стр. 23).
Ответ на вопрос о причинах лидерства телевизора LG CF-21F30 содержится в анализе коэффициентов Fе на странице 23. Очевидно следующее: по соответствию дизайна и каналов сбыта лидирует MECHEL , по стоимостным характеристикам - HYUNDAI, а модель фирмы LG- отстает. Однако, по наиболее значимым для потребителей характеристикам (техническим, удобству в эксплуатации) телевизор LG далеко впереди. Следствием этого и является его суммарное лидерство. Слабые стороны этого товара были учтены при позиционировании нашей новой разрабатываемой модели телевизора.
Обязательный элемент комплекса маркетинга - организация системы товародвижения.
Товародвижение - деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от места их происхождения к местам использования с целью удовлетворения нужд потребителей и с выгодой для себя. Товародвижение - это не только источник издержек, но и потенциальное орудие формирования спроса. За счет совершенствования системы товародвижения можно предложить лучшее обслуживание или снижение цены, привлекая тем самым клиентов выбранного для работы сегмента рынка.
Рассмотрим систему
Уровень товарных запасов во многом зависит от поступающих предприятию заявок на товар и от того, насколько быстро можно их удовлетворить. Лучшим вариантом для нашей фирмы будет использование компьютерной системы, которая сможет в кратчайшие сроки получить заказ, проверить кредитоспособность клиента и наличие или отсутствие товара на складе. Компьютер также может оформить заказ на изготовление продукции для пополнения запасов.
Решение об уровне товарно-материальных
запасов оказывает заметное влияние
на удовлетворенность
Многие товары, предлагаемые
на рынке, должны быть обязательно упакованы.
Для телевизоров упаковка играет
очень существенную роль, так как
предохраняет от механических повреждений
в процессе хранения и транспортировки
товара. Упаковка - это разработка и производство
вместилища или оболочки для товара. Упаковка
нашего товара будет включать в себя три
слоя. Внутренняя упаковка - непосредственное
вместилище товара - которым будет служить
пенопласт. Внешняя упаковка - материал,
служащий защитой для внутренней упаковки
и удаляемый при подготовке к непосредственному
использованию - коробка из плотного картона.
Транспортная упаковка - вместилище, необходимое
для хранения идентификации или транспортировки
товара - будет определяться в зависимости
от конкретных условий товародвижения.
Примем решение о концепции упаковки:
упаковка для нового телевизора будет
играть в основном защитную роль, а также
роль по обеспечению удобства покупки
и транспортировки потребителями. Конструкция
упаковки: ; форма обычная - в виде куба;
материал - плотный картон; текст наноситься
красными буквами в целях привлечения
внимания. С двух сторон в коробке будут
сделаны вырезы-ручки для удобства. На
коробку нанесем информационно-
Нашей фирме непременно придется хранить произведенный товар до момента его продажи. Организация хранения необходима, потому что циклы производства и потребления редко совпадают друг с другом. Нам необходимо решить вопрос о желаемом количестве пунктов хранения телевизоров. Известно, что чем больше пунктов хранения, тем быстрее можно будет доставить товар потребителям. Так как в данном курсовом проекте фирма не предполагает предоставления очень широкого спектра сервисных услуг (за счет чего была снижена цена на новый товар на этапе позиционирования), то число необходимых пунктов хранения новых товаров нашей фирмы будет не очень большим. Если же в дальнейшем фирма примет решение о необходимости расширения предоставляемых услуг, то количество складов, естественно, должно быть увеличено. Можно хранить часть товарных запасов на самом предприятии, а остальные - на складах в разных частях страны. Склады могут быть собственными или арендованными, но так как собственные склады отвлекают значительную часть капиталов фирмы, то в данном случае мы будем арендовать склады, которые будут оказывать дополнительные услуги по осмотру товара, его упаковке, отгрузке и оформлению счетов-фактур. Удобно будет использовать автоматические склады, работающие под контролем центральной ЭВМ. А таких складах меньше производственных травм, ниже издержки на оплату рабочей силы, меньше случаев хищений и повреждений товаров и более совершенная система управления запасами.
От выбора перевозчика нового товара зависит уровень цены товара, своевременность его доставки, состояние в момент прибытия к месту назначения. Все это, в свою очередь, несомненно сказывается на степени удовлетворенности покупателей. При отгрузке телевизоров складам, дилерам и покупателям фирме удобнее всего пользоваться одним или несколькими видами транспорта: железнодорожным, автомобильным и (или) воздушным. В редких случаях - водным.
Железнодорожный транспорт.
Железные дороги являются самым крупным перевозчиком страны. С точки зрения затрат железные дороги наиболее привлекательны. Недавно железные дороги начали увеличивать число услуг с учетом специфики клиентов. Было создано новое оборудование для более эффективной грузообработки отдельных товаров, платформы для перевозки контейнеров - удобного и мобильного средства транспортировки. Эти нововведения будут способствовать более оптимальной транспортировке телевизоров.
Автомобильный транспорт.
Этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения. Грузовики в состоянии перевозить товар от двери до двери. Это может избавить нашу фирму от лишних перевозок. Во многих случаях автотранспортные тарифы конкурентно сопоставимы с тарифами железных дорог, но при этом грузовики обычно обеспечивают более высокую оперативность оказываемых услуг. Также налицо весьма высокая надежность соблюдения графика доставки.
Воздушный транспорт.
Тарифа авиаперевозок гораздо выше железнодорожных или автомобильных, но их использование также не исключено в силу несомненного преимущества данного вида транспорта в скорости перевозок и возможности достижения отдаленных рынков.
В зависимости от конкретных обстоятельств на рынке, специфики потребителей фирма будет выбирать тот или иной вид транспорта из предложенных выше.
Товар, выпускаемый нашей фирмой, обычно предполагает наличие тех или иных услуг. Сервис может быть незначительным, а может играть для товара определяющую роль. При налаживании сервисной службы нам предстоит принять три решения:
1) какие услуги включить в рамки сервиса?
2) какой уровень сервиса
3) в какой форме предлагать услуги клиентам?
Для этого, во-первых, проведем дополнительное анкетирование потребителей выбранного целевого сегмента. Это необходимо для выяснения того, какие основные услуги можно было бы им предложить, и какова относительная значимость каждой из них. Образец предполагаемой анкеты приведен ниже: