Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:40, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является освоение методики проведения маркетингового исследования.
Задачами курсового проектирования являются:
1) Разработка товарной стратегии фирмы;
2) Проведение рыночного исследования, сегментация рынка по типам и сортам продукции, по характеристикам покупателей-пользователей;
3) Выбор стратегии маркетинга и определение ожидаемой эффективности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВЫБОР И ОПИСАНИЕ ТОВАРА 4
1.1. ОЦЕНКА ТОВАРА ПО ПАРАМЕТРАМ 4
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТОВАРА В ПОТРЕБЛЕНИИ 5
1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ 6
2. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА ПО ПОТРЕБИТЕЛЯМ И ТОВАРУ 7
2.1. МОДЕЛЬ ГРАФИЧЕСКОЙ СЕГМЕНТАЦИИ РЫНКА 7
2.2. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА ПО ПАРАМЕТРАМ ПРОДУКЦИИ 9
2.3. ВЫБОР ЦЕЛЕВОГО СЕГМЕНТА РЫНКА 9
3. МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТОВАРА И ЗАПРОСОВ ПОТРЕБИТЕЛЯ 11
4. ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ТОВАРА 16
5. ЭТАПЫ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ 25
5.1. УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ 25
5.2. УПАКОВКА 25
5.3. СКЛАДИРОВАНИЕ 26
5.4. ОТГРУЗКА И ТРАНСПОРТИРОВКА 27
5.5. ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ 27
6. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РЕКЛАМЫ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Министерство общего и профессионального образования РФ
Кафедра экономики и предпринимательства
Маркетинг потребительских товаров
курсовой проект
Дисциплина: Маркетинг
Выполнил студент гр.ЭЗ-3716
Направление: Менеджмент
Руководитель:
Дата защиты: ______________
Оценка: ___________________
Для того, чтобы понять клиентов фирмы, ее конкурентов, дилеров и т.п. каждый субъект рыночных отношений должен прибегнуть к маркетинговым исследованиям. Крупные компании ежегодно заказывают проведение трех-четырех таких исследований, а мелкие делают это реже, но все же с неизменной регулярностью.
Целью данного курсового проекта является освоение методики проведения маркетингового исследования.
Задачами курсового проектирования являются:
1) Разработка товарной стратегии фирмы;
2) Проведение рыночного
исследования, сегментация рынка
по типам и сортам продукции,
по характеристикам
3) Выбор стратегии
маркетинга и определение
В качестве методологии курсового проектирования используется системный подход. Системный подход с точки зрения маркетинга означает, что в сфере маркетинговой деятельности могут быть выделены подсистемы, которые обладают собственной целью, зачастую отличающейся от глобальной цели, стоящей перед экономической системой в целом.
Проект выполняется с
Из перечня
Применительно к данным моделям телевизоров и будет проводиться дальнейшее исследование.
Как правило, модели одного и того же товара различаются качественными характеристиками, набором потребительских свойств и удовлетворяют потребности разных сегментов рынка. Поэтому имеет смысл описать модели товаров по совокупности параметров, характеризующих их положение на рынке. Система показателей формируется на основе сведений, приведенных в паспортных данных изделия и восприятия пользователем потребительских свойств товара.
Описание моделей товара проводится с помощью табл. 1 и табл. 2.
Таблица 1
Оценка товара по параметрам
№ п/п |
Наименование параметра |
Модели товара | ||
MECHEL |
HYUNDAI |
LG | ||
1. |
Оценка объективных параметров товара | |||
1.1. |
Уровень качества |
высокий |
средний |
средний |
1.2. |
Материал изготовления |
сплавы пластмассы и металлов |
сплавы пластмассы и металлов |
сплавы пластмассы и металлов |
1.3. |
Цвет |
черный |
черный |
черный |
1.4. |
Вес модели (кг.) |
21 |
17 |
20 |
1.5. |
Диапазон рыночной цены (тыс. руб.) |
2,7-3,0 |
2,6-2,9 |
3,5-3,8 |
1.6. |
Общий внешний вид |
современный |
весьма старомодный |
весьма современный |
1.7. |
Уровень сложности конструкции и ее особенности по сравнению с другими моделями изделия |
средний |
низкий |
высокий |
1.8. |
Основные технические характеристики изделия | |||
1.8.1. |
Принимаемые системы |
PAL, SECAM B/G, SECAM D/K |
PAL, SECAM B/G, SECAM D/K, NTSC (VCR playback) |
PAL, PAL-I, SECAM B/G, SECAM D/K, NTSC (VCR playback), PAL-60Hz (VCR, computer, games) |
1.8.2. |
Диапазон каналов |
VHF: 1 - 12 UHF: 21 - 69 |
VHF: 2 - 12+catv UHF: 21-69 |
VHF: 1 - 12 UHF: 21 - 69 |
1.8.2. |
Громкоговоритель |
2Вт. - 1шт. |
1Вт. - 2шт. |
2Вт. - 2шт. |
1.8.3. |
Источник питания |
220-230В 50Гц |
220-230В 50Гц |
220-230В 50Гц |
1.8.4. |
Потребляемая мощность |
90Вт |
90Вт |
90Вт |
1.8.5. |
Терминалы |
SCART |
AV-вход/выход, SCART |
AV-вход/выход |
2. |
Оценка рыночных параметров товара | |||
2.1. |
Конкурентоспособность товара |
средняя |
низкая |
высокая |
2.2. |
Удобство покупки и |
нет ручек на коробке - низкое |
нет ручек на коробке - низкое |
высокое |
2.3. |
Привлекательность упаковки |
средняя |
средняя |
средняя |
3. |
Оценка товара в процессе потребления | |||
3.1. |
Уровень прочности |
средний |
средний |
средний |
3.2. |
Частота возникновения поломок в процессе эксплуатации |
0,15 |
0,16 |
0,6 |
3.3. |
Качества товара, способствующие покупке и потреблению |
весьма прост в эксплуатации |
низкая цена |
Много-функциональность |
3.4. |
Качества товара, препятствующие покупке и потреблению |
неудобный пульт ДУ |
очень малое функциональное оснащение |
высокая цена |
3.5. |
Качества товара, которые больше всего нравятся потребителям |
хороший, прямоугольный и довольно плоский экран |
довольно удобный пульт ДУ |
наличие меню, наличие функции Surround |
3.6. |
Частота дефектов при покупке товара |
0.008 |
0,01 |
0,011 |
3.7. |
Затраты на эксплуатацию (руб/год) |
50 |
50 |
50 |
На сегодняшний день на рынке предлагается очень большое количество телевизоров различных моделей, которые коренным образом различаются по цене (от 400 руб. - до 17 тыс. рублей), качеству (от дешевых китайских “переносных” телевизоров (напр. Elekta) до топовых моделей телевизоров класса Hi-Еnd ведущих мировых фирм-производителей) и внешнему виду (стандартные “черные ящики” и суперсовременные телевизоры космического дизайна выполненные из натуральных пород дерева или из материалов, синтезированных благодаря достижениям НТП).
Потребители в современных условиях характеризуются большой разницей в получаемых ими доходах и, поэтому, имеет место спрос как на самые дешевые и (как правило) ненадежные марки телевизоров, так и на самые дорогие, хотя, безусловно, они и не по карману большинству людей. Наибольшей популярностью у покупателей пользуются телевизоры средней ценовой категории, к которой относятся и модели, рассматриваемые в данном курсовом проекте.
Приобретенные телевизоры используются обычно около 5 часов ежедневно. Таким образом можно рассчитать примерную величину годовых затрат на эксплуатацию рассматриваемых моделей телевизоров. Принимая во внимание, что их потребляемая мощность одинакова (90 Вт (т.е. 0,09 Квт)), получаем: [(0,09кВт х 5ч.) х 365дн.] х 0,3 руб. »50 руб. Уровень приспосабливаемости к товару высокий, так как обычно для того, чтобы понять принципы его использования достаточно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации. Покупка телевизора является вынужденной, потому что трудно представить себе полноценную жизнь без него. Срок замены товара составляет приблизительно 7 лет.
Таблица 2
№ п/п |
Наименование параметра |
Модели товара | ||
MECHEL |
HYUNDAI |
LG | ||
1. |
Уровень обеспеченности товаром , % |
6 |
5 |
8 |
2. |
Сроки физического износа товара: - нормативный (лет) - фактический (лет) |
10 20 |
10 20 |
10 20 |
3. |
Срок морального износа товара (лет) |
2 |
1 |
3 |
4. |
Уровень удовлетворенности покупкой |
средняя |
низкая |
высокая |
5. |
Уровень соответствия товара ожиданиям потребителя |
частично соответствует |
частично соответствует |
соответствует |
6. |
Желание повторить покупку |
среднее |
низкое |
высокое |
7. |
Желание купить вместо данного товара что-то новое |
довольно низкое |
довольно высокое |
низкое |
8. |
Рекомендации и предложения по усовершенствованию товара, высказанные потребителями |
оснастить телевизор функцией пространственного звучания; обеспечить прием телетекста; повысить функциональность пульта ДУ |
добавить отсутствующие |
повысить надежность в эксплуатации; обеспечить возможность раздельной установки параметров изображения и звука для каждого канала; добавить игровые функции; повысить удобство пульта ДУ |
Сегментирование рынка -
один из важнейших инструментов маркетинга,
позволяющий анализировать
Объектами сегментации могут быть потребители, товары и сами фирмы.
Как правило, сегментирование
рынка осуществляется в рамках политики
целевого маркетинга, предполагающего
изучение и удовлетворение запросов
различных потребительских
В зависимости от производственных
возможностей и ресурсов фирмы, идея
целевого маркетинга реализуется в
виде стратегии дифференцированного
и концентрированного маркетинга. Последние
различаются между собой
Рынки состоят из покупателей, а покупатели отличаются друг от друга по самым разным параметрам. Разными могут быть потребности, ресурсы, географическое положение, покупательские отношения и привычки. Любой из этих переменных можно воспользоваться в качестве основы для сегментирования рынка. Задача данного этапа - выявить наиболее важные черты каждой группы потребителей, которые обуславливают специфику требований, предъявляемых к товару со стороны той или иной потребительской группы, использовать выделенные признаки в качестве базы сегментирования рынка потребителей. Какого-то единого метода сегментирования не существует. В данном курсовом проекте предположим возможность сегментирования рынка потребителей телевизоров на базе следующих факторов:
Данная сегментация
Рис. 1. Модель графической сегментации рынка потребителей телевизоров
Итак, в данном курсовом проекте выбрана сегментация рынка потребителей в зависимости от трех факторов:
Сегментация рынка по продукту имеет особенно важное значение при планировании выпуска и сбыта новых изделий, так как позволяет анализировать, какие именно параметры того или иного изделия могут быть привлекательны для потребителей и насколько конкурирующие предприятия позаботились об удовлетворении пожеланий клиентов при разработке своих изделий.
При этом необходимо
определить, во-первых, для каких
групп пользователей
Решить поставленные задачи можно методом однофакторных или многофакторных моделей, причем в данном курсовом проекте для этого используется именно многофакторная модель. Многофакторная модель сегментирования рынка по продукту имеет место, когда модели изделия классифицируются по совокупности нескольких признаков одновременно, например, техническим характеристикам, уровню предоставляемого сервиса, цене, гарантиям изготовителя, каналам сбыта и оценивается восприятие уровня этих характеристик потребителями (либо наличие характеристик согласно паспортным данным) у различных моделей исследуемого товара.
Общая схема многофакторного сегментирования рынка телевизоров по продукту приведена в таблице 4.
Из большого количества
сегментов (27 шт.), на которые выше были
разделены все потребители
Так, у потребителей, принадлежащих к сегменту «новатор - высокий уровень дохода - качество» основное требование к товару - его новизна. Новатор будет стремиться приобрести на рынке самую качественную вещь последней модели, тем более, что это позволяет его финансовое положение. Причем ему не важно, как долго прослужит покупка, ему важно обладать ею в данный момент. То есть телевизор у таких потребителей заменяется вследствие его морального износа, а не физического. Работая на данный сегмент фирма может встретиться с низким уровнем текущего сбыта из-за малого количества потенциальных потребителей, значительными темпами роста предприятия из-за возможности получать высокую прибыль от дорогих товаров, благоприятная почва для разработок все более качественных телевизоров, потребность в которых на лицо, то есть при этом норма прибыли может быть высокой. Однако, большой минус при работе на данный сегмент - очень сильная конкуренция, т. к. многие фирмы стремятся работать на богатых, желающих приобретать новые разработки.