Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:40, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является освоение методики проведения маркетингового исследования.
Задачами курсового проектирования являются:
1) Разработка товарной стратегии фирмы;
2) Проведение рыночного исследования, сегментация рынка по типам и сортам продукции, по характеристикам покупателей-пользователей;
3) Выбор стратегии маркетинга и определение ожидаемой эффективности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВЫБОР И ОПИСАНИЕ ТОВАРА 4
1.1. ОЦЕНКА ТОВАРА ПО ПАРАМЕТРАМ 4
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТОВАРА В ПОТРЕБЛЕНИИ 5
1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПОТРЕБЛЕНИЯ 6
2. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА ПО ПОТРЕБИТЕЛЯМ И ТОВАРУ 7
2.1. МОДЕЛЬ ГРАФИЧЕСКОЙ СЕГМЕНТАЦИИ РЫНКА 7
2.2. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА ПО ПАРАМЕТРАМ ПРОДУКЦИИ 9
2.3. ВЫБОР ЦЕЛЕВОГО СЕГМЕНТА РЫНКА 9
3. МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТОВАРА И ЗАПРОСОВ ПОТРЕБИТЕЛЯ 11
4. ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ТОВАРА 16
5. ЭТАПЫ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ 25
5.1. УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ 25
5.2. УПАКОВКА 25
5.3. СКЛАДИРОВАНИЕ 26
5.4. ОТГРУЗКА И ТРАНСПОРТИРОВКА 27
5.5. ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ 27
6. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РЕКЛАМЫ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Сегмент «консерватор - низкий доход - экономия»: Потребители такого типа личности в силу своей покупательной способности не будут приобретать товар только потому, что он вновь появился на рынке. Такой потребитель очень расчетлив, с реальными взглядами на жизнь. Стремиться избегать рисковых вариантов. Приверженец старых привычек, уже проверенных товаров (в данном случае - телевизоров). Вывести совершенно новый товар на рынок данного сегмента практически невозможно. Хотя на этом сегменте довольно низкая конкуренция, темпы роста и нормы прибыли предприятия в силу малых доходов низки. Следовательно, уровень текущего сбыта также не привлекает.
Выделим для дальнейшей работы сегмент рынка, в который входят потребители, характеризующиеся средним уровнем доходов и либеральным типом личности, для которых решающее значение при выборе телевизора имеет его многофункциональность. Выбор данного сегмента основан на том, что, в силу средних доходов предполагаемых потребителей, он имеет довольно высокий потенциал расширения и развития (из-за увеличивающейся в последнее время численности представителей данного сегмента), в результате чего возникает принципиальная возможность занять вновь появляющиеся рынки сбыта, где, по причине либеральных настроений покупателей можно, сократив расходы на обеспечение повышенной надежности выпускаемой продукции и постоянное совершенствование ее дизайна и ,наоборот, - увеличив затраты на разработку и обеспечение товаров широким набором удобных сервисных функций, можно ожидать победы в конкурентной борьбе (тем более, что личности такого типа довольно легко поддаются рекламному воздействию).
Так как к разработке принят только один сегмент рынка, то в данном случае оправдано использование концентрированного маркетинга в качестве стратегии охвата рынка, преимущества которого в возможности обеспечения прочной позиции в обслуживаемом сегменте, потому что после проведения на нем маркетинговых исследований можно лучше других узнать потребности и нужды входящих в него потребителей. Но необходимо отметить, что концентрированный маркетинг связан с повышенным уровнем риска, т. к. выбранный сегмент может не оправдать надежд и в него может внедриться конкурент.
В данном разделе будут освещены пять основных этапов исследования:
На первом этапе, в конкретной ситуации, формирование проблемы и цели исследования состоит в следующем: проблема - недостаточный спрос на предлагаемые к рассмотрению модели телевизоров. То есть в ходе исследования нужно ответить на вопросы: 1) каким образом потребитель выбирает себе модель товара?; 2) как привлечь к покупке телевизоров нашей фирмы большее количество покупателей?. Целью исследования предлагаемых товаров и запросов потребителей является сбор первичных данных, проливающих свет на проблему, помогающих выработать идею более совершенного изделия (т.о. цель исследования - поисковая).
На втором этапе необходимо определить вид интересующей нас информации. Очевидно, что это - первичные данные - информация, собранная впервые для сформулированной выше цели. Существует три способа сбора первичных данных: наблюдение, эксперимент и опрос. В данном случае наиболее приемлемым оказывается метод опроса, с помощью которого можно получить информацию о знаниях, убеждениях и предпочтениях людей, о степени их удовлетворенности представляемыми телевизорами. Воспользуемся самым распространенным видом опросов - анкетным, как самым доступным.
Образец анкеты приведен ниже:
Уважаемый пользователь !
Мы проводим маркетинговое исследование, которое поможет выявить соответствие представленных на рынке телевизоров Вашим ожиданиям и их наиболее предпочтительные для Вас свойства. Результаты этого исследования будут использованы в целях дальнейшего усовершенствования существующих моделей телевизоров. Вы окажете нам неоценимую помощь, ответив на следующие вопросы:
1. Имеете ли Вы телевизор, если да, то какой марки ? _________________________
2. Как давно Вы приобрели телевизор ?______ мес. / лет назад
3. Сколько раз Вам приходилось
ремонтировать телевизор за
4. Удовлетворены ли Вы своей покупкой (отметьте выбранный вариант - [Х] )?
5.Соответствует ли купленный телевизор Вашим ожиданиям ?
6. Если бы Вам предложили обменять Ваш телевизор, то Вы бы:
7. Укажите причины, которые способствовали покупке Вами именно этой модели и марки телевизора
8. Укажите качества Вашего телевизора (если таковые имеются), которые могли препятствовать его покупке
9. Укажите функции, которые Вы бы хотели добавить к своему телевизору для повышения удобства в его эксплуатации
При ответах на следующие вопросы пронумеруйте перечисленные варианты по степени их значимости и предпочтительности для Вас при покупке телевизора
10. Потребительские свойства товара (от 1 - до 6):
__Технические характеристики
__Удобство в эксплуатации
__Стоимостные характеристики
__Дизайн
__Гарантийные обязательства
__Каналы сбыта
10.1. Технические характеристики (от 1- до 7):
__Количество запоминаемых программ
__Четкость и яркость изображения
__Мощность динамиков
__Вес
__Габаритные размеры
__Количество функций,
выполняемых с пульта
__Количество входных
и выходных разъемов для
10.2. Удобство в эксплуатации (от 1- до 8):
__Наличие понятной и подробной инструкции на русском языке
__Наличие таймера включения/
__Наличие экранного меню на русском языке
__Наличие антенны в комплекте с телевизором
__Возможность автоматической настройки каналов
__Возможность подключения наушников
__Наличие функции объемного пространственного звучания (“Dolby Surround”)
__Наличие дополнительных сервисных функций (“Картинка в картинке”, прием телетекста, игры и т.п.)
10.3. Стоимостные характеристики (от 1 - до 3):
__Затраты на эксплуатацию
__Цена
__Затраты на ремонт
10.4. Дизайн (от 1 - до 3):
__Цвет
__Материал облицовки
__Современность конструкции
10.5. Гарантийные обязательства (1 и 2):
__Гарантийный срок
__Наличие поблизости
10.6. Каналы сбыта (от 1 - до 4):
__Фирменный магазин
__Специализированный магазин
__Специализированный отдел в универсальном магазине
__Личная продажа (по
В заключение ответьте на следующие вопросы:
11. Уровень годовых доходов Вашей семьи:
12. На какие источники
информации Вы бы предпочли
опереться при выборе
13. К какому типу потребителей Вы себя относите:
Большое спасибо за Ваши ответы !
На основе ответов, полученных на вопросы № 1-9 и 11-13 анкеты можно, вернувшись к таблице 2, заполнить ее. Ответы экспертов на вопрос № 10 сводятся в таблицу ранжирования (табл. 3), но прежде чем ее заполнить необходимо построить дерево оценки потребительских свойств товара, которое представляет собой иерархическую модель, состоящую из целей (общих свойств товара) и подцелей (отдельных характеристик этих свойств). Такая модель помогает структурировать результаты опроса потребителей. Дерево оценки потребительских свойств рассматриваемых телевизоров приведено на рис. 2.
Теперь данные опроса
потребителей занесем в
Таблица 3
Таблица ранжирования
Номер |
Номер эксперта |
||||||||||
цели (i) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Srij |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
13 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
19 |
3 |
4 |
3 |
1 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
31 |
4 |
3 |
5 |
6 |
5 |
4 |
5 |
5 |
6 |
5 |
5 |
49 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
40 |
6 |
6 |
6 |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
5 |
6 |
6 |
58 |
Srij |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
210 |
1.1 |
6 |
6 |
7 |
4 |
6 |
6 |
6 |
7 |
6 |
7 |
61 |
1.2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14 |
1.3 |
5 |
4 |
4 |
2 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
4 |
39 |
1.4 |
7 |
7 |
6 |
7 |
7 |
7 |
7 |
6 |
7 |
6 |
67 |
1.5 |
3 |
3 |
3 |
5 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
33 |
1.6 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
17 |
1.7 |
4 |
5 |
5 |
6 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
49 |
Srij |
28 |
28 |
28 |
28 |
28 |
28 |
28 |
28 |
28 |
28 |
280 |
2.1 |
7 |
6 |
5 |
7 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
5 |
60 |
2.2 |
5 |
5 |
6 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
7 |
51 |
2.3 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
13 |
2.4 |
8 |
8 |
8 |
8 |
7 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
79 |
2.5 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
21 |
2.6 |
6 |
7 |
7 |
6 |
8 |
7 |
7 |
7 |
7 |
6 |
68 |
2.7 |
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
41 |
2.8 |
3 |
4 |
2 |
1 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
27 |
Srij |
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
36 |
360 |
3.1 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
28 |
3.2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
13 |
3.3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
19 |
Srij |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
60 |
4.1 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
28 |
4.2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
13 |
4.3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
19 |
Srij |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
60 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
11 | |
5.2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
19 |
Srij |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
30 |
6.1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
14 |
6.2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
18 |
6.3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
4 |
3 |
3 |
29 |
6.4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
39 |
Srij |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
100 |
В результате обработки данных анкетного опроса (табл. 3) становится возможным сформулировать идеи по совершенствованию изделия, а также определить наиболее конкурентоспособные по группе товаров и потребителей изделия.
Данные могут обрабатываться как в ручную, так и с помощью ЭВМ. В данном курсовом проекте производились именно расчеты на ЭВМ. В работе использовался один из популярных методов экспертных оценок - ранговый метод, согласно которому в первую очередь определяется солидарность группы экспертов с помощью коэффициентов конкордации:
W =
где n - количество целей;
m - количество экспертов (респондентов);
i - номер цели;
j - номер эксперта;
rij - ранг i-цели по мнению j-го эксперта.
При этом должно соблюдаться условие:
0 < W < 1; W > 0,52
Если условие (2) не соблюдается, необходимо принять меры к повышению уровня солидарности экспертов:
На основе таблицы ранжирования (табл. 3) определяются коэффициенты предпочтительности свойств (веса подцелей):
Vi =
При этом Vi = 1; 0 < Vi < 1.
По Vi max определяется набор предпочтительных характеристик и свойств изделия, формулируется идея совершенствования товара.
Коэффициенты W и V подсчитаны с помощью компьютера; результаты проведенных вычислений приведены ниже:
" ТЕХНОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ "
Количество целей : 6
Количество экспертов для ранжирования подцелей : 10
***** Таблица ранжирования подцелей *****
Nпц\Nэ ¦ 1¦ 2¦ 3¦ 4¦ 5¦ 6¦ 7¦ 8¦ 9¦10¦
--------+--+--+--+--+--+--+--+
1.1 ¦ 6¦ 6¦ 7¦ 4¦ 6¦ 6¦ 6¦ 7¦ 6¦ 7¦
--------+--+--+--+--+--+--+--+
1.2 ¦ 1¦ 1¦ 2¦ 3¦ 1¦ 2¦ 1¦ 1¦ 1¦ 1¦
--------+--+--+--+--+--+--+--+